Государственная аттестация ВУЗа через Интернет
(вопросы качества подготовки юридических кадров)
Юриспруденция входит в пятерку самых популярных у абитуриентов специальностей. Только в г. Москве юристов готовят более 130 аккредитованных вузов. Общее число студентов - юристов в столице России составляет, примерно 140 тысяч человек. Заметим, что приблизительно 82 тысячи - получают образование заочно. В Москве ежегодно выпускаются около 25 тысяч молодых юристов.
Эксперты независимого агентства РейтОР*(1) считают, что такая высокая популярность профессии юриста неизбежно снижает уровень подготовки кадров. Специалисты агентства провели "круглый стол" по проблемам юридического образования и сошлись на том, что юридическое образование переживает кризис. По их мнению, стране необходима стратегия высшего профессионального образования по специализации "юриспруденция".
С нашей стороны, отметим, что специалисты агентства пришли к выводу о том, что критерием этой стратегии служит выделение "групп вузов" по уровню качества подготовки юристов. Самых лучших из них, по данным исследования РейтОР, готовят на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской государственной юридической академии, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Высшей школе экономики, МГИМО и РУДН. Оценку вузам эксперты давали по восьми критериям, среди которых известность ректора вуза или декана юридического факультета в профессиональном сообществе, активное участие вуза в профессиональных ассоциациях, стоимость обучения в вузе на коммерческой основе, качество преподавания и повышенная оплата труда профессорско-преподавательского состава, а также качество учебно-методической литературы, учебников и пособий.
Результаты заинтересовали Ассоциацию юристов России, которая пришла к выводу о необходимости в 2007 году разработать проект создания системы общественно-профессиональной аккредитации юридических вузов и системы общественной оценки качества юридического образования.
Действительно, решение данных задач невозможно без правового оформления оценки качества юридического образования.
Если оценить сложившуюся ситуацию в сфере юридического образования в настоящее время, то, по мнению специалистов независимого агентства РейтОР, в первую очередь, абитуриенты выбирают специальности: экономика, менеджмент, юриспруденция, а затем технические специальности, туризм, информационные технологии, журналистику и т.д.
Затраты на обучение юристов-очников в среднем в год по Москве - более 3,3 миллиарда рублей (120 миллионов долларов). Самые "дорогие" юристы выходят из Высшей школы экономики - год обучения студентов составляет 221 тысяча рублей. Самая маленькая оплата в Москве для студентов - юристов в Институте мировых цивилизаций и Институте экономики, финансов и права - 20 тысяч рублей в год.
В этой связи, необходимо обратить внимание на текст Программы юридического образования в Российской Федерации на 2006-2010 годы*(2), которая разработана на основании решения Президиума Ассоциации юридических вузов от 30 сентября 2005 года. Основные разработчики Программы: Ассоциация юридических вузов. Программа развития юридического образования в Российской Федерации на 2006-2010 годы утверждена Министерством образования РФ и согласована со всеми министерствами РФ, включая Правовое управление Администрации Президента РФ.
Главная цель и ожидаемый результат реализации Программы - это определение основных направлений государственной политики РФ в области подготовки качества юридических кадров.
Сроки и этапы реализации Программы: 2006-2010 годы.
1-й этап: 2006-2007 годы - разработка модели развития юридического образования в соответствии с требованиями Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы;
2-й этап: 2007-2008 годы - разработка Государственных образовательных стандартов юридического образования третьего поколения;
3-й этап: 2008-2010 годы - реализация Программы в практической деятельности юридических вузов.
Переход вузов на образовательные программы, соответствующие требованиям Государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Следует заметить, что Межведомственная программа развития юридического образования на 2001-2005 годы, утвержденная Министерством образования РФ, не была выполнена из-за отсутствия финансирования.
В то же время в условиях присоединения России к Болонскому процессу российское юридическое образование стоит на пороге перемен, которые призваны обеспечить его высокое качество и модернизацию.
Заметим, что до настоящего времени существует неопределенность в отношении технологии реализации Болонского процесса, хотя на Всемирной конференции по высшему образованию (октябрь 1998 г.) в Париже было определено о необходимости всех государств разработать комплексные Программы мероприятий перспективного и текущего характера по обеспечению требований Всеобщей декларации прав человека в сфере образования*(3).
Справедливо отмечено в Паспорте Программы развития юридического образования в РФ на 2006-2010 годы*(4) о негативных процессах, влияющих на качество юридического образования: снижение качества образования из-за неподготовленности профессорско-преподавательского состава к образовательным инновациям; размывание структуры профессионального юридического образования; утрата тесной связи с работодателями; невысокий уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, а сложившаяся разница в оплате труда преподавателей и практикующих юристов обусловливает отток высококвалифицированных научно-педагогических кадров из юридических вузов.
В этой связи большое значение придается лицензированию деятельности учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов. Данная процедура возложена на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки во взаимодействии с Министерством юстиции РФ и профессиональными общественными объединениями.
Необходимость совершенствования государственного лицензирования, аттестации и аккредитации вузов и иных учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку юридических кадров, на основе Государственных образовательных стандартов по направлению и специальностям юридического образования, а также процедуры открытия новых юридических направлений и специальностей в масштабе всей страны.
Недавно в Министерстве образования и науки прошла конференция "Тестирование в профессиональном образовании". По результатам конференции, руководитель Рособрнадзора В. Болотов высказал свое видение улучшения и повышения качества высшего образования*(5).
По мнению В. Болотова: "Многие вузы сами стали создавать систему менеджмента качества..., нужно организовать систему внешней оценки с помощью внешней независимой экспертизы. Наконец, два с половиной года назад был начат эксперимент "Федеральный Интернет-экзамен". Национальное аккредитационное агентство разработало тестовые материалы и стало предлагать их тем вузам, которые хотели разобраться, что же у них реально происходит. Абсолютно на добровольных началах. Вузы проявили к Интернет-экзамену огромный интерес. Сейчас в нем участвует примерно половина наших учебных заведений".
Руководитель Рособрнадзора заверил, что никаких санкций по отношению к "не очень хорошо успевающим" вузам по результатам Интернет-экзамена нет. Он также пояснил, что "хорошие" учебные заведения сами заинтересованы в том, чтобы предъявлять результаты тестирования Рособрнадзору для учета при государственной аттестации и аккредитации.
Следует отметить, что руководитель столь высокого ранга не скрывал того, что при проведении эксперимента выявились три нерешенных задачи: отсутствует единый банк тестовых материалов; для учета при государственной аттестации и аккредитации необходимо отработать процедуру проведения тестирования и регламент экзамена; необходимо создать в регионах представительства Росаккредагентства, которые будут следить, чтобы процедура Интернет-экзамена была честной: выборка - репрезентативной, а компьютеры - чистыми.
По мнению В. Болотова, сильные университеты с удовольствием идут на федеральный экзамен и присылают на коллегию Рособрнадзора свои "портфолио" с результатами. Причем это касается и амбициозных негосударственных учебных заведений. Слабые вузы в этот процесс втягиваться не торопятся, а особенно указанное относится к филиалам.
Действительно, на сегодняшний день Интернет-экзамен (интернет-тестирование) в вузах страны - дело добровольное и Рособрнадзор не может заставить учебные заведения, в том числе и негосударственные, в принудительном порядке его проводить.
Таким образом, полагаем, что Рособрнадзор не может навязывать вузам при аттестации и аккредитации процесс интернет-тестирования для проверки качества образования.
В последние годы ученые*(6) очень тщательно исследовали проблему качества образования в вузах страны и пришли к выводу, что она носит многоаспектный характер.
Так, ученый из Голландии А.И. Вроейнстийн*(7) - специалист в области образования - пришел к выводу о том, что "качество образования" оценивается разными субъектами сообразно своим воззрениям. Например, работодатели, говоря о качестве, будут ссылаться на знания, навыки, умения, приобретенные студентами за период обучения. С точки зрения обучающегося, качество образования связано с вкладом в индивидуальное развитие студента и подготовкой для занятия соответствующего места в обществе. Преподаватель определяет качество обучения хорошей академической подготовкой студента, основанной на эффективном применении знаний, наличии хорошей обучающей среды и тесной связи между обучением и исследованиями. На основании изложенного автор приходит к мысли, что качество образования представляет собой многогранное понятие и что целесообразнее говорить о разных аспектах качества.
За рубежом, оценивая качество образования, пользуются интернет-ресурсами для проверки знаний студентов, но строго в рамках внутривузовских систем качества образования. Государство, как правило, не диктует вузам дистанционные формы проверки качества образования, такие как "интернет-экзамен", указанное стало возможным в виде эксперимента только в России и то не по всем дисциплинам. Так, например, интернет-тестирования по иностранным языкам в России нет и вряд ли будет из-за сложности процедуры. Тем не менее в перспективе на будущее Рособрнадзор не исключает интернет-тестирования иностранных языков, но на уровне сдачи бакалаврского экзамена.
Завершая статью, мы приходим к выводу о том, что новые технологии по оценке качества образования действительно необходимо продвигать, но делать это осторожно, на добровольной основе, без вмешательства государства, как это принято во всем мире.
А.П. Фоков,
зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин МГЭИ,
доктор юридических наук,
профессор
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Григорьева М. Специалисты по праву Российская газета. 2007, 20 марта.
*(2) Юридическое образование и наука. 2007. N 2. М., С. 3-9.
*(3) Бурцев А.К., Звонова В.А. Болонский процесс. Основополагающие материалы. М., 2006. С. 29.
*(4) Юридическое образование и наука. 2007. N 2. С. 5.
*(5) Российская газета. 2007, 20 марта.
*(6) Куров С.В. Правовые средства обеспечения качества образования // Право и образование. 2003. N 5; Кванина В.В. Граящанско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации / Автореферат дисс. на соиск. ученой степени докт. юр ид. наук. М. 2006 и др.
*(7) Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М., 2000. С. 27-28.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная аттестация ВУЗа через Интернет (вопросы качества подготовки юридических кадров)
Автор
А.П. Фоков - зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин МГЭИ, доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", 2007, N 10