Ненормативные споры
Практически все документы, исходящие от налоговиков или других госструктур, адресованные конкретной фирме и носящие странное название "ненормативный акт", нередко создают бухгалтерам проблемы, решить которые иногда удается только в суде. Но и в этом случае не избежать проблем, если вовремя не разобраться со специфической процедурой их обжалования.
Наведем справки об актах
Сначала - немного теории: необходимо разобраться в том, как же расшифровывается понятие "ненормативный правовой акт". Итак, правовым актом называется документ, принятый государственным органом, муниципалитетом или чиновниками от имени указанных структур, направленный на регулирование общественных отношений и имеющий юридическую силу, т.е. обязательный для исполнения. Все они делятся на нормативные и ненормативные. Нормативный правовой акт - это документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц и рассчитанные для неоднократного применения. А ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем же и указаны. Поэтому его зачастую называют правовым актом индивидуального характера.
Предметом судебного разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, т.е. власти и подчинения. Задачей суда в данном случае является разрешение спора о законности документа или действия госструктуры или конкретного чиновника. Именно так оспариваются акты местной думы, постановления мэра или главы администрации, решения и действия сотрудников регистрационных и лицензионных палат, а также налоговых и торговых инспекций, органов санитарного, пожарного, банковского, страхового надзора, органов валютного, ветеринарного контроля. К этому перечню относятся и действия судебных приставов-исполнителей (п. 1 ст. 197 АПК).
Исковая подготовка
Итак, чиновник, по мнению фирмы, принял незаконный акт или не соответствующее законодательству решение. Для того чтобы его урезонить, у предприятия есть три месяца с даты принятия такого решения или со дня, когда о нем стало известно (п. 4 ст. 198 АПК).
Безусловно, три месяца - это мало. Поэтому необходимо принять оперативное решение о дальнейших действиях: обращаться ли в суд сразу или же сначала пожаловаться на поправшего закон госслужащего его руководству. Здесь стоит обратить внимание на то, что в некоторых случаях закон требует обязательной попытки досудебного разрешения административного спора. Это касается, например, решений или действий таможни. При этом помните, что при подаче жалобы в вышестоящую инстанцию срок для обращения в арбитражный суд исчисляется с момента, когда заявителю стало известно о результатах рассмотрения его жалобы.
Но если по поводу досудебного урегулирования конфликта закон молчит, а с вышестоящими чиновниками предприятие общаться не желает - самое время начинать составлять в суд исковое заявление с требованием отменить незаконное решение или акт. Иск подают в арбитраж по месту нахождения ответчика - госучреждения или чиновника, принявшего оспариваемое решение.
По форме и содержанию заявление должно соответствовать общим правилам, к нему предъявляемым. Прежде всего заявление должно содержать требование о признании его таковым. Затем в нем должны быть указаны полное и точное его название, номер и дата принятия оспариваемого акта, решения или время совершения действия, а также наименование госструктуры или должностного лица, которые их приняли или совершили. Далее в заявлении необходимо указать, в чем именно оспариваемый акт или действие не соответствует законодательству. Потом надо прописать ссылки на те законы и подзаконные акты, которым, по мнению заявителя, противоречат оспариваемые документ, решение или действие. После этого необходимо указать, какие именно права и интересы организации нарушены. И, кроме обычно прикладываемых и к иску документов, к этому заявлению должен быть приложен текст оспариваемого акта или решения (п. 2 ст. 199 АПК). Когда вся необходимая информация изложена, заявление можно направлять в арбитраж.
Кроме того, предприниматель вправе одновременно с этим подать судье ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта или решения вплоть до окончания судебного разбирательства (п. 3 ст. 199 АПК).
Если же вы все-таки пропустили трехмесячный срок обжалования, можно попытаться его восстановить. Для этого необходимо подать судье ходатайство о восстановлении данного срока. Теперь все будет зависеть от того, насколько серьезными судьи сочтут причины вашего опоздания (п. 4 ст. 198 АПК). Если они покажутся арбитрам уважительными - то судьи восстановят срок обжалования, а если нет - откажут в удовлетворении ходатайства, а заодно и требований заявителя.
Суд идет
После того как сотрудники судебной канцелярии зарегистрировали ваше заявление, оно считается официально поступившим в суд. И начиная с этого момента у арбитра есть два месяца, чтобы разобраться в вашем вопросе (п. 1 ст. 200 АПК). Впрочем, эти сроки могут быть изменены. Например, заявления, касающиеся судебных приставов, суды должны рассматривать в течение десяти дней (абз. 2 п. 1 ст. 200 АПК).
В судебном заседании принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего спорный акт, или должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, а также их представители. Кроме того, к участию в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, а также в процесс может вступить прокурор (п. 2 ст. 198 АПК).
Во время судебного заседания главная задача судьи - выяснить, действительно ли результат применения ненормативного акта, решения или действия нарушает права заявителя (п. 4 ст. 200 АПК). Обратите внимание - предприятие-заявитель не обязано доказывать их незаконность. Его представителям необходимо обосновать лишь факты нарушения прав и интересов фирмы. А обязанность доказывания в данном случае возлагается на то госучреждение, перу которого принадлежит спорный акт или решение (п. 5 ст. 200 АПК).
Государственная пошлина по таким искам для предприятий сравнительно невелика и составляет две тысячи рублей (ч. 5 п. 1 ст. 333.21 НК). А заявления об оспаривании исполнительных действий (или же бездействия) судебного пристава пошлиной и вовсе не облагаются (ч. 7 п. 1 ст. 333.36 НК).
И напоследок...
Установив, что оспариваемый акт или решение не соответствуют законодательству и действительно нарушают права и интересы фирмы-заявителя, арбитры признают акт недействительным, а решение или действие - незаконным (п. 2 ст. 201 АПК). В этом случае судьи обязаны объяснить, что именно должны сделать госслужащие для устранения допущенного нарушения, а также определить порядок и срок восстановления нарушенных прав заявителя. Например, они могут распорядиться, чтобы налоговики возместили фирме НДС, а сотрудники регистрационной палаты - в течение двух месяцев зарегистрировали право на недвижимое имущество.
Свои выводы арбитр обязан изложить в решении, как это происходит и в обычном производстве. Оно должно содержать полное официальное название спорного акта или решения, наименование принявшего его госоргана или должностного лица, название законодательного акта, на соответствие которому проверялся оспариваемый документ или решение, а также выводы суда по существу рассмотренного дела. Как правило, такие судебные решения должны либо быть немедленно исполненными, либо судьи сами устанавливают оптимальный срок исполнения решения, пояснив при этом его необходимость в самом решении (п. 7 ст. 201 АПК).
Копии судебного решения в пятидневный срок должны быть разосланы предприятию-заявителю, ответчику, а при необходимости - прокурору или начальнику провинившегося чиновника (п. 9 ст. 201 АПК).
В предъявляемом заявлении необходимо указать, в чем именно оспариваемый акт или действие не соответствует законодательству
Для того чтобы восстановить трехмесячный срок обжалования судебного решения, необходимо подать в суд соответствующее ходатайство.
Расплата за ошибки
Если суд признает оспариваемый ненормативный акт или любую его часть незаконными, то с момента вынесения такого решения он утрачивает юридическую силу и больше не применяется. Но если, пока он действовал, предприятие все-таки понесло из-за него убытки, представители фирмы могут обратиться в суд и потребовать от чиновников, принявших незаконное решение, возмещения (ст. 16 и 1069 ГК).
Право на подачу
Обратите внимание, что обжаловать незаконный, по их мнению, ненормативный акт вправе не только сами фирмы, но и их филиалы и представительства. Кроме того, эту миссию могут взять на себя и некоторые государственные органы, муниципалитет, а также прокуратура (п. 2 ст. 198 АПК).
В общем порядке
Заметим, что решения общего собрания и собраний акционеров не относятся к ненормативным правовым актам. Поэтому их оспаривание происходит в обычном арбитражном производстве.
Общий порядок применяется также в случаях, когда оспаривается правовой акт государства или муниципалитета о закреплении права аренды здания или земельного участка, постановления об изъятии земли и расторжении договора аренды и пр. Словом, когда оспаривание направлено на защиту гражданских прав, возникающих из договорных отношений, а предметом судебного разбирательства между тем является спор о праве собственности, хозяйственного ведения или аренды.
А. Будневич
"Расчет", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru