г. Москва |
|
05 сентября 2012 г. |
Дело N А40-29363/12-130-276 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей: Захарова С.Л., Москвиной Л.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2012 г. по делу N А40-29363/12-130-276 судьи Андрияновой С.М.
по заявлению ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" (ОГРН 1097746054867, 117574, г.Москва, проезд Одоевского, д.3, корп.7)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Камышов Д.А. по дов. от 30.12.2011 г.;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее Департамент) от 17.01.2012 г. N 1001-126-3/2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.4.17 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях (далее КоАП г.Москвы).
Решением от 15.06.2012 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения Департаментом доказан, при этом порядок привлечения, а также срок давности привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.
Заявитель не согласился с решением суда, и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. Считает, что суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела. Полагает, что Департаментом не доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения к административной ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель заявителя надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства. Располагая доказательством его надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст.123 и 156 АПК РФ.
Проверив, в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, выслушав объяснение ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании договора субподряда N 1/1-НК/2 от 01.11.2010 г. ЗАО "ИнжЭнергоСтрой" является субподрядчиком и производит работы по устройству перехода кабельных линий на территории ограниченной улицей Краснодонская, ограждением ООПТ "Кузьминки-Люблино" и автостоянкой.
Указанные работы производятся в рамках выполнения комплекса строительно-монтажных работ по строительству объекта "Заходы кабельных линий 220 кВ на ПС "Ново-Кузьминки" по адресу: г.Москва, ЮВАО Волжский б-р, ул.Краснодонская, Спортивный пр., ул.Ставропольская.
В соответствии с п. 5.1.6. договора подряда N 1/1-НК/2 от 01.11.2010 ЗАО "ПК "ИнжЭнергоСтрой" обязуется обеспечить выполнение на строительной площадке мероприятия по охране труда и технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли.
Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы 07.04.2011 г. была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области окружающей среды по адресу: г.Москва, ул.Краснодонская, вблизи станции метро "Волжская" (выход: 1-й вагон из центра). По результатам обследования ответчиком был составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N 1003-126/2011.
Департаментом было выявлено, что на упомянутой территории производятся строительные работы по устройству закрытого перехода кабельных линий.
Департамент установил, что на объекте строительства древесно-кустарниковая растительность не огорожена защитными коробами установленного образца, произведена засыпка грунтом стволов 2-х деревьев на высоту от 20 до 30 см от уровня корневой шейки.
Таким образом, Департаментом выявлено нарушение п.4.1.3.7, 9.8 Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП (далее Правила); п.6.3, 6.4 постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 857-ПП "Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве".
По итогам проверки Департамент 06.05.2011 г. в присутствии представителя заявителя по доверенности от 11.01.2011 г. N 1/1 составил протокол об административном правонарушении N 1003-126-3/2011 за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы.
В силу ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Определением от 13.12.2011 г. N 1003-126-3/2011 было назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанное определение получено заявителем 24.12.2012 г. (уведомление Почты России N 11901943063229).
Постановлением от 17.01.2012 г. заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы в виде административного штрафа в сумме 350 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.6.3. постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве", в подготовительный период до начала основных работ необходимо обустроить строительную площадку в соответствии с проектами организации строительства и производства работ, в том числе, произвести вырубку и пересадку деревьев и кустарников, установить ограждение сохраняемых деревьев.
Указанная работа выполняется специализированными организациями в соответствии с проектом, дендропланом, перечетной ведомостью, заключением и порубочным билетом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В соответствии с п.6.4. указанного выше постановления, на территории строительной площадки не допускаются непредусмотренные проектной документацией сведение древесно-кустарниковой растительности, повреждение корней деревьев и засыпка грунтом корневых шеек и стволов растущих деревьев и кустарников.
В соответствии с п.4.1.3.7. Правил окапывать деревья с насыпкой почвы и почвогрунтов у ствола дерева запрещается.
В соответствии с п.9.8 Правил при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны:
-согласовывать с юридическим владельцем территории начало строительных работ в зоне зеленых насаждений и уведомлять их об окончании работ не позднее чем за два дня;
- ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м. от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
- при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола;
- выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см. на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;
- при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см. при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;
- не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м. от дерева и 1,5 м. от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м. от деревьев и кустарников;
- подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев;
- работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м. от поверхности почвы), не повреждая корневой системы;
- сохранять незагрязненный плодородный слой почвы на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный незагрязненный плодородный слой почвы передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий.
Согласно пункту 4.3 приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 г. N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" зеленых насаждения, подлежащие сохранению на застраиваемой территории, должны быть надежно сохранены от возможных повреждений в процессе строительства.
Согласно статьи 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущих прекращение роста. Повреждением является механической повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности живого надпочвенного покрова и иное причинение вреда.
Согласно ст.2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждений расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Статьей 7 названного Закона установлено, что на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Согласно ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлено.
Порядок привлечения общества к административной ответственности Департаментом не нарушен и соответствует требованиям КоАП РФ.
Проанализировав законодательство по вопросу компетенции Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды в г.Москве, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление было издано компетентным органом в пределах полномочий, предоставленных п.2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 г. N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы".
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о доказанности Департаментом события административного правонарушения и вины общества в его совершении.
Кроме того, допущенные Департаментом ошибки и опечатки в материалах административного дела не внесли существенных неясностей в оспариваемое постановление.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266-269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2012 г. по делу N А40-29363/12-130-276 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29363/2012
Истец: ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой", ЗАО "Производственная Компания ИнжЭнергоСтрой"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управление Государственного экологического контроля в лице государственного инспектора г. Москвы, Объединение административно-технических инспекций города Москвы