г. Вологда |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А13-2408/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Носач Е.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЦентрЖилСтрой" Сумарокова Ю.В. по доверенности от 16.01.2012, от Департамента городского хозяйства администрации города Вологды Курочкина И.А. по доверенности от 03.07.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 июля 2012 года по делу N А13-2408/2012 (судья Зрелякова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЦентрЖилСтрой" (ОГРН 1073525014530; далее - ООО УК "ЦентрЖилСтрой") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области (ОГРН 1093525000040) о взыскании 10 338 руб. 17 коп. задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома и услуги по отоплению за период с 01 ноября 2009 года по 06 декабря 2009 года, к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886) о взыскании 22 014 руб. 43 коп. задолженности за услуги по отоплению за период с 07 декабря 2009 года по июнь 2010 года в отношении квартир N 17, 24, 25, расположенных по адресу: город Вологда, улица Гагарина, дом 2а, корпус 8.
Арбитражным судом Вологодской области в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вынесено определение о замене ненадлежащего ответчика - Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на надлежащего, а именно субъект Российской Федерации - Вологодскую область в лице Департамента развития муниципальных образований Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 мая 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С субъекта Российской Федерации - Вологодской области в лице Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в пользу ООО УК "ЦентрЖилСтрой" взыскано 10 338 руб. 17 коп. задолженности, а также 639 руб. 10 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
С Департамента городского хозяйства администрации города Вологды в пользу ООО УК "ЦентрЖилСтрой" взыскано 22 014 руб. 43 коп. задолженности, а также 1360 руб. 90 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Департамент городского хозяйства администрации города Вологды с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить в части взыскания с Департамента городского хозяйства администрации города Вологды в пользу ООО УК "ЦентрЖилСтрой" денежной суммы в размере 22 014 руб. 43 коп. и 1360 руб. 90 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что ООО УК "ЦентрЖилСтрой" как потребителем тепловой энергии не представлены расчеты задолженности за отопление за указанный период, акты приема-передачи, счета на оплату потребленной энергии, документы об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО УК "ЦентрЖилСтрой", документы, подтверждающие расходы ООО УК "ЦентрЖилСтрой" на оплату услуг по отоплению. Представитель Департамента городского хозяйства администрации города Вологды в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО УК "ЦентрЖилСтрой" в судебном заседании возражал относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области представил отзыв на жалобу, в котором сообщил об изменении наименования Департамента развития муниципальных образований Вологодской области. Против доводов жалобы возражает.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произвел замену Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Заслушав представителей Департамента городского хозяйства администрации города Вологды и ООО УК "ЦентрЖилСтрой", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как усматривается в материалах дела, согласно государственному контракту на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в городе Вологде Вологодской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья от 30 июня 2009 года N 12 в собственности Вологодской области находились квартиры, расположенные по адресу: город Вологда, улица Гагарина, дом 2а, корпус 8: N 17 площадью 83,8 кв.м, N 24 площадью 60,6 кв.м, N 25 площадью 83,6 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 28.10.2009 серии 35-СК N 667912, 667913, 667911.
На основании постановления правительства Вологодской области от 30.11.2009 N 1830 "О передаче в муниципальную собственность муниципального образования "Город Вологда" имущества Вологодской области, необходимого для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями" указанные квартиры безвозмездно переданы в муниципальную собственность муниципального образования "Город Вологда". В пункте 2 данного постановления установлено, что право муниципальной собственности муниципального образования "Город Вологда" на имущество Вологодской области, передаваемое в соответствии с настоящим постановлением, возникает с 07 декабря 2009 года.
Во исполнение данного постановления квартиры переданы муниципальному образованию "Город Вологда", право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном порядке.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Вологда, улица Гагарина, дом 2а, корпус 8 (протокол от 25.09.2009 N 1), выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ООО УК "ЦентрЖилСтрой", утверждены условия договора управления многоквартирным домом, утверждены тарифы на содержание жилья в размере 12 руб. с 1 кв.м, на отопление в размере 25 руб. 99 коп. с 1 кв.м.
ООО УК "ЦентрЖилСтрой" обратилось к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области, Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды с просьбой компенсировать расходы на содержание жилья и отопление в период с 01 ноября 2009 года по июнь 2010 года.
Ссылаясь на то, что расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома и на отопление ответчиками не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по праву и по размеру и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу частей 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В силу указанных положений действующего законодательства обязанность по несению расходов по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг возложена на собственника имущества. При этом отсутствие заключенных между истцом и ответчиками договоров не освобождает их от оплаты фактически выполненных истцом работ по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома и оказанных услуг по отоплению квартир.
В соответствии с положениями постановления правительства Вологодской области от 30.11.2009 N 1830 "О передаче в муниципальную собственность муниципального образования "Город Вологда" имущества Вологодской области, необходимого для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями" и статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственником указанных квартир до 06 декабря 2009 года являлась Вологодская область, а с 07 декабря 2009 года - муниципальное образование "Город Вологда".
В связи с этим требование истца о взыскании задолженности за отопление с Департамента городского хозяйства администрации города Вологды за период с 07 декабря 2009 года по июнь 2010 года является правомерным.
Судом первой инстанции установлено, что ООО УК "ЦентрЖилСтрой" (потребителем) и закрытым акционерным обществом "ЦентрЖилСтрой" (энергоснабжающей организацией; далее - ЗАО "ЦентрЖилСтрой") 01 октября 2009 года заключен договор N 4/8 на поставку тепловой энергии потребителям-собственникам жилого дома, расположенного по адресу: город Вологда, улица Гагарина, дом 2а, корпус 8.
Норматив потребления тепловой энергии на 1 кв.м утвержден решением Вологодской городской Думы от 30.06.2005 N 266 и составил 0,0267 Гкал/кв.м в месяц. При определении задолженности каждого из ответчиков за поставленную тепловую энергию истец применил указанные показатели.
Расчет задолженности проверен судом первой инстанции и признан правильным. У суда апелляционной инстанции не имеется оснований с ним не согласиться.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Доводу подателя жалобы об отсутствии в заявленный в иске период утвержденного для истца в установленном порядке тарифа на тепловую энергию в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку в период с 2009 года по ноябрь 2010 года для теплоснабжающей организации - ЗАО "ЦентрЖилСтрой" тариф не был утвержден Региональной энергетической комиссией Вологодской области, в отношении спорного дома в данный период ЗАО "ЦентрЖилСтрой" использовало тариф на потребляемую тепловую энергию, установленный для муниципального унитарного предприятия "Вологдагортеплосеть", который в 2009 году составил 825 руб. (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС)) за 1 Гкал, а с 01 января 2010 года - 870 руб. (без НДС). С учетом НДС тариф в 2009 году составил 973 руб. 50 коп. за 1 Гкал, с 01 января 2010 года - 1026 руб. 60 коп. Норматив потребления тепловой энергии на 1 кв.м утвержден решением Вологодской городской Думы от 30.06.2005 N 266 и составил 0,0267 Гкал/кв.м в месяц. При определении задолженности каждого из ответчиков за поставленную тепловую энергию истец применил указанные показатели. Размер долга субъекта Российской Федерации - Вологодской области в лице Департамента развития муниципальных образований Вологодской области за теплоснабжение составил 7072 руб. 62 коп., а размер задолженности Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - 22 014 руб. 43 коп.
Отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на тепловую энергию не может освобождать ответчика от обязанности оплатить фактически потребленные услуги по теплоснабжению принадлежащих ответчику квартир. С учетом положений пункта 3 статьи 424 ГК РФ является правомерным применение тарифа, установленного для другого поставщика тепловой энергии в городе Вологде.
При этом апелляционный суд считает необходимым отметить, что тариф для потребителей ЗАО "ЦентрЖилСтрой" был утвержден с 01 ноября 2010 года в размере 1044 руб. за 1 Гкал, что превышает тарифы, установленные для муниципального унитарного предприятия "Вологодагортеплосеть" и примененные истцом.
Фактически Департамент городского хозяйства администрации города Вологды, отказываясь оплачивать коммунальные услуги, неосновательно обогащается за счет истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Также не основанным на нормах права является довод апеллянта о том, что истец должен доказать свои расходы на оплату поставленной ему ЗАО "ЦентрЖилСтрой" тепловой энергии. Поскольку оплата коммунальных услуг производится за счет средств, собранных с собственников или нанимателей жилых помещений, то взаимоотношения истца с поставщиком тепла, наличие у него в связи с этим каких - либо расходов не относятся к кругу обстоятельств, подлежащих установлению по настоящему делу. Сам факт наличия отопления в муниципальных квартирах в период с 07 декабря 2009 года по июнь 2010 года податель жалобы не оспаривает.
Поскольку заявленный иск не содержит требование о взыскании неустойки за просрочку оплаты услуг истца, то отсутствие ежемесячных счетов на оплату не имеет правового значения для дела. Соответствующий довод подателя жалобы отклоняется как несостоятельный.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент городского хозяйства администрации города Вологды освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 июля 2012 года по делу N А13-2408/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2408/2012
Истец: ООО УК "ЦентрЖилСтрой"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды, Департамент развития муниципальных образований города Вологда, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области