г. Пермь |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А60-51492/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Орлова Алексея Федосеевича - Воробьев А.С., предъявлен паспорт, доверенность от 14.09.2011;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области - Подошведова Е.Ю., предъявлено удостоверение, доверенность от 27.08.2012; Ярмолович Н.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 18.01.2010;
от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 июня 2012 года
по делу N А60-51492/2011,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Алексея Федосеевича (ОГРНИП 304662335100392, ИНН 666900337394)
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850)
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Орлов Алексей Федосеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 15.09.2011 N 15-19/8693 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, налоговый орган обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Налоговый орган указывает, что он не являлся участником дела N А60-4051/2012, поэтому оснований для применения ст.69 АПК РФ в данной ситуации не имеется.
Поскольку предприниматель не обратился в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестр" по Свердловской области с соответствующим заявлением и решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2012 по делу N А60-405 1/2012. содержащим отметку о вступлении его в законную силу, налоговый орган не может устранить допущенные нарушения о перерасчете земельного налога за 2009 год по земельному участку с кадастровым номером 66:56:0401001:43.
Налоговый орган, просит отменить Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2012, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации предпринимателя 2009 год по земельному налогу.
Результаты проверки оформлены актом от 11.08.2011 N 6338/15.
15.09.2011 налоговым органом вынесено решение N 15-19/8693 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог в сумме 374 773 руб. 00 коп., начислены пени в размере 57 412 руб. 12 коп. Кроме этого заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 63 386 руб. 00 коп.
Основанием для принятия указанного решения явился вывод налогового органа о занижении предпринимателем суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2009 год, в результате занижения налоговой базы. При исчислении земельного налога за 2009 год предприниматель применил рыночную стоимость, установленную оценщиками ООО "НЭКО" по заявке налогоплательщика, что противоречит установленному законодательству по государственной оценке земель и Налоговому кодексу РФ.
Решением УФНС России по Свердловской области от 31.10.2011 N 1438/11, оспариваемое решение налогового органа N 15-19/8693 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа от 15.09.2011 N 15-19/8693 о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом налоговым органом необоснованно доначислен предпринимателю земельный налог, а также применены санкции в виде штрафа и пени.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Судом установлено, что предпринимателю принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ш. Северное, д. 9А, кадастровый номер 66:56:0401001:43, площадью 25218 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации производственной базы (далее - земельный участок).
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи.
С учетом положений статьи 11 НК РФ под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статьей 11.1 Земельного кодекса РФ).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007.
По материалам дела усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116001:0043, принадлежащего предпринимателю, была определена в размере 42 382 127 руб. 00 коп.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 03.04.2012 по делу N А60-4051/2012 установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ш.Северное, д. 9А, площадью 25218 кв.м., кадастровый номер 66:56:0401001:43, равна его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009 в размере 9 069 000 руб. 00 коп.
Вопреки доводам налогового органа, указанное решение имеет для настоящего дела преюдициальное значение. Доводы жалобы о том, что суд в рамках дела N А60-4051/2012 должен был назначить экспертизу, не основаны на нормах права, поскольку указанное решение вступило в законную силу и обязательно для исполнения в силу положений ст. 16 АПК.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса внесены изменения, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Одновременно в пункт 2 статьи 66 Кодекса названным Законом внесены изменения, согласно которым государственная кадастровая оценка земель должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Данное положение действует с 26.07.2010
Таким образом, земельное законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, на что указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011.
Следовательно, налоговый орган, определяя предпринимателю налоговую базу по земельному налогу неправомерно исходил из кадастровой стоимости 42 382 127 руб. 00 коп., в то время как должен был исходить из рыночной стоимости земельного участка в размере 9 069 000 руб. 00 коп.
При этом не имеет значения то, что предприниматель не обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестр" по Свердловской области с соответствующим заявлением, так как, доначисление предпринимателю земельного налога за спорный период (2009 год) с учетом решения суда по делу N А60-4051/2012, не имеет экономического основания, а поэтому противоречит основным началам налогового законодательства (п. 3 ст. 3 НК РФ). Следовательно, доначисление налоговым органом налоговых платежей, а также применение санкций является неправомерным.
Доводы налогового органа о том, что кадастровая стоимость должна быть установлена по состоянию на дату утверждения Правительством Свердловской области результатов государственной кадастровой оценки земель (01.01.2007 или на 01.01.2009) не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку кадастровая стоимость в размере рыночной установлена судом по делу N А60-4051/2012 в отношении спорного объекта и на спорный период - 2009 год и должна применяться к отношениям, возникшим в спорный период, вне зависимости от дат утверждения кадастровой стоимости Правительством Свердловской области в отношении остальных земель.
Доводы апелляционной жалобы налогового органа, выводов суда не опровергают, выражают лишь несогласие с ними, и не могут послужить основанием к отмене принятого судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2012 года по делу N А60-51492/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-51492/2011
Истец: ИП Орлов Алексей Федосеевич
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N16 по Свердловской области, Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Межрайонная инспекция ФНС N16 по Свердловской области