г. Самара |
|
05 сентября 2012 г. |
Дело N А55-14933/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Нефтегорская дорожная передвижная механизированная колонна" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области - представителя Дунаевой Е.В. (доверенность от 10 января 2012 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2012 года апелляционную жалобу ОАО "Нефтегорская дорожная передвижная механизированная колонна"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2012 года по делу N А55-14933/2012, судья Мехедова В.В., принятое по заявлению ОАО "Нефтегорская дорожная передвижная механизированная колонна" (ИНН 6377004419, ОГРН 1026303859284), Самарская область, г.Нефтегорск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 27 марта 2012 года N 74 о назначении административного наказания по ст.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нефтегорская дорожная передвижная механизированная колонна" (далее - ОАО "НДПМК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (далее - Управление Росприроднадзора по Самарской области, административный орган) от 27 марта 2012 года N 74 о назначении административного наказания по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2012 года в удовлетворении заявления ОАО "Нефтегорская дорожная передвижная механизированная колонна" отказано в связи с наличием в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления административного органа.
В апелляционной жалобе ОАО "Нефтегорская дорожная передвижная механизированная колонна" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на нарушение процедуры проведения проверки.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора по Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Управления Росприроднадзора по Самарской области от 17 февраля 2012 года N 99 и от 02 марта 2012 года N 164 была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Нефтегорская дорожная передвижная механизированная колонна" на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ.
В ходе проверки установлено, что обществом при осуществлении хозяйственной деятельности допущены нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: в нарушение требований ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), ст.25 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) на предприятии отсутствуют лица, ответственные за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Не соблюдаются экологические требования, установленные Федеральным законом N96-ФЗ. В нарушение требований ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) не ведется учет образовавшихся отходов, а также отходов, переданных другим лицам.
На момент проверки было установлено накопление на территории асфальтобетонного завода, расположенного в с.Семеновка Нефтегорского района Самарской области, следующих видов отходов: лом черных металлов несортированный (код по ФККО - 35130100 01 99 5) в объеме 20 куб.м; на территории производственной базы по адресу: г.Нефтегорск, ул.Промышленности, 7 - покрышки отработанные (код по ФККО - 575Q0202 13 00 4) в количестве 18 шт.; отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (код по ФККО - 95100000 00 00 0) ориентировочно в объеме 2 куб.м.
В течение 2011 года ОАО "Нефтегорская ДорПМК" образован и передан МУКП городского поселения Нефтегорск "Коммунал Сервис" с последующим захоронением на свалке МУП "Нефтегорскжилсервис" мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 91200400 01 00 4) в количестве 12,960 т/год, что подтверждается сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме N 2-ТП (отходы), представленными 03 февраля 2012 года в отдел экологии и природопользования администрации муниципального района Нефтегорский.
Не учтены отходы, образующиеся в результате производства асфальтобетонной смеси: отходы асфальтобетонной смеси и/или асфальтобетонной смеси в кусковой форме (код по ФККО 31403502 01 00 4) в количестве 105 т, отходы минерального порошка (код по ФККО 31400000 00 00 0) - 24,57 т; отходы минеральные от газоочистки (код по ФККО'31403900 01 00 0) 100,22 т/год. Фактическое количество отходов определено согласно используемым материалам за 2011 год: битум - 299,5 т, щебень - 5057 т, доломитовая мука - 2177 т, что подтверждается справкой ОАО "Нефтегорская ДорПМК" при применении удельных показателей образования отходов производства и безразмерных коэффициентов, определяющих влияние различных параметров на количество образующихся отходов. Удельные нормы образования отходов приняты по нормам технологического проектирования предприятий и приведены к единице используемого исходного материала при производстве асфальтобетона (сборник нормативно-методических документов "Отходы производства и потребления", Казань, Новое Знание, 1999).
Обществом также не учтены отходы, образующиеся в результате содержания автомобильной дороги общего пользования федерального значения подъезд к Оренбургу от автомобильной дороги М-5 "Урал" на участке км 58+800 - км 145+000: отходы битума, асфальта в твердой форме (код по ФККО - 54901200 01 00 4) (образуется в результате ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия) - 36,00 т. Количество указанных отходов определено по фактическому объему работ, проведенных ОАО "Нефтегорская ДорПМК" по договору от 11 января 2010 года N 1 с ООО ПКП "Ремзавод "Кряжский", по содержанию автомобильной дороги и акту о приемке выполненных работ за отчетный период с 25 июля 2011 года по 25 августа 2011 года, что подтверждается актом о приемке выполненных работ Нф-08-сб от 25 августа 2011 года, а также с применением показателей образования мусора при проведении ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, который принят по сборнику N 18 "Благоустройство" (ЭСН-86), сборникам ведомственных районных единичных расценок на ремонтно-строительные работы.
В нарушение требований п.2 ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ общество, в процессе деятельности которого образуются отходы I - IV класса опасности, не подтвердило отнесение отходов: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (код по ФККО -95100000 00 00 0), отходы минерального порошка (код по ФККО 31400000 00 00 0), отходы минеральные от газоочистки (код по ФККО 31403900 01 00 0) к конкретному классу опасности.
В нарушение требований п.3 ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ не составлен и не согласован в установленном порядке паспорт на отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (кол по ФККО 91200400 01 00 4), покрышки отработанные (код по ФККО - 57500202 13 00 4), отходы (осадки) из выгребных ям, хозяйственно-бытовые стоки (код по ФККО - 95100000 00 00 0), отходы асфальтобетонной смеси и/или асфальтобетонной смеси в кусковой форме (код по ФККО 31403502 01 004), отходы минерального порошка (код по ФККО 31400000 00 00 0); отходы минеральные о газоочистки (код по ФККО 31403900 01 00 0); отходы битума, асфальта в твердой форме (ко по ФКОО - 54901200 01 00 4).
В нарушение требований ст.4 Федерального закона N 89-ФЗ ОАО "Нефтегорская ДорПМК" собственник отхода "Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (код по ФККО 91200400 01 00 4) передал в 2011 году данный отход муниципальному унитарному казенному предприятию городского поселения Нефтегорск "Коммунал Сервис" с целью дальнейшего захоронения на свалке МУП "Нефтегорскжилсервис".
МУКП городского поселения Нефтегорск "Коммунал Сервис" и МУП "Нефтегорскжилсервис" не имеют лицензий на осуществление деятельности соответственно на сбор и захоронение отходов.
Образование и передача мусора от бытовых помещений организаций несортированной (исключая крупногабаритный) на захоронение подтверждается сведениями об образовании использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства \ потребления по форме N 2-ТП (отходы), представленными в отдел экологии \ природопользования администрации муниципального района Нефтегорский 03 февраля 2012 года, а также расчетом суммы платы по объекту негативного воздействия - раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления" сводного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартала 2011 года. Общее количество отхода, размещенное в 2011 году, составило 12.960 т/год.
В нарушение требований ст.26 Федерального закона N 89-ФЗ ОАО "НДПМК" осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, не организован и не осуществляется производственный контроль соблюдения требования законодательства РФ в области обращения с отходами.
Выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного законодательства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 19 марта 2012 года N 40, ответственность за которое предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ. Протокол составлен с участием полномочного представителя общества, генерального директора Алборова В.Н., который от подписи в протоколе отказался.
Копия протокола от 19 марта 2012 года N 40 об административном правонарушении и предписания N N 30, 27, 33, 32, 35, 34, 31 об устроении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 16 марта 2012 года, копия определения о назначении времени места рассмотрения дела об административном правонарушении от 19 марта 2012 года были направлены в адрес общества заказанной корреспонденцией. Данная корреспонденция 26 марта 2012 года вручена обществу, что подтверждается почтовым уведомлением, а также сообщением Нефтегорского почтамта.
Заместителем главного федерального государственного инспектора Управления 27 марта 2012 года вынесено постановление о привлечении ОАО "Нефтегорская ДорПМК" к административной ответственности за N 74, в соответствии с общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа 25 000 руб.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, должностное лицо Управления в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ в полном объеме выяснило обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения лицом административного правонарушения. Событие вменяемого административного правонарушения подтверждено надлежащими доказательствами.
Материалами дела доказана вина общества в совершении административного правонарушения. В частности, установлено, что у заявителя имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Какие-либо обстоятельства, препятствующие осуществлению деятельности в полном соответствии с требованиями Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей среды" у общества отсутствовали.
В ходе производства по делу об административных правонарушениях существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов не установлено, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченным органом, сроки давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что при проведении проверки и привлечения его к административной ответственности должностное лицо Управления применяло расчетные методы определения различных показателей и что таковые не были направлены в ОАО "Нефтегорская ДорПМК" для ознакомления, несостоятельны, поскольку обозначенные расчеты отражены как в протоколе об административном правонарушении, так и в акте проверки N 24 от 16 марта 2012 года. Копия акта проверки была получена заместителем генерального директора ОАО "Нефтегорская ДорПМК", который на период проверки, являлся уполномоченным представителем общества в соответствии с приказом ОАО "Нефтегорская ДорПМК" от 27 февраля 2012 года N 22. Протокол об административном правонарушении был также получен обществом.
Ссылка в заявлении на то обстоятельство, что в постановлении N 74 о назначении административного наказания от 27 марта 2012 года отсутствуют ссылки на протокол о административном правонарушении не состоятельна, поскольку не соответствует сведениям, содержащимся в постановлении.
Мера наказания, назначенная административным органом заявителю за совершенное им правонарушение, является обоснованной, поскольку при назначении наказания в соответствии со ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ административным органом учтены смягчающие обстоятельства - правонарушение совершено впервые. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ. Сумма штрафа приближена к минимальной, предусмотренной санкцией статьи 8.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры проверки необоснованны. Требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) административным органом не нарушены.
В соответствии с ч.12 ст.9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Как видно из материалов дела и не оспаривается заявителем, приказ о проведении плановой выездной проверки общества от 17 февраля 2012 года N 99 был направлен в адрес заявителя почтой за 10 дней до начала проверки (01 марта 2012 года). Данное письмо получено обществом согласно почтовому уведомлению 27 февраля 2012 года, то есть в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, как это указано в законе (учитывая, что в феврале 2012 года 29 дней).
Кроме того, проверка в отношении заявителя проводилась на основании плана контрольно-надзорной деятельности Управления, который был доведен до сведения всех заинтересованных лиц посредством размещения на официальных сайтах прокуратуры Самарской области, Управления Росприроднадзора по Самарской области.
При таких обстоятельствах Управлением Росприроднадзора по Самарской области существенных нарушений процедуры проведения проверки не было допущено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении также не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 08 июня 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2012 года по делу N А55-14933/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14933/2012
Истец: ОАО "Нефтегорская дорожная передвижная механизированная колонна"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области