Дистанционный способ продажи товаров
27 сентября 2007 года Правительство Российской Федерации утвердило правила продажи товаров дистанционным способом. Как это отразится на работе бухгалтера? Разберем порядок учета для "дистанционщиков" на практических примерах.
Ранее работу интернет-магазинов, магазинов "на диване" (телевизионные магазины), радио-магазинов и других продавцов, применяющих дистанционный способ продаж, регулировали статья 26.1 Федерального закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918. Теперь же помимо этого следует руководствоваться Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Правительством РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее - Правила).
Напомним, что дистанционная торговля ведется по договорам розничной купли-продажи. Такой договор заключается на основании ознакомления покупателя с описанием товара, которое содержится в каталогах, проспектах, буклетах либо представленно на фотоснимках или посредством средств связи. Возможны и иные способы, исключающие возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром (образцом товара) при заключении договора (п. 2 Правил).
Заметим, что Правила применяются в отношении тех работ (услуг), которые выполняются продавцом при продаже товаров дистанционным способом.
Запрещается дистанционная продажа алкоголя, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Напомним, что к таким товарам относят, например, драгоценные камни и изделия их них, лекарственные средства, за исключением лекарственных трав и др. (Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179).
Важно для ЕНВД
Многие бухгалтеры обрадуются, прочитав в пункте 2 Правил определение понятия "покупатель". По сути, в этом определении заложено понятие розничной сделки (п. 1 ст. 492 ГК РФ), что является ключевым при решении вопроса: применять ЕНВД или обычный налоговый режим (подп. 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, письмо Минфина России от 10 августа 2007 г. N 03-11-04/3/316).
Однако не следует забывать о позиции Минфина России. Чиновники полагают, что переводу на ЕНВД не подлежат организации и индивидуальные предприниматели, которые получают доходы от реализации товаров посредством международной компьютерной сети Интернет (видимо, это справедливо и для других магазинов-"дистанщионщиков"). Объясняется это тем, что из положений подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса возникновение обязанности по уплате ЕНВД связывается не только с видом осуществляемой деятельности, но и с рядом других условий.
В сфере розничной торговли таким условием является осуществление деятельности в объектах торговли (розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; розничная торговля через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов; объекты нестационарной торговой сети).
Заметим, что понятие "всемирная компьютерная сеть" не содержится в терминах и определениях торговли, которые установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р51303-99 (постановление Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст). Поэтому налогоплательщики, которые получают доходы от дистанционной реализации товаров, не подлежат переводу на уплату ЕНВД (письма Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 03-11-02/86, от 13 апреля 2004 г. N 04-05-11/50).
Еще одним подтверждением позиции Минфина является письмо от 3 июля 2006 г. N 03-11-02/150. В нем говорится о том, что если магазины-"дистанщионщики" не используют курьерскую службу, а доставляют товары почтой, речь в данном случае идет о посылочной торговле. К ней неприменим режим в виде ЕНВД. Дело в том, что такая реализация товаров не предполагает объектов организации торговли, к тому же физический показатель базовой доходности для такой деятельности не установлен.
Обратите внимание: к розничной торговле не относится реализация в соответствии с договорами поставки. Поэтому, если при покупке товаров, покупатель, к примеру, требует накладную на них, это подтверждает использование приобретенных товаров в предпринимательской деятельности покупателя или представляемого им лица. В этом случае налогообложение операций по реализации товаров должно осуществляться в рамках общего режима налогообложения (письмо Минфина России от 10 января 2006 г. N 03-11-04/3/3).
Обязанности продавца
В Правилах четко прописаны обязанности продавца до и после заключения договора розничной купли-продажи. Заметим, что такой договор заключается с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, который предложен в его описании.
Итак, до заключения соответствующего договора продавец должен предоставить покупателю информацию, которая показана на схеме выше.
В момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя информацию в письменной форме. Она может содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путем нанесения маркировки и т.д.
Покупатель, в частности, должен узнать правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; информацию о порядке и сроках его возврата; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и т.д. (полный перечень - п. 9 Правил). Для импортных товаров такая информация должна предоставляться на русском языке.
При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров: пересылку почтовыми отправлениями или перевозкой с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
При этом, если для доставки товаров фирмы используют курьерскую службу, инспекторы зачастую пытаются оштрафовать организации за отсутствие у каждого курьера портативного кассового аппарата. Ведь бухгалтеры компаний пробивают чеки в офисах и отдают их курьерам, в связи с чем образуется кассовая недостача.
Однако к концу дня, когда курьеры сдают дневную выручку в бухгалтерию, сумма наличности и данные кассовых чеков совпадают. Заметим, что расхождение между временем, которое указано на пробитом кассовом чеке, и фактическим временем покупки не означает, что организация не применяет ККТ (постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16).
Получите, распишитесь...
Как известно, существует несколько способов оплаты "дистанционного" товара:
- наличными деньгами (через курьеров),
- пластиковыми карточками,
- электронными деньгами.
Рассмотрим на примерах особенности отражения в учете каждого из способов.
Пример 1
Организация ведет розничную торговлю товарами дистанционным способом. Продажа товара осуществляется с помощью курьеров (оплата наличными денежными средствами).
Курьер В. Новиков получил со склада в соответствии с заказом покупателя товары учетной стоимостью (фактической себестоимостью) 550 000 руб. В этот же день товары были реализованы покупателю по стоимости, указанной в каталоге, - 650 000 руб., получена оплата за товар и сдана в кассу организации.
Обратите внимание: при оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара (п. 20 Правил).
Бухгалтер фирмы составит следующие проводки:
Дебет 41 субсчет 2 "Товары в розничной торговле" Кредит 41 субсчет 1 "Товары на складах"
- 550 000 руб. - курьером получен со склада товар, заказанный покупателем (основание - накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары);
- 650 000 руб. - отражена выручка от продажи товара (основание - заказ, справка-отчет кассира-операциониста, приходный кассовый ордер, накладная (акт сдачи-приемки));
- 550 000 руб. - отражена себестоимость проданного товара (основание - бухгалтерская справка-расчет).
Пример 2
Покупатель оформил заказ на сумму 20 000 руб. (в том числе НДС 18 процентов - 3051 руб.). Товар оплачен пластиковой картой покупателя. Вознаграждение банка за проведение платежей составляет 2 процента от суммы заказа. Себестоимость товара - 15 000 руб.
Бухгалтер фирмы составит следующие проводки:
- 20 000 руб. - получен отчет (подтверждение) банка о перечислении покупателем денежных средств;
- 3051 руб. - начислен НДС;
- 16 949 руб. - отражена реализация товара;
- 3051 руб. - начислен НДС с реализации товара;
- 15 000 руб. - списана себестоимость товара;
- 3051 руб. - восстановлен НДС с суммы авансового платежа;
- 19 600 руб. (20 000 руб. - (20 000 руб.) 2%) - зачислены на расчетный счет продавца денежные средства, поступившие на пластиковую карту;
- 400 руб. - удержана комиссия банком;
- 400 руб. - признаны расходы по оплате вознаграждения банку.
Подобная схема проводок объясняется следующим. Данные о карте и затребованной сумме передаются банку, который выдал карту своему клиенту (покупателю). После этого проходит авторизация платежа - разрешение, которое дает банк для проведения операции с использованием карты. Платежный сервер снимает средства со счета владельца карты и передает информацию о результате авторизации продавцу.
Далее магазин получает из системы интернет-платежей положительный результат авторизации с номером заказа владельца пластиковой карты. Это и будет основанием для отпуска товара - с момента авторизации обязанность покупателя по оплате товара выполнена. На данном этапе деньги с пластиковой карты зачислят на специально открытый в расчетном банке счет, сразу к продавцу они не попадут. Только потом расчетный банк перечислит средства магазину.
Покупку можно оплатить и с помощью электронных денег. В этом случае, когда покупатель оформит заказ, магазин обращается к администратору системы с просьбой перечислить деньги из "кошелька" покупателя на счет продавца. За это магазин уплачивает определенную сумму.
Пример 3
Воспользуемся данными предыдущего примера с той лишь разницей, что оплата будет совершена с помощью электронных денег. В день покупки на расчетный счет магазина поступила оплата. За проведение операций по перечислению денег с магазина взимается плата в размере 0,5 процента от стоимости покупки.
Бухгалтер фирмы составит следующие проводки:
- 16 949 руб. - отражена реализация товара;
- 19 900 руб. (20 000 руб. - (20 000 руб.) 0,5%)) - поступили денежные средства от администратора системы;
- 100 руб. - отражена сумма вознаграждения администратору системы;
- 100 руб. - признаны расходы по оплате вознаграждения администратору системы;
- 20 000 руб. - погашена задолженность за купленный товар.
Возврат товара
Как сказано в пункте 21 Правил, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Если же информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему уплаченную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя, не позднее чем через десять дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе (п. 28, 29 Правил):
- потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков;
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;
- потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Самой распространенной ситуацией является отказ от товара в тот момент, когда курьер его привозит. В данном случае чек на товар уже пробит. Что делать дальше? В этом случае следует сделать запись в акте о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3).
В конце дня в акте записывают номера таких чеков и указанные в них суммы. Акт визируют кассир-операционист, старший кассир и руководитель организации. Чеки на товары, от которых отказались покупатели, погашают специальным штампом или просто надрывают. Потом клеят их на лист и вместе с актом отдают в бухгалтерию.
Итоговую сумму акта о возврате отражают в графе 15 журнала кассира-операциониста (форма N КМ-4) и в графе 8 справки-отчета кассира-операциониста (форма N КМ-6).
/--------------------------------------------\
|- основные потребительские свойства; |
|- адрес (место нахождения) фирмы; |
|- место изготовления; |
/--------\ |- полное фирменное наименование (наименова-| /----------\
|Продавец|--| ние) фирмы; |-|Покупатель|
\--------/ |- цена и условия приобретения товара; | \----------/
|- условия доставки; |
|- срок службы, годности и гарантийный срок; |
|- порядок оплаты товара; |
|- срок, в течение которого действует предло-|
| жение о заключении договора. |
\--------------------------------------------/
Схема. Передача информации о товаре
А. Бунина,
аудитор
Внимание
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Это важно
"Дистанционный" договор считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека (другого документа, подтверждающего оплату товара) или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.