г.Саратов |
|
05 сентября 2012 г. |
Дело N А12-8605/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей В.А. Камериловой, О.А. Дубровиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макарихиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2012 года по делу N А12-8605/2012, судья Н.В.Лаврик,
по иску Администрации Волгограда (Волгоград, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (Волгоград ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555)
третьи лица: Министерство финансов Волгоградской области (Волгоград, ИНН 3444130624 ; ОГРН 1063444006922)
Комитет по строительству Администрации Волгоградской области (Волгоград, ИНН 3445118588, ОГРН 1113460005240)
Министерство регионального развития Российской Федерации (Москва, ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459),
о взыскании убытков в размере 2 978 603 руб. 50 коп.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волгограда (истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области о взыскании 2 978 603 руб. 50 коп, составляющих компенсацию понесённых затрат на приобретение квартиры N 76 в доме N 129 по ул. 64-й Армии Кировского района г.Волгограда, предоставленной Сококалетовой Наталье Николаевне (на семью из четырёх человек), имеющей ребенка-инвалида по заболеваниям, входящим в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Определениями арбитражного суда от 16.04.2012 и 16.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Волгоградской области (ранее Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области), Комитет по строительству Администрации Волгоградской области и Министерство регионального развития Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266,268 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как установлено материалами дела, семья Сорокалетовых в составе: Сорокалетов А.И. 1938 г.р., Сорокалетов В.А. 1967 г.р., Сорокалетова Н.Н. 1977 г.р., Сорокалетов А.В. 1997 г.р. и Сорокалетов А.В. 2005 г.р. проживала в квартире N 87 дома N 19 по ул. Брестской г.Волгограда.
Сорокалетов А.И. 1938 г.р. является инвалидом первой группы, имеет хроническое психическое заболевание с 2009 года, код F 01.00, относящийся к перечню заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Сорокалетов А.В. 2005 г.р. (сын Сорокалетовой Н.Н.) является ребенком-инвалидом и состоит на учете с диагнозом лейкоз, код С 91, также относящийся к перечню заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Страдающие тяжелыми заболеваниями, Сорокалетов А.И. 1938 г.р. и Сорокалетов А.В. 2005 г.р. не могут проживать в одной квартире.
Гр. Сорокалетова Н.Н. и члены её семьи 12.11.2010 признаны малоимущими с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Постановлением администрации Волгограда от 28.01.2011 N 227 Сорокалетова Н.Н. с составом семьи 4 человека принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, относящихся к категории малоимущих.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Центрального районного суда Волгограда от 13.09.2011 по гражданскому делу N 2-6509/2011.
Названным решением Центрального районного суда Волгограда от 13.09.2011 на Администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить Сорокалетой Н.Н. вне очереди на семью из четырех человек по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в муниципальном жилищном фонде г.Волгограда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, и не ниже установленных норм предоставления жилых помещений.
Во исполнение указанного судебного решения, учитывая факт отсутствия свободного жилого помещения муниципального жилищного фонда, отвечающее требованиям судебного акта, Администрацией Волгограда проведен открытый аукцион в электронной форме.
По результатам аукциона заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения (квартиры) для исполнения мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по решениям судов от 26.12.2011 N 0129300014911003615 107131.
Стоимость приобретенной квартиры N 76 в доме N 129 п ул. 64-й Армии г.Волгограда составила 2 978 603 руб. 50 коп. Данная сумма перечислена платежным поручением от 30.12.2011 N 429369 за счет средств городского бюджета на счет продавца по муниципальному контракту.
Право собственности городского округа Волгоград на квартиру N 76 общей площадью 61,3 кв.м. в доме N 129 п ул. 64-й Армии г.Волгограда зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.12.2011 (номер записи 34-34-01/238/201-614).
Между МБУ "ЖКХ Кировского района Волгоград" (наймодателем) и Сорокалетовой Н.Н. (нанимателем) заключен договор социального найма жилого помещения от 27.02.2012 N 15/12-М в отношении квартиры квартиру N 76 в доме N 129 п ул. 64-й Армии г.Волгограда
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также на то, что денежные средства, израсходованные на покупку квартиры для исполнения мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по решениям судов, являются для городского округа город-герой Волгоград убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета, Администрация Волгограда обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, давая оценку заявленным требованиям пришел к выводу об удовлетворении последних, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. (пункт 2 статьи 15 ГК РФ)
В свою очередь в статье 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 N 20-П, Определение от 15.02.2005 N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в т.ч международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. (определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О и от 01.12.2009 N 1548-О-О)
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне.
Так, статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Норма пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена на защиту указанной категории граждан, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда ( пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом споре расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в Определении ВАС РФ от 17.08.2012 (N ВАС-10637/12), согласно которой обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Факт противоправности действий (бездействия) Минфина России, выразившийся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат, связанных с выплатой денежных средств для приобретения жилья семье инвалида установлен материалами дела, в связи с израсходованная за счет средств городского бюджета денежная сумма в размере 2 2 978 603 руб. 50 коп. правомерно определена и удовлетворена судом как убытки истца.
Довод Управления о наличии финансирования на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 не подтверждены материалами дела. При этом факт отсутствия финансирования на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 нашел свое отражение в отзыве на исковое заявление (т.1 л.д.106-109).
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2012 года по делу N А12-8605/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8605/2012
Истец: Администрация города Волгограда
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ интересы, которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Российская Федерация, в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Комитет по строительству Администрации Волгоградской области, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство регионального развития РФ, Министерство финансов Волгоградской области, Министерство финансов по Волгоградской области, УФК по Волгоградской области