г. Хабаровск |
|
05 сентября 2012 г. |
Дело N А73-6053/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" на решение от 17 июля 2012 года по делу N А73-6053/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (ОГРН 1072721019018, ИНН 2721151803)
к Административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск"
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск" (далее - административный орган) от 02.05.2012 г. N 01/874 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края, Кодекс) и наложением штрафа в размере 5000 руб.
Решением суда от 17 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт. Заявитель полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам делам, так как материалами дела не подтверждено событие вмененного нарушения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Административный орган в письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В результате проведенной 24.04.2012 проверки общества административным органом выявлен факт нарушения Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721, а именно установлено, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 153, на прилегающих территориях к контейнерным площадкам (2 шт.) складирован и не вывезен крупногабаритный и бытовой мусор, водоотводный лоток вдоль дворового проезда не в полном объеме очищен от мусора. Факт нарушения зафиксирован актом осмотра территории от 24.04.2012 N 42 ЖКХ, составленным в присутствии двух понятых, а также материалами фотосъемки.
О дате и времени проведении проверки, общество было извещено уведомлением от 23.04.2012 N 1.1-21/772 (вручено 23.04.2012 под вх. N 1213).
Установив признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, должностным лицом административного органа в отсутствие законного представителя общества, при надлежащем его уведомлении 26.04.2012 составлен протокол N 000559.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, административной комиссией при надлежащем уведомлении ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", вынесено постановление от 02.05.2012 N 01/874 о назначении административного наказания по части 1 статьи 37 Кодекса в виде штрафа в размере 5000 руб.
Постановление административной комиссии оспорено обществом в арбитражный суд.
Поддерживая выводы суда первой инстанции об отказе в отмене оспариваемого постановления административного органа, апелляционная коллегия судей руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск" (далее - Правила), которые регулируют правоотношения, возникающие в сфере благоустройства.
Пункт 7 Правил благоустройства предусматривает, что физические и юридические лица обязаны убирать, содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным требованиям и требованиям настоящих Правил, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание.
Прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, нежилого помещения в жилом доме (в пределах занимаемого помещения по фасаду здания), к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц (подпункт 14 пункта 6 Правил благоустройства).
Содержание территории - комплекс работ по ремонту, реконструкции, уборке автомобильных дорог местного значения, отмосток, тротуаров, дворовых и межквартальных проездов, озелененных территорий, подпорных стенок, автопарковочных карманов, внутриквартальной и придомовой ливневой канализации и дренажа, других элементов благоустройства, отвечающий строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, а также условиям безбарьерной среды для маломобильных групп населения, включающий текущий и капитальный ремонт, регулярную уборку от мусора, снега, льда, подсыпку песком или разрешенными противогололедными материалами проезжей части улиц, тротуаров, остановочных и посадочных площадок в местах остановок общественного транспорта при образовании гололеда, помывку дорожных покрытий, тротуаров, мониторинг, уход за газонами и другими зелеными насаждениями, малыми архитектурными формами, установку урн, контейнеров для сбора мусора и бытовых отходов и т.д. (подпункт 17 пункта 6 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 9 Правил, прилегающая территория (за исключением прилегающей территории к многоквартирному дому) подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:
- до края проезжей части прилегающих дорог, проездов, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;
- до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями,
- до береговой линии водоемов.
Пунктом 9.1 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск" установлено, что прилегающая территория к многоквартирному дому подлежит уборке в границах, определенных решением администрации города об образовании земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В случае отсутствия решения администрации города об образовании земельного участка границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому определяются в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
Согласно подпункту 1 пункта 17 Правил запрещается: сброс и размещение в неустановленных местах, в том числе на крышках люков, камер, решетках дождеприемных колодцев, придорожных лотках, озелененных территориях, грунта, материалов, сырья, продукции, оборудования и другого имущества, металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков, снега, уличного смета и других отходов производства и потребления.
За нарушение настоящих Правил, виновные лица несут административную ответственность, установленную законодательством (пункт 2 Правил благоустройства).
Кроме того, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по ежедневной уборке территорий, ежедневному вывозу и опорожнению контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора установлена пунктами 2.11, 8.2.4 СанПиН от 10.06.2010 N 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Пункт 1.2 СанПин от 05.08.1988 N 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусматривает, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пункт 2.1.1 СанПин 42-128-4690-88).
Пунктом 3.7.1 постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Правила технической эксплуатации жилищного фонда" также предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Арбитражный суд, разрешая спор, пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вмененного нарушения, включая вину общества, при этом указав на отсутствие нарушений со стороны административного органа при производстве по делам об административных правонарушениях.
По материалам дела судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 17.12.2008 N Вол-153 общество управляет общим имуществом, выполняет услуги, работы по содержанию и ремонту общего имущества названного дома.
Согласно приложению N 3 к договору управления в перечень работ и услуг входит уборка дворовых территорий, очистка контейнерных площадок, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
В нарушение Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск" ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" 23.03.2012 не исполнило обязанность по вывозу крупногабаритного бытового мусора, водоотводный лоток вдоль дворового проезда не в полном объеме был очищен от мусора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Материалами дела подтверждается, а именно: актом осмотра территории от 24.04.2012 N 42 ЖКХ, материалами фотосъемки от 24.04.2012, протоколом об административном правонарушении от 26.04.2012 N 000559, обстоятельства совершенного обществом правонарушения.
Таким образом, нарушения ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" пунктов 7, 9, 9.1, 17.1 Правил благоустройства, свидетельствует о наличии в бездействии общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
В связи с чем, довод заявителя апелляционной жалобы на отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих вину общества, апелляционной коллегией судей признается несостоятельным.
Факт административного правонарушения и вина общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судом в порядке статьи 71 АПК РФ.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на договор с МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке г. Хабаровска", приложением к которому утвержден график вывоза твердых бытовых отходов, не принимается во внимание, поскольку уборка контейнерных площадок в предмет договора не входит. Заключенный договор не снимает с управляющей компании ответственности перед собственниками жилых помещений по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, что прямо предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
При изложенных выше обстоятельствах у административного органа имелось достаточно данных для привлечения ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр", к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, в связи, с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и его отмены.
Кроме того, апелляционной коллегией судей признается несостоятельным довод представителя общества о нарушении административной комиссией положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Заявитель полагает, что проверка должна проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя органа муниципального контроля и тем должностным лицом, которое указано в приказе. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля не были вручены под роспись должностными лицами органами муниципального контроля до начала проведения проверки ООО "УКЖКХ "Севис-Центр". Кроме того, заявителю не ясно и основание проверки.
Однако в соответствии с частью 3 статьи 1 данного федерального закона, его положения не применяются к мероприятиям контроля, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на указанных лиц не возлагается обязанность представлять информацию и исполнять требования органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Поскольку предметом настоящего дела является оспаривание постановления по делу об административном правонарушении, то нормы указанного закона применению не подлежат.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 июля 2012 года по делу N А73-6053/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6053/2012
Истец: ООО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"
Ответчик: Административная комиссия N1 городского округа "Город Хабаровск"