Компенсация учреждениям здравоохранения расходов в связи с работой
медицинского персонала на призывных пунктах
Федеральным законом РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской службе) предусмотрено медицинское освидетельствование граждан, призванных на военные сборы, поступающих в военные учреждения образования, и в других случаях. Поскольку врачей необходимых специальностей у военных учреждений нет, они привлекаются из учреждений здравоохранения. Оплата их труда, осуществленная медучреждениями, позже компенсируется военными учреждениями. В статье рассмотрен порядок расчетов между ними.
В соответствии со ст. 5.1 Закона о воинской службе граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. В освидетельствовании принимают участие терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а также в случае необходимости врачи других специальностей.
Врачи-специалисты привлекаются из медицинских учреждений. В случае если медицинские организации, в частности организации городских поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения, не имеют возможности предоставить всех необходимых медицинских специалистов, их отсутствие восполняется за счет врачей-специалистов и среднего медицинского персонала медицинских организаций субъекта РФ. Это следует из п. 10 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (далее - Положение N 123).
Несут ли расходы военные комиссариаты, приглашающие врачей-специалистов для медицинского освидетельствования граждан на призывных комиссиях? Для ответа на вопрос обратимся к Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила компенсации расходов). На основании п. 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с:
- подготовкой граждан по основам военной службы в учебных пунктах организаций (кроме федеральных учреждений);
- проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности к месту их проведения и обратно, с наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения);
- выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий:
а) медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;
б) медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;
в) контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
- подготовкой граждан по военно-учетным специальностям (солдат, матросов, сержантов и старшин) в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата;
- проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) в случае:
а) подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций и по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
б) прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы;
в) прохождения военных сборов;
г) вызова военным комиссариатом для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов;
- провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов).
Таким образом, несмотря на то, что на время медицинского освидетельствования граждан на призывных пунктах врачи-специалисты отвлекаются от выполнения своих обязанностей на рабочих местах, тем не менее они выполняют свой профессиональный долг. В связи с этим согласно нормам законодательства за время их нахождения на призывных пунктах им выплачивается средний заработок, а также возмещаются расходы по проезду (если призывной пункт находится в другой местности), найму (поднайму) жилья, суточные.
Порядок компенсации расходов
Трудовым кодексом обязанности работодателя (к которому военно-призывная кампания отношения не имеет) и государственных органов (которые отвечают за организацию военно-призывной кампании) разграничены. Работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с федеральным законом они должны исполняться в рабочее время (п. 1 ст. 170 ТК РФ). Но оплачивать за свой счет рабочее время, потраченное работником на исполнение государственных обязанностей, работодатель не обязан. Это компетенция государственного органа, который привлек работника к исполнению данных обязанностей. Причем в ТК РФ указано, что госорган выплачивает работнику компенсацию в размере, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 2 ст. 170 ТК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 5.1 Закона о воинской обязанности финансирование медицинского освидетельствования осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно п. 4 Правил компенсации расходов для оплаты услуг специалистов, привлекаемых из медицинских учреждений, в зависимости от проведения работ денежные средства выделяются либо военным комиссариатам, либо бюджетным учреждениям, подведомственным Минобороны. Затем эти учреждения перечисляют средства на счета учреждений здравоохранения, работники которых принимали участие в медицинском освидетельствовании граждан. Непосредственные расчеты работника (медицинского персонала) с госорганом (военным комиссариатом, бюджетным учреждением, подведомственным Минобороны) не производятся.
Обратите внимание: компенсация выплачивается за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны, путем перечисления на счета ее получателей средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (п. 4 Правил компенсации расходов). Выплата производится на основании сведений о размере фактических расходов. Получатель компенсации должен указать банковские реквизиты для ее перечисления. Эти сведения организация представляет на официальном бланке с подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации (п. 5 Правил компенсации расходов).
Компенсация медицинским учреждениям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, командировочными расходами, производится военными комиссариатами на основании счетов, выставляемых учреждениями здравоохранения, чьи медицинские работники принимали участие в оказании медицинской помощи, после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. Денежные средства перечисляются военными комиссариатами в месячный срок со дня получения счета (Письмо Минфина РФ от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42). Причем из этого же письма следует, что счета-фактуры на оплату компенсации данных расходов составлять не следует.
К счету прилагаются также:
- справка о среднем заработке лиц, работающих на призывных комиссиях;
- второй экземпляр командировочного удостоверения (в случае если медработник для работы в призывных пунктах командировался в другую местность);
- документы, подтверждающие фактически произведенные медицинским работником расходы по найму помещения, проезду к месту командирования и обратно.
При составлении справки у бухгалтеров часто возникает вопрос: нужно ли включать в справки и требовать компенсации сумм ЕСН, страховых пенсионных взносов, взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Как следует из Письма Минфина РФ от 24.08.2007 N 03-04-06-02/162, не нужно. Финансисты разъяснили, что суммы среднего заработка, выплачиваемые медицинскими организациями врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае их участия в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона о воинской обязанности за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, следовательно, единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование не облагаются.
Бухгалтерский учет компенсации произведенных расходов
Военные комиссариаты и бюджетные учреждения, подведомственные Минобороны, компенсируют произведенные медицинскими учреждениями расходы по подстатье 226 "Прочие услуги".
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете компенсации расходов учреждения здравоохранения.
Пример.
В бухгалтерию комиссариата поступил счет от медицинского учреждения с приложением всех документов, подтверждающих фактически произведенные расходы учреждения по:
- выплате среднего заработка медицинскому персоналу, принимающему участие в медицинском освидетельствовании граждан, в размере 15 000 руб.;
- проезду к месту работы военной комиссии - 2 500 руб.;
- выплате суточных - 1 000 руб.;
- оплате найма жилого помещения - 3 000 руб.
Комиссариат оплатил счет согласно выделенным ему на эти цели лимитам бюджетных обязательств.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены расходы комиссариата по оплате счета | 1 401 01 226 | 1 302 01 730 | 21500 |
Погашены обязательства перед медицинским учреждением | 1 302 01 830 | 1 304 05 226 | 21500 |
Т. Обухова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"