г. Вологда |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А44-3463/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 июня 2012 года по делу N А44-3463/2012 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СБУ-ИНВЕСТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании незаконными решений от 27.03.2012 N 84 о непринятии к зачету расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на сумму 62 724,04 руб. и от 27.03.2012 N 65 об отказе в выделении средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 29 801,59 руб., а также о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем проведения действий по зачету указанных расходов, произведенных в сумме 62 724,04 руб. и выделению средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 29 801,59 руб.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 15 июня 2012 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Фонд с судебным решением не согласился в части признания незаконным решения фонда от 27.03.2012 N 84 и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Общество и фонд надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 23.01.2012 общество обратилось в фонд с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 29 801,59 руб. (т. 3, л. 41).
На основании решения руководителя фонда от 08.02.2012 N 91 сотрудниками фонда проведена выездная проверка общества по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 (т. 1, л. 96), составлен акт выездной проверки от 27.02.2012 N 106 (т. 1, л. 97-98).
По результатам проверки вынесены решение от 27.03.2012 N 84 о непринятии к зачету расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на сумму 62 724,04 руб., а также решение от 27.03.2012 N 65 об отказе обществу в выделении средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения за в сумме 29 801,59 руб. (т. 1, л. 15, 16).
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, основанием для вынесения решения от 27.03.2012 N 84 о непринятии к зачету расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на сумму 62 724,04 руб. послужили выводы фонда о том, что обществом необоснованно включена в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года сумма выплаты в размере 11 703,13 руб. (23 406,26 руб. отражено в расчете (т. 2, л. 179), в том числе подтвержденная документально и принятая фондом сумма в 11 703,13 руб. по Булычевой Т.Ю. (т. 2, л. 169)), а также необоснованно включена в расчет сумма выплаты Жидонису С.В. по листку нетрудоспособности, излишне начисленная, в размере 51 020,91 руб., ввиду отсутствия у общества корректировки выплат по причине нарушения Жидонисом С.В. установленного врачом режима пребывания в медицинском учреждении.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователь обязан выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлен и не оспаривается обществом факт ошибочного включения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года суммы выплаты в размере 11 703,13 руб.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности позиции фонда о необоснованном включении обществом в состав расходов на обязательное социальное страхование выплаты Жидонису С.В. за период временной нетрудоспособности в размере 51 020,91 руб. ввиду отсутствия у общества корректировки указанных выплат с учетом нарушения Жидонисом С.В. режима пребывания в медицинском учреждении, что подтверждено материалами дела. Арифметическая правильность расчетов фонда подтверждена в ходе сверки расчетов по начислению Жидонису С.В. выплат по временной нетрудоспособности (акт сверки от 24.05.2012; т. 2, л. 144).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 этого Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
В материалах дела имеется копия листка нетрудоспособности Жидониса С.В. серии ВЫ 5831301, в котором в графе "Отметки о нарушении режима" врачом сделана запись об отсутствии Жидониса С.В. в стационаре в период с 18.08.2010 по 30.08.2010, указанная запись заверена печатью медучреждения (т. 1, л. 66).
На основании пунктов 2.1, 2.2 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем-работодателем в соответствии с законодательством и на основании документов, подтверждающих право работника на получение пособия.
Таким документом согласно пункту 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Приказ N 514) является листок нетрудоспособности, выдаваемый застрахованным лицам при заболеваниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
В силу пункта 60 Приказа N 514 в строке "Отметки о нарушении режима" указываются дата нарушения, его вид (несоблюдение предписанного режима, несвоевременная явка на прием к врачу, выход на работу без выписки, самовольный уход из стационара, отказ от направления или несвоевременная явка в учреждение МСЭ и др.) и ставится подпись лечащего врача; если нарушений режима не было, данная графа не заполняется.
Статьей 8 Закона N 255-ФЗ определено, что основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов:
1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - со дня, когда было допущено нарушение;
2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, - за весь период нетрудоспособности (часть 2 статьи 8).
В данном случае в представленном листке нетрудоспособности в строке "Отметки о нарушении режима" указаны дата нарушения, его вид и стоит подпись лечащего врача. Доказательств нарушения со стороны медучреждения порядка заполнения листка нетрудоспособности Жидониса С.В., обществом не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному заключению об обоснованности выводов фонда о неправомерности включения обществом в состав расходов выплат Жидонису С.В. за период временной нетрудоспособности в размере 51 020,91 руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения фонда от 27.03.2012 N 84 о непринятии к зачету расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ). Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (часть 5 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 1.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Закона N 165-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), иных федеральных законов.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов регулируется статьей 39 Закона N 212-ФЗ.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (часть 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (части 4, 5 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из системного толкования названных норм следует, что правила проведения проверок по контролю за уплатой страховых взносов и принятия решений в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ подлежат применению и при проверке правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, фонд обязан известить лицо, в отношении которого проводилась проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов, является основанием для признания решения фонда недействительным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов документальной выездной проверки от 27.02.2012 N 106 (т. 1, л. 93) обществу не вручалось (справка Новгородского почтамта от 08.06.2012; т. 3, л. 40), ошибочно направлено по иному адресу.
Довод представителя фонда о том, что указанное уведомление было вручено руководителю общества Гусевой Е.Н. 28.02.2012 в момент вручения ей акта проверки от 27.02.2012, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку соответствующих доказательств фондом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество не было уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, следовательно, обжалуемое решение вынесено фондом в отсутствие представителя общества.
Допущенное фондом процессуальное нарушение является существенным, поскольку общество не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также иными процессуальными правами в соответствии с нормами Закона N 212-ФЗ.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, представление обществом возражений на акт проверки не исключает необходимость обеспечить обществу возможность реализовать право, гарантированное статьей 39 Закона N 212-ФЗ, на участие в рассмотрении материалов проверки и представленных им возражений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ответчика не соответствует требованиям Закона N 212-ФЗ и Закона N 255-ФЗ, в связи с чем правомерно удовлетворил требования общества в указанной части.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы фонда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 июня 2012 года по делу N А44-3463/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3463/2012
Истец: ООО "СБУ-Инвест"
Ответчик: ГУ- Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ)