Наградное оружие: проблемы правового регулирования
Согласно ст. 20.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" граждане Российской Федерации на основании указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций могут получить в качестве награды гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие.
Практика награждения оружием периодически обсуждается в научной литературе, а также в средствах массовой информации и при этом высказываются самые различные мнения. Её противники в основном ссылаются на то, что раздача оружия в качестве награды оказывает определенное негативное влияние на состояние преступности.
Однозначное решение данного вопроса представляется затруднительным, так как отсутствует статистика о том, какой процент среди преступлений с применением огнестрельного оружия занимают преступления, совершенные с использованием наградного оружия. Хотелось бы в этой связи привести несколько примеров, освещавшихся в средствах массовой информации. Так, депутат Государственной Думы генерал Лев Рохлин 3 июля 1998 года был застрелен из собственного наградного пистолета. В августе 2002 года из своего наградного пистолета ПСМ был убит начальник авиации погрангруппы Федеральной пограничной службы (ФПС) России в Таджикистане генерал-майор Владимир Платошин.
Встречаются случаи, когда обладатели именных пистолетов по неосторожности убивали других граждан. Например, по ст. 109 УК РФ к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и компенсации в размере 150 тысяч рублей семье потерпевшего был осужден бывший начальник УВД на транспорте Кемеровской области генерал-майор милиции в отставке Юрий Неточных.
Немало и случаев самоубийств с использованием наградного оружия. Так, в мае 2005 года из наградного пистолета "Макарова" застрелился пенсионер ГУИН МЮ России Владимир Шнайдер. Бывший начальник штаба ВДВ России генерал-полковник Валерий Беляев также использовал свой наградной пистолет для сведения счетов с жизнью.
Наградное оружие выступает и предметом хищения. Так, у экс-начальника УФСБ по Москве и области Евгения Севастьянова воры похитили наградной пистолет Макарова. Другой случай произошел в Чите, где начальник криминальной милиции областного УВД полковник Сергей Коктышев в перестрелке с преступником был убит, а его наградной пистолет похищен.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 718 "О награждении оружием граждан Российской Федерации" наградить оружием можно любого гражданина Российской Федерации. Между тем в истории России наградным оружием награждались за службу Царю и Отечеству, и только боевые генералы и офицеры. Так, например, после овладения русскими войсками крепостью Очаков были вручены первые Золотые офицерские шпаги с почетными надписями, на восьми из которых было начертано "За мужество, оказанное в сражении 7 июня 1788 года на лимане Очаковском". Золотым офицерским оружием "За храбрость" был награжден 20-летний гвардейский офицер Иван Дибич, который во время Аустерлицкого сражения был ранен в кисть правой руки, но не ушел с поля боя, продолжая сражаться левой рукой. В музее Черноморского флота (г. Севастополь) хранится Золотая шпага с надписью "За храбрость" с алмазами, принадлежавшая светлейшему князю генерал-адъютанту и адмиралу А.С. Меншикову. Он занимал пост Главнокомандующего Крымской армией в годы Восточной войны. И таких примеров в истории России немало.
В соответствии же с современным законодательством, военные могут получить наградное оружие не только за "подвиги ратные", но и за инспекторские проверки, учения, маневры, за хорошие результаты по итогам проверок состояния боевой и мобилизационной готовности и т.д., не говоря уже о том, что сегодня даже тренер армейской спортивной команды может получить наградное оружие. Так, после победы футбольного ЦСКА в чемпионате 2005 года экс-министр обороны Сергей Иванов вручил пистолеты "Грач" тренеру команды Валерию Газзаеву и владельцу клуба Евгению Гинеру.
Какое количество наградного оружия находится сегодня на руках у российских граждан, очевидно, точно не известно. Однако вполне очевидно, что это количество растет, так как число органов, которые имеют право награждать оружием, помимо Президента и Правительства Российской Федерации, довольно велико. Оружием могут наградить: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство специального строительства, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная таможенная служба, Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации.
На наш взгляд, необходимо ограничить перечень лиц, которые могут быть награждены оружием, оставив в нем только военнослужащих и сотрудников правоохранительных, государственных военизированных организаций. Наградное оружие может быть вручено только лишь за совершение воинского подвига или за участие в борьбе с преступностью. Гражданам мирных профессий нет необходимости вручать в качестве государственной награды оружие. Далее следует ограничить круг руководителей, которые могут награждать своих подчиненных оружием. Думается, что вполне можно безболезненно исключить из этого списка Государственную фельдъегерскую службу РФ, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную миграционную службу, Федеральное агентство специального строительства.
Согласно пункту "б" ст. 89 Конституции РФ право награждать государственными наградами Российской Федерации принадлежит Президенту. Исходя из этого, в будущем необходимо награждение оружием закрепить только за Президентом Российской Федерации, по представлению соответствующих органов. Таким образом, практику награждения граждан Российской Федерации оружием следует серьезно ограничить.
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 718 "О награждении оружием граждан Российской Федерации" к ходатайству для получения наградного оружия обязательно прилагаются: сведения о наличии гражданства Российской Федерации, личности гражданина и его служебном положении; медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием (для гражданина Российской Федерации, не являющегося военнослужащим или сотрудником государственной военизированной организации). Других требований и условий постановление не содержит.
Тогда как в статье 13 Федерального закона "Об оружии" указаны ряд иных условий, необходимых для реализации права на владение оружием, среди которых: достижение совершеннолетия, наличие постоянного местожительства, отсутствие медицинских противопоказаний к владению оружием. Также необходимо представить в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и некоторые другие документы, указанные в законе.
Таким образом, при награждении оружием создается более мягкий, облегченный режим для получения, оформления оружия. Тем самым нарушается основополагающий конституционный принцип - равенства всех граждан перед законом.
Для исключения подобного подхода в п. 9 вышеуказанного постановления Правительства следует внести дополнение с указанием на все условия, предусмотренные ст. 13 Федерального закона "Об оружии".
Кроме этого, ст. 13 Федерального закона "Об оружии" до получения права на приобретение оружия предусмотрена проверка знания правил безопасного обращения с оружием. А в п. 13 постановления Правительства "О награждении оружием граждан Российской Федерации" такой инструктаж осуществляется, за исключением военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, в трехдневный срок со дня получения оружия. Хотя ст. 13 постановление Правительства и допускает прохождение инструктажа до вручения наградного оружия, на наш взгляд, выдача оружия без проверки наличия соответствующих знаний недопустима.
В целом правила получения оружия, перечень необходимых документов, условия и требования для получения оружия должны быть едиными, одинаковыми для всех граждан, в том числе и для тех, кто получает оружие в качестве награды.
В заключение несколько слов о моральной, нравственной стороне вопроса. Наградное оружие в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 года N 718 после смерти награжденного подлежит изъятию. Спрашивается: нужна ли российскому гражданину такая награда, которую нельзя оставить в семье? Ведь испокон веков на Руси бережно хранили награды дедов и отцов, гордились ими, передавали из поколения в поколение.
Возможно, необходимо провести опрос населения - что оно выбрало бы для себя в качестве государственной награды: оружие, которое изымут после его смерти, либо другую награду, которая может быть сохранена в качестве реликвии в семье? Результаты такого опроса могут быть использованы для совершенствования законодательства.
Ф.Н. Багаутдинов,
доктор юридических наук,
профессор,
судья Конституционного суда Республики Татарстан,
заведующий кафедрой уголовного права
и процесса Академии социального образования
(Казанский социально-юридический институт)
А.И. Ширкин,
Аспирант Академии социального образования
(Казанский социально-юридический институт)
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наградное оружие: проблемы правового регулирования
Авторы
Ф.Н. Багаутдинов - доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного суда Республики Татарстан, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Академии социального образования (Казанский социально-юридический институт)
А.И. Ширкин - Аспирант Академии социального образования (Казанский социально-юридический институт)
"Российская юстиция", 2007, N 10