г. Москва |
|
5 сентября 2012 г. |
Дело N А40-46017/12-20-256 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08. 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05.09. 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
Судей С.Н. Крекотнева, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2012 по делу N А40-46017/12-20-256, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению ООО КБ Юниаструм Банк" (ОГРН 1027739930998), 127473, Москва г, Суворовская пл, 1
к Государственному учреждению-Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г.Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788), 101000, Москва г, Златоустинский М. пер, 3, 1
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - Щербаков Г.Г. по дов. N 210-4-8/16623 от 19.12.2011
УСТАНОВИЛ:
ООО КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ОГРН 1027739930998, 127473, г. Москва, Суворовская пл., д. 1) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ-ГУ ПФР N 10 по Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788, 101000, г. Москва, М. Златоустинский пер., д. 3, стр. 1, 125009, г. Москва, Тверской б-р, д. 18, стр. 1) о признании недействительным решения от 14.02.2012 N21.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что принятое ГУ-ГУ ПФР N 10 по Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788, 101000, г. Москва, М. Златоустинский пер., д. 3, стр. 1, 125009, г. Москва, Тверской б-р, д. 18, стр. 1) решение незаконно, не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2012 года по делу N А40-46017/12-20-256 удовлетворено требование КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО) (далее - "Банк") о признании недействительным решения Государственного Учреждения -Главное Управление ПФР N10 по г. Москве и Московской области (далее - "ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и МО") от 14 февраля 2012 года N21 о привлечении КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО) ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 рублей и отнесении расходов по оплате государственной пошлины в полном объеме на ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и МО.
ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2012 года по делу N А40-46017/12-20-256 подана апелляционная жалоба.
ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО в апелляционной жалобе считает решение по делу N А40-46017/12-20-256 незаконным и необоснованным в виду несоответствия выводов суда о надлежащем исполнении (в надлежащий срок) КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (000) обязанности предусмотренной частью 1 статьи 24 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из оспариваемого решения ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО N 21 от 14.02.2012 года, сообщения об открытии счетов "направлено Банком в электронной форме 25 мая 2011 года". В связи с этим ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО сделал вывод о несообщении Банком в установленный законом срок сведений об открытии счетов, что явилось основанием для вынесения оспариваемого решения.
Судом установлено, что расчетный счет клиента открыт Банком 13.05.2011 г., и в силу ч. 1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ Банк был обязан сообщить в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО об открытии счета в срок до 21.05.2011 г.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 24 указанного закона Банк обязан сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 212-ФЗ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Пунктом б данной статьи установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Дата сообщения банком в орган контроля за уплатой страховых взносов, определяется на основании Положения N 361-П, согласно п. 1.1 которого, датой сообщения банком органу контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета признается дата Формирования территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением N311-П перечня наименований электронных сообщений сводного архивного файла первого типа, в котором содержалось fa не содержится') полученное уполномоченным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченным подразделением Фонда социального страхования Российской Федерации электронное сообщение.
Таким образом, речь идет о дате формирования сводного архивного файла территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положение Банка России от 07.09.2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" (далее - "Положение N 361-П), и дата получения сообщения уполномоченным органом не имеет правового значения. Т.е., важно только то обстоятельство, согласно которому сводный архивный файл, сформированный в соответствующую дату, содержал сообщение, которое в итоге будет получено уполномоченным органом, не зависимо от того когда оно получено данным органом.
Так, согласно п. 1.1 и п. 1.2. Положения Банка России от 07.09.2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" (далее - "Положение N 361-П) сообщение банка в электронном виде об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета клиента формируется и доставляется в соответствии с Положением Банка России от 07.09.2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" (далее - "Положение N 311-П").
Так, согласно п. 1.4 и п. 1.5 Положения N 311-П из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, с помощью программы архиватора ARJ32 банк формирует транспортные файлы, которые направляются в тот же рабочий день по каналам связи или на магнитном носителе в территориальное учреждение Банка России для последующей их доставки, через Центр информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ) в уполномоченный налоговый орган.
Транспортные файлы банков, принятые в течение рабочего дня территориальным учреждением и прошедшие контроль, распаковываются территориальным учреждением с помощью программы архиватора ARJ32 и с помощью этой же программы формируются сводные архивные файлы, каждый их которых должен содержать перечень наименований электронных сообщений, включенных в указанный файл. Сводные архивные файлы территориального учреждения передаются по каналам связи в ЦИТ.
По счету открытому 13 мая 2011 года (пятница) Банком было сформировано сообщение N 2771000710001660/100 в электронной форме, и транспортный файл направлен 13.05.2011 года.
Согласно акту проверки Отделения N 2 Московского ГТУ Банка России информации по запросу кредитной организации от 10 мая 2012 года, который имеется в материалах дела, указанный файл включался в сводный архивный файл 13.05.2011 года (дата формирования территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением N 311-П перечня наименований электронных сообщений сводного архивного файла), который был своевременно получен уполномоченным подразделением ФСС России 17.05.2011 года.
Таким образом, датой сообщения банком в орган контроля за уплатой страховых взносов - ФСС России (уполномоченный орган) - 16.05.2011 года, а дата получения сообщения - 17.05.2011 года.
Вместе с тем, по неустановленным причинам этот же файл не был получен ГУ-ГУ ПФР N 10 по Москве и Московской области до 27.05.2011 года, согласно указанному акту, и до 25.05.2011 года согласно квитанции о получении сообщения ПФР. Факт неполучения сообщения ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, был признано фактом неисполнения Банком обязанности по направлению сообщения о закрытии счета.
Между тем, согласно п. 2.1 Положения N 361-П Банк получает квитанции, содержащие подтверждения Пенсионного фонда Российской Федерации и ФСС России о получении электронного сообщения, сформированные уполномоченным подразделением Пенсионного фонда России и ФСС, после получения уполномоченным подразделением Пенсионного фонда России и ФСС России квитанции о принятии уполномоченным налоговым органом этого электронного сообщения.
Согласно п. 1.6 Положения N 361-П ЦИТ обеспечивает направление сводных архивных файлов, включающих транспортные файлы уполномоченного налогового органа первого типа, полученных в соответствии с Положением N 311-П и содержащих квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещения об ошибках, в уполномоченное подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации в день их получения от уполномоченного налогового органа.
Таким образом, до направления сводного архивного файла в уполномоченные подразделения ПФР и ФСС России, сообщение должно быть получено налоговым органом, которым должно быть принято решение о принятии (не принятии) электронного сообщения, или о наличии оснований направлять извещение об ошибке (п. 3.2 Положения N 311-П).
Так, согласно п. 3.1 Положения N 311-П по результатам контроля, уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.
Согласно п. 3.3 Положения N 311-П адресованные одному и тому же банку квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещения об ошибках поступают в банк от территориального учреждения в составе транспортных файлов уполномоченного налогового органа первого и второго типов, сформированных с помощью программы архиватора ARJ32.
Таким образом, если Банк получает квитанцию о принятии (непринятии) налоговым органом электронного сообщения, то такую же квитанцию в составе транспортного файла уполномоченного налогового органа получает и уполномоченное подразделение Пенсионный фонда, и ФСС России.
Согласно п. 2.1 Положения 361-П электронное сообщение банка, в отношении которого уполномоченным подразделением Пенсионного фонда России и ФСС России получена квитанция о его непринятии уполномоченным налоговым органом, исключается из дальнейшей обработки. В этом случае квитанция о получении этого электронного сообщения уполномоченным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченным подразделением Фонда социального страхования Российской Федерации не формируется и банку не направляется.
Глава 2 Положения 361-П в целом не предусматривает оснований для направления ПФР и ФСС России квитанции о получении электронного сообщения банка, кроме как по факту получения квитанции о получении в составе транспортного файла уполномоченного налогового органа.
Таким образом, факт получения Банком квитанции о получении сообщения банка в составе транспортного файла налогового органа, означает, что уполномоченный орган по контролю за платой страховых взносов (получения ФСС и ПФР России) также получил сообщение и должен сформировать квитанцию о получении сообщения банка.
Единственное исключение из данного правила, предусмотрено п. 2.2 Положения N 361-П, согласно которому только в случаях выявления несоответствия сведений, указанных в ранее полученном электронном сообщении, учетным данным, имеющимся в органе контроля за уплатой страховых взносов, уполномоченным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации и (или) уполномоченным подразделением Фонда социального страхования Российской Федерации может формироваться извещение о необходимости корректировки ранее полученного электронного сообщения. Однако, данное исключение возможно в отношении не соответствия данных с ранее полученным сообщением, и не свидетельствует на неисполнение обязанности банка в направлении сообщении, а лишь свидетельствует необходимость проведения корректировки. При этом подобное сообщение ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО в Банк не направлялось.
Таким образом, датой сообщения банком ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО о фактах, изложенных в сообщениях N 2771000710001660/100- дата формирования территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением N 311-П перечня наименований электронных сообщений сводного архивного файла первого типа - 13.05.2011 года, в котором содержалось (а не содержится) полученное 25.05.2011 года уполномоченным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации электронное сообщение.
Банк не отвечает за факт получения сообщения уполномоченным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации и ФСС России, если налоговый орган направил квитанцию о принятии электронного сообщения. В противном случае, Банк зависит от сроков направления налоговым органом такой квитанции, хотя бы Положением N 361-П такие сроки не установлены. Банк может отвечать только за ненадлежащее исполнение обязанности в виду получения квитанции о непринятии сообщения, которая не обрабатывается органами контроля за оплатой страховых взносов, т.е. при наличии оснований указанных п. 3.2 Положения N 311-П:
невозможности расшифровки электронного сообщения, некорректности КА банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в приложении 1 к указанному Положению, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами.
Подобный вывод следует из п. 1.6 Положения N 311-П, согласно которому датой сообщения банком в налоговый орган об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.
Т.е. предполагается, что датой сообщения признается - дата, указанная в квитанции о принятии сообщения налоговым органом, которая является основанием для принятия уполномоченными органами ПФР и ФСС России, которая одновременно является датой Формирования территориальным учреждением Банка России перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл. Если же в отношении сообщения направлена квитанция о непринятии такого сообщения, то соответственно дата формирования территориальным учреждением сводного архивного файла будет иной, более поздней, т.к. процедура формирования сводного архивного файла будет проходить вновь (п. 3.4 Положения N 311-П).
При этом невозможность расшифровки электронного сообщения, некорректность КА (кода аутентификации) не может быть безусловной ответственностью Банка, т.к. согласно п. 2.1 Положения N 311-П территориальном учреждении Банка России проводится процедура аутентификации - проверки подлинности и целостности каждого транспортного файла банка, позволяющая установить, что такой файл был направлен соответствующим банком и не был изменен в ходе передачи от банка до территориального учреждения,
Между тем, ФСС России вопреки возможности получения сообщения до получения квитанции налогового органа о принятии сообщений, получил сообщения за вышеуказанными номерами ранее. В то время как ФСС России Формировал квитанции о получении указанных сообщений, налоговый орган продолжал направлять квитанции о непринятии сообщения по ошибке кода 201.
Следовательно, основание для принятия сообщения все же было. Однако, ни ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО не исследовались.
Код ошибки - 201, который в соответствии с приложением N б к Положению N 311-П означает, что файл не расшифровался. В силу приложения N 8 к Положению N 311-П владельцами ключа КА либо ключа шифрования являются уполномоченный налоговый орган, банк, территориальное учреждение, чей ключ КА или ключ шифрования зарегистрирован в регистрационном центре, функционирующем в Банке России.
В силу пунктов 5 и 8 названного приложения ключ шифрования, предназначенный для обеспечения защиты информации при ее передаче по каналам связи, предоставляется владельцу ключей регистрационным центром. Получение ключа шифрования оформляется актом. Управление ключами КА и ключами шифрования осуществляется регистрационным центром и регламентируется в порядке, предусмотренном Банком России.
Данные обстоятельства, безусловно, не свидетельствуют возможность возникновения ошибки при расшифровывании файла только в связи с ненадлежащими действиями Банка. Отсутствие у налогового органа и/или иного уполномоченного органа необходимого ключа шифрования для расшифровывания электронного сообщения не обусловлено действиями (бездействием) Банка, поскольку предоставление и управление ключами шифрования банками не осуществляется. Некорректная работа программного обеспечения налогового органа и/или иного уполномоченного органа, в том числе возникающие проблемы при соотнесении поступивших электронных сообщений и имеющихся ключей шифрования, также может быть не связана с действиями Банка при зашифровывании соответствующего файла.
В нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО не представило доказательств виновности Банка.
Вышеуказанные обстоятельства исследовались судом первой инстанции и были применены нормы п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 3.1 - 3.4 Положения N 311-П, а также п. 1.1, 1.6, 2.1 и 2.2 Положения N 361-П.
В соответствии с п.1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Вина организации в совершении правонарушения определяется, согласно п. 4 ст. 42 Закона N 212-ФЗ, в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обуславливают совершение правонарушения.
Таким образом, в отсутствие противоправного действия (бездействия) нет правонарушения, равно как в отсутствие события нарушения сроков, установленных п. 1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ, правонарушение со стороны Банка не допускалось.
руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2012 по делу N А40-46017/12-20-256 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46017/2012
Истец: КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО), ООО КБ "Юниаструм Банк"
Ответчик: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области, ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ N10 по г Москве и Московской обл