г. Самара |
|
05 сентября 2012 г. |
Дело N А72-2788/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" - извещен, не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Кнышева Ю.В., доверенность от 01.03.2012 года N 24,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2012 года по делу N А72-2788/2012 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт", (ОГРН 1027301405097), г.Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконными действий по отказу, выраженном в письме N 956 от 21.02.2012, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет и подготовить проект договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт" (далее - Общество) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - Росимущество), которым просило:
- признать незаконными действия Росимущества по отказу Обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:52, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.Старый Белый Яр, ул.Речная, разрешенное использование - для размещения пристани, из земель населенных пунктов, площадью 2 125 кв.м. в аренду сроком на 49 лет;
- обязать Росимущество принять решение о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:52, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.Старый Белый Яр, ул.Речная, разрешенное использование - для размещения пристани, из земель населенных пунктов, площадью 2 125 кв.м. в аренду сроком на 49 лет;
- обязать Росимущество подготовить проект договора аренды между Обществом и Росимуществом земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:52, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.Старый Белый Яр, ул.Речная, разрешенное использование - для размещения пристани, из земель населенных пунктов, площадью 2 125 кв.м. и направить его Обществу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что временный характер кадастрового учета земельного участка означает возможность снятия с кадастрового учета данного земельного участка по истечении определенного срока и прекращение его существования как объекта гражданских прав.
Податель жалобы считает, что земельные участки 73:21:300605:52 и 73:21:300605:51 носят временный характер и поэтому предметом сделки являться не могут.
По мнению подателя жалобы, предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:52 возможно лишь после принятия решения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:29 и регистрации права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки.
Податель жалобы считает, что заявителем не доказано, каким нормативным актам не соответствует данный отказ и каким образом нарушаются права и законные интересы для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя общества.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Государственным актом N УЛО-21-23-4, на основании решения N 039 22.08.1994 Главы Старобелоярской сельской администрации, Акционерному обществу открытого типа "Ульяновский речной порт" был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 0,28 га для размещения пристани.
12.05.2005 Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок общей площадью 2 800 кв.м., кадастровый номер 73:21:300605:29, расположенный по адресу: Ульяновская область Чердаклинский район, с.Старый Белый Яр.
16.11.2011 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельных участках кадастровый номер 73:21:300605:51 и кадастровый номер 73:21:300605:52, образованных из земельного участка кадастровый номер 73:21:300605:29.
Свидетельством от 06.11.2009 серия 73 АТ N 956241 о государственной регистрации права (л.д. 39) подтверждено право собственности Общества на объект недвижимости, расположенный по адресу: Ульяновская область Чердаклинский район, с.Старый Белый Яр - пассажирский вокзал Белый Яр.
Земельный участок, на котором расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимости, сформирован в установленном порядке, поставлен на кадастровый учет.
06.02.2012 Общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Росимущество с заявлением (л.д. 20) о предоставлении земельного участка кадастровый номер 73:21:300605:52 в аренду сроком на 49 лет и направлении Обществу проекта договора, приложив полный пакет документов, предусмотренный законодательством.
Письмом от 21.02.2012 N 856 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области сообщило заявителю о том, что на формирование испрашиваемого земельного участка поручение либо согласие не давались. Передача участка в аренду до регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки не представляется возможной.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Исключительное право на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Полномочия ответчика определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:29, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Общество выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Росреестр документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Судом верно отмечено в решении, что ответчик в установленный законом срок соответствующее решение не принял, в адрес заявителя проект договора аренды не направил.
Судом сделан правильный вывод о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не препятствует реализации Обществом исключительного права, основанного на нормах статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и что оспариваемые действия ответчика противоречат вышеприведенным нормам и нарушают права и законные интересы заявителя, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2012 года по делу N А72-2788/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2788/2012
Истец: ОАО "Ульяновский речной порт"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области