г. Самара |
|
05 сентября 2012 г. |
Дело N А65-5027/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - извещен, не явился,
от Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Нечаева Ю.Н., доверенность от 21.08.2012 года N 2/3401,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Государственного казенного учреждения Республики Татарстан "Зеленодольское лесничество" - извещен, не явился,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Ахмеровой Нурии Махмудовны - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2012 года по делу N А65-5027/2012 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан;
- Государственное казенное учреждение Республики Татарстан "Зеленодольское лесничество";
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан;
- гражданка Ахмерова Нурия Махмудовна;
о признании постановления от 06.10.2010 года N 2102 "О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ахмеровой Нурие Махмудовне для ведения личного подсобного хозяйства" недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Муниципального образования Зеленодольского муниципального района, г.Зеленодольск (далее - ответчик) о признании постановления от 06.10.2010 года N 2102 "О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ахмеровой Нурие Махмудовне для ведения личного подсобного хозяйства" недействительным.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Государственное казенное учреждение Республики Татарстан "Зеленодольское лесничество", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, гражданка Ахмерова Нурия Махмудовна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.06.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом неосновательно восстановлен пропущенный трехмесячный срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ.
По мнению подателя жалобы, АПК РФ дает исчерпывающий перечень уважительности причин пропуска срока подачи заявления.
Податель жалобы считает, что заявление Министерства лесного хозяйства затрагивает прямые права гражданина, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Податель жалобы указывает, что заявителем либо истцом должно являться Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан.
По мнению подателя жалобы, судом не исследованы полностью доказательства того и не приняты во внимание те факты, что в данном свидетельстве о государственной регистрации права указана общая площадь земельного участка и квартала, кадастровые номера земель лесного фонда не указаны, что свидетельствует о том, что данные земли не сформированы в установленном законном порядке и не прошли государственный учет.
Согласно данным государственной кадастровой службы, спорный участок, указанный в оспариваемом постановлении является землями населенных пунктов, что противоречит представленными данными ФГУП "Рослесинфорг".
В судебном заседании представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района "О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ахмеровой Нурие Махмудовне для ведения личного подсобного хозяйства" от 06 апреля 2010 г. N 2101 принято решение "предоставить в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ахмеровой Нурие Махмудовне, зарегистрированной по адресу: РТ, г. Казань, ул. Р.Зорге, д. 97, кВ. 142, земельный участок из земель населенных пунктов площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, п.г.т. Васильево, ул. Лесная, с кадастровым номером 16:20:010120:95, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, в границах, согласно прилагаемого кадастрового паспорта от 16.08.2010 г. N 1600/301/10-366405".
На основании указанного постановления, между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района и Ахмеровой Н.М. заключен договор аренды земельного участка N Зем-1-415а от 13.11.2010 года, сроком на пять лет.
18 ноября 2011 г. в адрес заявителя поступило письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, в котором со ссылкой на обращение Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры сообщалось об имеющемся споре о праве на земельный участок в выделе 15 квартала 64 Айшинского участкового лесничества ГБУ "Зеленодольское лесничество". При этом, в письме было указано, что "ввиду того, что у Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан истек срок искового давности для обращения с заявлением в судебные органы, убедительно просим Вас выступить по данному делу в качестве истца..".
В связи с изложенным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления от 06.10.2010 г. N 2102 недействительным.
Министерство лесного хозяйства РТ обратилось в суд с заявлением к Исполнительному комитету Муниципального образования Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, о признании постановления от 06.10.2010 года N 2102 "О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ахмеровой Нурие Махмудовне для ведения личного подсобного хозяйства" недействительным.
Судом сделан верный вывод о том, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При обращении в суд заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, указав, что о наличии оспариваемого постановления ему стало известно лишь после получения письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан 18.11.2011 г.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 367-О, само по себе установление в законе сроков обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, ходатайство подлежит удовлетворению судом.
Судом верно установлено, что заявителю о наличии оспариваемого акта и о нарушении прав собственности РФ стало известно только 18 ноября 2011 г., из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, и обоснованно удовлетворено ходатайство заявителя и восстановлен срок для обращения в суд.
При удовлетворении заявленных Министерством требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ 1997 года, лесной фонд и расположенные и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 утверждены правила проведения лесоустройства. Лесоустройство включает в себя:
а) проектирование лесничеств и лесопарков;
б) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
в) проектирование лесных участков;
г) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков;
д) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
е) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Судом верно установлено, что в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Зеленодольское лесничество" от 1968, 1981, 1991, 2001-х годов лесной участок, находящийся в выделе 15 квартала 64 Айшинского участкового лесничества, является землями лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, что подтверждается соответствующим свидетельством серии 16-АЕ N 377051 от 18.12.2009 г. (л.д. 57).
В соответствии с лесохозяйственным регламентом ГКУ "Зеленодольское лесничество", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2009 N 151, земли лесного фонда, находящиеся на территории ГКУ "Зеленодольское лесничество", по целевому назначению являются защитными, категория защитности - лесопарковые зоны.
Статьями 102-107 ЛК РФ предусматривается усиленный правовой режим охранных лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация права федеральной собственности на данный земельный участок подтверждается свидетельством от 18 декабря 2009 года серия 16-АЕ N 377051 (л.д. 57).
Судом учтено, что согласно выписке из государственного кадастра недвижимости (кадастрового плана территории), земельный участок по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, пгт Васильево, ул. Лесная, отнесен к землям населенных пунктов (л.д. 13-14).
В связи с этим в ходе судебного разбирательства по делу по поручению суда Министерством лесного хозяйства сделан запрос в Казанский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" о предоставлении информации по категории спорного земельного участка.
Казанским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" предоставлена схема расположения земельного участка выдела 15 квартала 64 Айшинского участкового лесничества ГКУ "Зеленодольское лесничество" в системе координат, соответствующей системе межевого плана относительно границ лесного фонда, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:20:010120:95 площадью 900 м2 находится в границах земель лесного фонда (л.д. 98-103).
Судом правильно указано, что действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Следовательно, даже в случае смены категории земель, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, не уполномочен распоряжаться федеральной собственностью.
Суд правильно посчитал несостоятельным довод ответчика о том, что Министерство лесного хозяйства РТ является ненадлежащим заявителем по делу.
В соответствии с п. 2 ст. 4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 96 ЛК РФ, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, каковым и является заявитель по делу.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению, а постановление Исполнительного комитета Муниципального образования Зеленодольского муниципального района от 06.10.2010 года N 2102 "О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Ахмеровой Нурие Махмудовне для ведения личного подсобного хозяйства" - признанию недействительным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2012 года по делу N А65-5027/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5027/2012
Истец: Министерство лесного хозяйства РТ, г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, Исполнительный комитет Муниципального образования Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск
Третье лицо: Ахмерова Нурия Махмудовна, Государственное казенное учреждение "Зеленодольское лесничество", Зеленодольский район, п. Васильево, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Отдел адресной справочной работы УФМС России по РТ
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10118/12
27.12.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5027/12
05.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9365/12
06.06.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5027/12