г. Чита |
|
6 сентября 2012 г. |
Дело N А19-5978/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 06.09.2012.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой, судей: А. В. Стрелкова, К. Н. Даровских
при ведении протокола судебного заседания секретарем О. О. Коробейниковой
от истца: не явился, извещен (уведомление от 06.08.2012)
от ответчика: не явился, извещен (конверт от 06.08.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморский" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2012 года по делу N А19-5978/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Иркутская городская теплосбытовая компания" (ОГРН 1053811157806 ИНН 3811095810, адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Киевская, 24) к обществу с ограниченной ответственностью "Приморский" (ОГРН 1063812072675 ИНН 3812091536, адрес: 664017, г. Иркутск, ул. Академическая, 12) о взыскании 6 882 682 руб. 04 коп.,
принятое судьей Н. П. Андрияновой,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская городская теплосбытовая компания" (далее - ООО "ИГТСК") обратилось с уточненным иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приморский" (далее - ООО "Приморский") о взыскании суммы основного долга в размере 6 882 682 руб. 04 коп., составляющих стоимость тепловой энергии, подлежащей уплате в декабре 2010 года по договору N 5070 от 01.05.2008.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2012 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске отказать. По мнению заявителя, постановление мэра г. Иркутска от 27.12.04 N 031-06-2085/4 "О системе оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде г. Иркутска" не должно применяться в части установления нормативов потребления тепловой энергии, поскольку противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу - постановлению Правительства России от 23 мая 2006 года N306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Как указывает ответчик, в постановлении мэра г. Иркутска нормативы потребления тепловой энергии установлены произвольно, без применения каких-либо методов, явно завышены. Ответчик ссылается на то, что в рамках дела NА19-5721/2012 им подано исковое заявление о признании недействующим постановления мэра г. Иркутска от 27.12.04 N 031-06-2085/4 в части установления нормативов потребления тепловой энергии.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представленная копия определения Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2012 по делу N А19-5721/2012 приобщена к материалам дела на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обоснование возражений на доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.05.2008 между ООО "ИГТСК" и ООО "Приморский" заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 5070, в соответствии с которым, а также внесенными в него 15.10.2010 дополнениями, истец обязался поставлять ответчику тепловую энергию в горячей воде с максимальной тепловой нагрузкой на отопление - 34,50723 Гкал/час, на горячее водоснабжение - 16,21753 Гкал/час, ответчик в свою очередь обязался оплачивать потребленную тепловую энергию в сроки, предусмотренные пунктами 6.5, 6.6 договора.
Согласительным протоколом от 27 октября 2008 года стороны определили, что действие настоящего договора распространяется на отношения сторон с 02 июня 2008 года и действует по 31 декабря 2008 года, с возможностью ежегодной пролонгации (п.9.2).
Из материалов дела следует, что приборы учета тепловой энергии, с не истекшим сроком поверки в спорный период, установлены в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Театральная, д. 9, ул. Белобородова д. 8/1, д. 8/2, д. 8/3, д. 8/4. В остальных жилых домах общедомовые приборы учета отсутствуют.
ООО "ИГТСК", исполнив свои обязательства по договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде N 5070 от 01.05.08 за декабрь 2011 года, предъявило требования к ООО "Приморский" об оплате за поставленный энергоресурс в целях отопления жилых домов.
На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик имеет статус управляющей организации, является исполнителем коммунальных услуг, поэтому к спорным правоотношениям сторон наряду с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими энергоснабжение, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил N 307 установлено, что если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчёт размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчёта размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления и горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, размер платы за коммунальные услуги по формуле: общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м) * норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); * тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательство м Российской Федерации (руб./Гкал).
Факт поставки в декабре 2011 года тепловой энергии в горячей воде, качество поставленного ресурса, отсутствие общедомовых приборов учёта во всех домах, кроме домов, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Театральная, д. 9, ул. Белобородова д. 8/1, д. 8/2, д. 8/3, д. 8/4, ответчиком не оспаривались ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2009 года N 136-спр установлен и введен в действие с 01 января 2010 года на срок не менее одного года тариф 644,94 руб./Гкал (без НДС) на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ИГТСК".
Постановлением мэра г. Иркутска от 27.12.2004 N 031-06-2085/4 "О системе оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде г. Иркутска" установлен среднегодовой норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений - 0,027 Гкал /1 кв.м. в месяц.
Согласно ответу ООО "Приморский" N 136 от 14.04.2010 общая полезная площадь домов, находящихся в управлении ответчика, составила 353 396,9 кв.м.
Общая площадь многоквартирных домов, из которой истец исходил при расчете задолженности, составила 334 923,7 кв.м. (без учета площади домов, оборудованных приборами учета), т.е. не превысила данные ответчика. По площадям жилых домов, указанных в расчете истца, ответчик возражений не заявил.
Таким образом, истец правомерно произвел расчет стоимости отпущенной в спорный период тепловой энергии в дома, не оборудованные приборами учета, исходя из норматива, потребления тепловой энергии, установленный Постановления мэра г. Иркутска от 27.12.04 N 031-06-2085/4 "О системе оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде г. Иркутска" (0,027 Гкал / 1 кв.м.), тарифа, установленного Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2009 года N136-спр (644,94 руб./Гкал) и площади жилых домов, находящихся в управлении ООО "Приморский" (334 923,7 кв.м).
Довод жалобы о том, что постановление мэра г. Иркутска от 27.12.04 N 031-06-2085/4 "О системе оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде г. Иркутска" не должно применяться в части установления нормативов потребления тепловой энергии, поскольку противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу - постановлению Правительства России от 23 мая 2006 года N306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/2010, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Между тем ответчик не представил ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции вступивший в законную силу судебный акт о признании постановления мэра г. Иркутска от 27.12.04 N 031-06-2085/4 "О системе оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде г. Иркутска" недействующим.
Довод жалобы о том, что в рамках дела N А19-5721/2012 им подано исковое заявление о признании недействующим постановления мэра г. Иркутска от 27.12.04 N 031-06-2085/4 в части установления нормативов потребления тепловой энергии, также подлежит отклонению.
Согласно представленному истцом определению Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2012 производство по делу N А19-5721/2012 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в части подпункта 1.2 пункта 1, пунктов 2 и 3 приложения N 5 оспариваемого нормативного правового акта - в связи с их отменой постановлениями мэра г. Иркутска соответственно от 27.02.2007 N 031-06-277/7, от 10.04.2012 N 031-06-647/12 и отсутствием доказательств, подтверждающих реальное нарушение прав и законных интересов ООО "Приморский", а также незаконное возложение на общество каких-либо обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; в части подпункта 1.1 пункта 1 приложения N5 оспариваемого нормативного правового акта - в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду).
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2012 года по делу N А19-5978/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
А. В. Стрелков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5978/2012
Истец: ООО ИГТСК
Ответчик: ООО "Приморский"