Возмещение средств федерального бюджета при отчислении граждан из
военных учебных заведений
В 2007 году вышло два постановления Правительства РФ об утверждении методик исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, которые были затрачены при подготовке соответствующих специалистов в случае расторжения или незаключения с ними контрактов. В настоящей статье мы познакомим читателей с основными положениями этих методик.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать:
- граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет;
- граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - в порядке, определяемом Министром обороны РФ или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
При зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования граждан, не проходивших военную службу, они приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По достижении такими гражданами возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения с ними заключается контракт. При зачислении в указанные образовательные учреждения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с ними заключается новый контракт о прохождении военной службы. С гражданами, прошедшими военную службу по контракту, а также проходящими или прошедшими военную службу по призыву, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключается контракт о прохождении военной службы до начала их обучения.
В случае заключения контракта с гражданином, обучающимся в одном из указанных образовательных учреждений, в обязательном порядке следует предусмотреть условия, при наступлении которых на него возлагается обязанность возместить средства, затраченные на обучение, а также определить их размер.
К таким условиям относятся:
- неуспеваемость или нежелание учиться (п. 7 ст. 35 Закона о воинской обязанности и военной службе);
- отказ от заключения контракта о прохождении военной службы;
- увольнение с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы (п. 7 ст. 35 Закона о воинской обязанности и военной службе);
- нарушение устава или правил внутреннего распорядка образовательного учреждения (п. 5 ст. 20.1 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Поскольку условие о возмещении затрат предусмотрено контрактом, постановлениями Правительства РФ утверждены методики расчета их размеров.
Так, Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, которая вступила в силу с 1 июля 2007 года (далее - Методика N 402).
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2007 N 629 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, которая вступает в силу с 1 января 2008 года (далее - Методика N 629).
Отличие Методики N 629 от Методики N 402 заключается в том, что ее положения распространяются только на военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Рассмотрим сходства и различия данных методик.
Основные положения Методики N 402
Данной методикой определен порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования (далее - военно-учебные заведения). Напомним, что учащиеся могут быть отчислены из образовательных учреждений в связи с их недисциплинированностью, неуспеваемостью, нежеланием учиться либо отказом от заключения контракта о прохождении военной службы, а также за увольнение с военной службы ранее срока, установленного данным контрактом.
Военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой согласно установленным федеральным органом исполнительной власти квалификационным требованиям, предъявляемым к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям и специализациям (далее - квалификационные требования). С наступлением обстоятельств, с возникновением которых расторгается или не заключается контракт, учащиеся обязаны возместить затраты, понесенные на их обучение, в размере, определенном исходя из расходов, произведенных военно-учебными заведениями для выполнения квалификационных требований (п. 2 Методики N 402). К таким расходам относятся затраты на:
- содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее - стоимость износа основных средств);
- приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов);
- содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
Федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений определяются:
а) перечни:
- конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки;
- материальных запасов, включаемых в состав расходов учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований;
б) методики:
- расчета стоимости износа основных средств;
- исчисления стоимости расхода материальных запасов;
в) расходы на содержание преподавателей.
Период, за который определяются перечисленные расходы, составляет один финансовый год.
В договоре указывается размер подлежащих возмещению средств исходя из фиксированного значения их суммы. В свою очередь, фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по формуле:
ФЗ = (Р1 + Р2 + Р3) / ШЧ, где:
ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. руб. в год;
Р1 - стоимость износа основных средств, тыс. руб. в год;
Р2 - стоимость расхода материальных запасов, тыс. руб.;
Р3 - расходы на содержание преподавателей, тыс. руб. в год;
ШЧ - штатная численность переменного состава военно-учебного заведения, чел.
Обратите внимание: согласно п. 24 Постановления Правительства РФ N 650*(1) к переменному составу высшего военно-учебного заведения относятся: докторанты, адъюнкты, слушатели и курсанты. В свою очередь:
- докторантами являются офицеры, имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в военную докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук;
- адъюнктами являются офицеры, имеющие высшее профессиональное образование, обучающиеся в адъюнктуре и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук;
- слушателями являются офицеры, а также военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров и принятые на учебу в высшее военно-учебное заведение после окончания трех или четырех курсов образовательных учреждений высшего профессионального образования соответствующего профиля. К категории слушателей в отдельных случаях по решению федерального органа могут быть отнесены военнослужащие, обучающиеся в высших военно-учебных заведениях и не имеющие воинских званий офицеров. Перечень высших военно-учебных заведений, в которые граждане, не имеющие воинских званий офицеров, зачисляются на учебу в качестве слушателей, определяется федеральным органом;
- курсантами являются военнослужащие, обучающиеся в высшем военно-учебном заведении и не имеющие воинских званий офицеров.
Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается до 1 июля года, в котором со студентом заключен договор, на основании данных предыдущего года, необходимых для исчисления.
Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается в размере, рассчитанном по формуле:
ТЗ = ФЗ х (ПЛО + ПМО / 12), где:
ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. руб.;
ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. руб. в год;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
Для граждан, окончивших военно-учебные заведения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств определяется в размере, рассчитанном по формуле:
(ПЛС + ПМС / 12)
ТЗ = ТЗполн - (ТЗполн х ------------------ ),
1 5
где:
Т31 - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае увольнения с военной службы до истечения срока, установленного контрактом, тыс. руб.;
ТЗполн - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, рассчитанной на день выпуска из него, тыс. руб.;
ПЛС - количество полных лет военной службы, прошедших со дня выпуска из военно-учебного заведения;
ПМС - количество полных месяцев военной службы, прошедших со дня выпуска из военно-учебного заведения (для первого года военной службы) либо со дня истечения полного года военной службы (для последующих лет военной службы).
Основные положения Методики N 629
Настоящей методикой определен порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РФ, отчисленных из учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета определяется исходя из расходов, произведенных высшим учебным заведением для выполнения квалификационных требований (п. 2 Методики N 629). Состав затрат несколько отличается от поименованных в Методике N 402.
Так, помимо перечисленных выше расходов, указанных в Методике N 402, в настоящей методике к расходам, которые подлежат возмещению, отнесены также суммы выплат студентам дополнительной стипендии и компенсации на приобретение специальной формы одежды.
Так же как и в Методике N 402, в Методике N 629 размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета определяется исходя из включаемого в договор фиксированного значения суммы этих средств и фактического значения осуществленных студенту выплат.
Формула расчета размера подлежащих возмещению средств похожа на приведенную в Методике N 402, только вместо штатной численности переменного состава военно-учебного заведения (ШТ) учитывается нормативная численность студентов, обучающихся в учебном военном центре (НЧ).
Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается Министерством обороны РФ до 1 июля года, в котором с военнослужащим заключен контракт, на основании данных предыдущего года, необходимых для его исчисления.
Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Для граждан, отчисленных из учебных военных центров за нарушение устава или правил внутреннего распорядка высшего учебного заведения, недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшихся заключать контракт, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается в размере, рассчитанном по формуле:
ТЗ = ФЗ х (ПЛО + ПМО) + ФВ, где:
ТЗ - текущее значение подлежащих возмещению средств в случае отчисления из учебного военного центра, тыс. руб.;
ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. руб. в год;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в учебном военном центре;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в учебный военный центр (для первого года обучения) либо с момента истечения полного года обучения (для последующих лет обучения);
ФВ - фактическое значение осуществленных студенту выплат, тыс. руб.
Для граждан, окончивших высшие учебные заведения, поступивших на военную службу по контракту и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств определяется в размере, рассчитанном по формуле:
(ПЛС + ПМС / 12)
ТЗ = ТЗполн - (ТЗполн х ------------------ ),
3
где:
Т3 - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае увольнения с военной службы до истечения срока, установленного контрактом, тыс. руб.;
ТЗполн - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из учебных военных центров, рассчитанной на день выпуска из военно-учебного заведения, тыс. руб.;
ПЛС - количество полных лет военной службы, прошедших с момента поступления на военную службу по конракту;
ПМС - количество полных месяцев военной службы, прошедших со дня поступления на военную службу по контракту (для первого года военной службы) либо с момента истечения полного года военной службы (для последующих лет военной службы).
Отражение в бухгалтерском учете операции по возмещению средств,
затраченных на обучение
Операция по возмещению средств, затраченных на обучение, не предусмотрена Инструкцией N 25н*(2). Поэтому автор статьи предложил решение данной проблемы, которое рассмотрено на примере.
Пример 1.
В кассу военного учебного центра от отчисленного за неуспеваемость студента поступила определенная сумма возмещения средств, затраченных на его обучение, в размере 15 000 руб. (цифры условные). Данные средства сданы в госбанк и перечислены в доход бюджета.
Такая операция будет отражена в бюджетном учете следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена задолженность отчисленного студента за полученное им обучение |
2 205 10 560 | 2 303 05 730 | 15 000 |
Поступила в кассу военного учебного центра сумма задолженности |
2 201 04 510 | 2 205 10 660 | 15 000 |
Сданы наличные средства в госбанк по объявлению | 2 210 03 510 | 2 201 04 610 | 15 000 |
Отражено поступление наличных денежных средств на лицевой счет |
2 201 01 510 | 2 210 03 610 | 15 000 |
Перечислены денежные средства в доход бюджета | 2 303 05 830 | 2 201 01 610 | 15 000 |
И. Зернова,
зам. главного редактора журнала
"Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 N 650 "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования".
*(2) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"