г. Москва |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А41-17659/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тамбовским М.А..
при участии в заседании:
от СПИ СМО по ИОВИП УФССП по Московской области Орлова О.В. - извещен, представитель не явился
от ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" - Алиевой А.Ю. (представителя по доверенности от 30.12.2011 N 201 юр)
от ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" п. Часцы - Алиевой А.Ю. (представителя по доверенности от 24.02.2012 N 10)
от Межрайонной ИФНС N 22 по Московской области - извещена, представитель не явился,
от Межрайонной ИФНС N 46 по Московской области - извещена, представитель не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя СМО по ИОВИП УФССП по Московской области Орлова О.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 20.07.2012 по делу N А41-17659/12, принятое судьей Бобриневым А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специализированного строительства" (далее - также ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Специализированного межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Московской области Орлова О.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) в части запрета Межрайонной ИФНС N 22 по Московской области производить любые действия, направленные на реорганизацию ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России", и об отмене постановления от 15.11.2011 в части запрета проведения любых регистрационных действий, направленных на реорганизацию ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России".
В качестве заинтересованных лиц в деле участвуют Межрайонная инспекция ФНС N 22 по Московской области и Межрайонная инспекция ФНС N 46 по г.Москве.
Определением от 09.06.2012 суд первой инстанции принял заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Часцовский завод железобетонных изделий при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России") с аналогичными требованиями.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2012 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение им норм права.
Представитель ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" и ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" п. Часцы в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС N 46 по Московской области оставила рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение апелляционного суда.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Межрайонной ИФНС N 22 по Московской области, Межрайонной ИФНС N 46 по Московской области и судебного пристава-исполнителя.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" и ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" п. Часцы, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Судебным приставом-исполнителем 14.09.2009 в отношении ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" возбуждено исполнительное производство N 46/17994/19/2009.
Предметом исполнения является взыскание денежных средств в размере 37 234 576 рублей 79 копеек.
Судебным приставом, в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа 15.11.2011 вынесено постановление о запрете регистрационных действий, которым ИФНС по г. Одинцово запрещено вносить любые изменения в устав ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России", производить любые действия направленные на ликвидацию, реорганизацию, изменение организационно-правовой формы предприятия.
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 13.03.2012 издано распоряжение N 348-р, которым предписано присоединить ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" к ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" в целях реорганизации.
Уведомлением МРИ ФНС N 46 по г. Москве от 22.03.2012 ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" и ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" сообщено, что документы, представленные на государственную регистрацию оставлены без рассмотрения, в связи с названным постановлением судебного пристава-исполнителя.
Удовлетворяя требование об оспаривании постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем, суд первой инстанции счел неправомерными действия судебного пристава-исполнителя.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба судебного пристава-исполнителя не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве; Закон) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, соответствующего требованиям статьям 13 Закона и предъявленного к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона, посредством вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, после чего совершает предусмотренные Законом действия и применяет меры принудительного исполнения, необходимые для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу положений статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, при этом имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов Федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск; совершать иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.
Положения статьи 12 Закона о судебных приставах корреспондируются с положениями статьи 64 Закона об исполнительном производстве, содержащими перечень необходимых исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Оспариваемым постановлением наложен запрет на осуществление любых регистрационных действий в отношении организационно-правовой формы ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России", изменений в устав, а также изменений связанных с ликвидацией ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России".
Данные меры, в части установления запрета на реорганизацию ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" не отвечают требованию направленности на создание условий для применения мер принудительного исполнения или на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из материалов дела следует, что ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" находится в тяжёлом финансовом состоянии, в связи с чем обращалось в арбитражный суд с заявлением о банкротстве предприятия.
Присоединение ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" к ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" в данном случае, в числе прочего может обеспечить исполнение требования исполнительного документа, поскольку обязательства ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" не прекратятся в силу правопреемства.
В соответствии со статьёй 52 Закона об исполнительном производстве для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В соответствии со статьёй 97 Закона об исполнительном производстве в случае реорганизации должника-организации взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую судебным актом возложена ответственность по обязательствам должника-организации.
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что запрет реорганизации ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" в данном случае препятствует возможности надлежащего исполнения им требований исполнительного документа, в том числе за счёт активов предприятия после реорганизации
Наличие запрета в части проведения реорганизации предприятия, как указал суд первой инстанции, нарушает права ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" как участника исполнительного производства, поскольку ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" не имеет возможности принять меры для погашения задолженности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу судебного акта, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Основываясь на изложенном и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.06.2012 по делу N А41-17659/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17659/2012
Истец: ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России", ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России", ФГУП "ЧЗЖБИ при Спецстрое России" п. Часцы.
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель СМО по ОИП УФССП по Московской области
Третье лицо: МРИ ФНС N 22 по Московской области, МРИ ФНС N 46 по г. Москве, МРИ ФНС России N 46 по г. Москве, МРИ ФНС России N22 по Московской области, СПИ СМО по ОИП УФССП по МО Орлова О. В.