г. Красноярск |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А33-18457/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Споткай Л.Е., Кириловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от ОАО "Мостоконструкция" (истца) - Рыжковой С.А. - представителя по доверенности от 20.08.2012 N 15/655,
от ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - "Красноярская железная дорога" (ответчика) - Алымовой А.А. - представителя по доверенности от 28.06.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мостоконструкция"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 31 мая 2012 года по делу N А33-18457/2010, принятое судьей Альтергот М.А.
установил:
открытое акционерное общество "Мостоконструкция" (ОГРН 1022402056181) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала - "Красноярская железная дорога" (ОГРН 1037739877295) (далее - ОАО "РЖД") о признании права собственности на железнодорожный путь от маневрового светофора М-18 через стрелочные переводы N 593, 616, 610 протяженностью 321,27 п.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31.
Определением суда от 17.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю, Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своих доводов истец в апелляционной жалобе ссылается на неправомерность регистрации права собственности ответчика на спорное недвижимое имущество, поскольку она осуществлялась в комплексе сооружений Красноярской дистанции пути застроенной площадью 12 037,9 кв.м., то есть без представления технического паспорта на сооружение, на основании лишь схематических планов, заверенных ФГУП "Ростехинвентаризаци" без выезда на места.
Более того, регистрация права собственности на объект недвижимости условный номер 24:50:000000:323:14:001, протяженностью 6096,94 м., по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Тамбовская, 31 осуществлена за открытым акционерным обществом "Мостоконструкция" 03.03.2004, а регистрация права собственности на тот же объект в комплексе сооружений условный номер 24:50:000000:04:401:001:002354070, застроенной площадью 12037,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, от 4082 км. ПК 0 до 4163 км. ПК 0 Транссибирской железнодорожной магистрали с обходом от оси ПЗ ст. Бугач до ст. Красноярск Восточный (от 1 км. ПК 400 до 38 км. ПК 547) и линией от оси ПЗ ст. Енисей до ст. Дивногорск (от 1 км. ПК 0 до 38 км. ПК 0) зарегистрировано на праве собственности за открытым акционерным обществом "Российский железные дороги" 25.03.2004, то есть позднее регистрации истца.
Как указывает заявитель, судом не принято во внимание письмо ФГУП "Ростехинвентаризаци Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 24.05.2012 N 2438/1832, в котором имеется ссылка на некорректность замеров длины пути, проведенных экспертами ФГБУН Специальное конструкторско-технологическое бюро "Наука" КНЦ СО РАН, так как не указаны границы путей, а именно от каких, через какие стрелочные переводы и до каких конечных пунктов измерялись эти пути, тогда как при технической инвентаризации вышеуказанных путей в 2003 промеры их протяженности сделаны тесьмяной рулеткой (письмо ФГУП "Ростехинвентаризаци Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 17.05.2012 N 2409/240).
Кроме того, судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта не учтено обстоятельство, подтвержденное истцом представленными в материалы дела документами, что бремя содержания спорного недвижимого имущества несет истец.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе заявитель считает выводы суда, изложенные в решении, не соответствующими обстоятельствам дела, ссылается на доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" указывает на обоснованность выводов суда о недоказанности истцом факта неполноты и ошибочности выводов эксперта при проведении повторной экспертизы, недоказанности передачи истцу спорного участка железнодорожного пути при приватизации завода мостовых железобетонных мостовых конструкций.
Как указывает ответчик в отзыве на апелляционную жалобу представленные истцом в материалы дела сметы на строительство железнодорожных путей, план приватизации, акт оценки стоимости зданий и сооружений не содержат признаков, позволяющих идентифицировать участок железнодорожного пути от светофора М-18 через стрелочные переводы 593, 616, 610, протяженностью - 321, 27 м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 31.07.2012.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 30.08.2012.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (распечатка интернет страницы с официального сайта Третьего арбитражного апелляционного суда) в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно инвентарной карточке учета N 314 (т.1 л.д.173) в составе основных средств ФГУП "Красноярская железная дорога МПС Российской Федерации" с 1964 года закреплен подъездной путь хлебной базы N 18 ст. Базаиха, протяженностью 6,513 км.
Комиссионным актом от 02.10.1973 (т.4 л.д.13-14) осуществлена приемка в эксплуатацию основного направления подъездных железнодорожных путей завода мостовых железобетонных конструкций (выставочные пути 1, 2, 3, внутризаводские пути 6, 7, 8, 9, 11) общей протяженностью 4,6 км.
Председателем Краевого комитета по управлению госимуществом по Красноярскому краю утвержден акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (т.1 л.д.135-137) и план приватизации Красноярского завода мостовых железобетонных конструкций (т.1 л.д.123-134), согласно которым в состав основных средств приватизируемого предприятия вошли железнодорожные пути и стрелочные переводы.
Акционерное общество "Мостоконструкция" и ГУП "Красноярская железная дорога МПС РФ" заключили договор на эксплуатацию подъездного пути от 12.01.1998 N 3/726 (т.1 л.д.69-72), в соответствии с параграфом 1 которого железная дорога предоставляет ветвевладельцу право эксплуатации принадлежащего ему железнодорожного подъездного пути, примыкающего к 1-у пути ст. Базаиха Красноярской железной дороги, через стрелку N 434. Границей подъездного пути является знак "Граница подъездного пути", расположенный на расстоянии 250 пог.м. от М-28. Развернутая длина подъездного пути составляет 4700 п.м.
Красноярская железная дорога и открытое акционерное общество "Мостоконструкция" актом от 17.06.2003 (т.1 л.д.122) утвердили границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подъездных железнодорожных путей согласно техническому паспорту железнодорожных путей открытого акционерного общества "Мостоконструкция": изолирующий стык маневрового светофора М-18, имеется сбрасывающая стрелка 44.
Распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (т.1 л.д.167-172), в приложении N 1672 "Перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества" к которому под N 210 числятся подъездные пути на хлебную базу N 18 по адресу: Красноярский край, Транссибирская железнодорожная магистраль, ст. Базаиха 47 путь СП623 - забор предприятия, 56 путь СП 637 - забор предприятия, 55а путь СП 46-СП 616, 55б путь СП 616-СП 621.
На основании плана приватизации от 07.06.1993 сооружение - железнодорожные пути, условный номер: 24:50:000000:323:14:001, протяженностью 6096,94 м., по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31, зарегистрировано на праве собственности за открытым акционерным обществом "Мостоконструкция", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.03.2004 серии 24 ГР N 004590 (т.2 л.д.59).
На основании сводного передаточного акта от 30.09.2003 сооружение - "Комплекс Красноярской дистанции пути", условный номер 24:50:000000:04:401:001:002354070, застроенной площадью 12037,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, от 4082 км. ПК 0 до 4163 км. ПК 0 Транссибирской железнодорожной магистрали с обходом от оси ПЗ ст.Бугач до ст.Красноярск Восточный (от 1 км. ПК 400 до 38 км. ПК 547) и линией от оси ПЗ ст.Енисей до ст.Дивногорск (от 1 км. ПК 0 до 38 км. ПК 0) зарегистрировано на праве собственности за открытым акционерным обществом "Российский железные дороги", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.03.2004 серии 24 ГС N 003145 (т.2 л.д.60).
Генеральным директором открытого акционерного общества "Мостоконструкция" 10.01.2005 утверждена инструкция "О порядке обслуживания и организации движения на пути не общего пользования открытого акционерного общества "Мостоконструкция", примыкающем к станции Базаиха Красноярской железной дороги" (т.1 л.д.81-118), в соответствии с пунктом 1.3. которой местом примыкания пути не общего пользования открытого акционерного общества "Мостоконструкция" является маневренный светофор М-18 путь N 55а.
Открытое акционерное общество "Мостоконструкция" (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Инвестспецстрой" (подрядчик) заключили договоры подряда от 07.07.2005, от 30.06.2006 N 106 (т.1 л.д.65-68, 59-62), в соответствии с пунктами 1.1. которых заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство осуществить комплекс работ по ремонту железнодорожных путей по адресу: г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31.
Согласно актам о приемке выполненных работ за октябрь, ноябрь 2005 года (т.1 л.д.63-64) и апрель 2007 года (т.1 л.д.44-58) по заданию заказчика по указанным договорам подряда выполнены ремонтные работы на следующих объектах: на подкрановом пути 240 м., на стрелочном переводе N 593, на стрелочном переводе N 3, на железнодорожном пути 55а от стрелки N44 до стрелки N 8 длинной 137 м и 375 м, на стрелочном переводе N 1, на стрелочном переводе N 6, на стрелочном переводе N 8, на железнодорожном пути N 4 от стрелки N 8 до погрузочно-разгрузочной площадки.
Открытое акционерное общество "Мостоконструкция" (заказчик) и Кардин А.В. (исполнитель) заключили договор возмездного оказания услуг от 05.08.2009 N 10 (т.1 л.д.41), в соответствии с пунктами 1.1., 1.2. которого исполнитель обязуется по заданию заказчика в заявленном им объеме, оказать следующие услуги: смена шпалы, перешивка пути, выправка пути, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги в порядке, предусмотренном в разделе 2 договора.
Согласно пункту 1.3. договора работы выполняются в срок с 05.08.2009 по 20.08.2009 в объеме 450 м. дорожного полотна.
Работы по договору возмездного оказания услуг от 05.08.2009 N 10 приняты заказчиком по промежуточному акту приема-сдачи от 01.09.2009 и по акту приема-сдачи от 18.09.2009 (т.1 л.д.42-43).
По заказу открытого акционерного общества "Мостоконструкция" ГУП "Сибжелдорпроектом" в 2003 году подготовлен технический паспорт железнодорожных путей открытого акционерного общества "Мостоконструкция" на ст.Базаиха с указанием всех технических характеристик (т.4 л.д.44-76).
В материалы дела представлен технический паспорт на сооружение железнодорожные пути (инв. N 232:14:001) по ул.Тамбовская N 31 по состоянию на 23.07.2003 (т.2 л.д.61-74).
Технические характеристики сооружения "Подъездной путь N 55а" содержатся в техническом паспорте, составленному по состоянию на 03.12.2009 (т.2. л.д.42-46).
В материалы дела также представлен технический паспорт на железнодорожный путь необщего пользования N 55а Красноярской дистанции пути примыкающий к станции Базаиха Красноярской железной дороги филиала открытого акционерного общества "РЖД", составленного по состоянию на 23.09.2010 (т.2 л.д.47-57).
На основании договора на оказание услуг по технической инвентаризации от 08.09.2009 N 1269-Д филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю выполнен технический отчет по координированию поворотных углов объекта капитального строительства: подъездного пути N 55а, расположенного по адресу: г.Красноярск, ст.Базаиха, от с.п. 46 до с.п. 616 (т.1 л.д.190-194).
Согласно пунктам 2, 3 договора N 3/899 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования ОАО "Мостоконструкция", примыкающего к станции Базаиха Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом владельца (т.1 л.д.77-80), заключенному 24.01.2006 между сторонами, границей подъездного пути является изолированный стык М-18. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 6 283,45 м., в том числе принадлежащая владельцу.
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональное бюро экспертиз" Науменко Д.А. от 16.06.2011 N 11-6-16-1 (т.2 л.д.2-7) объект недвижимости - железнодорожные пути протяженностью 6096,94 м., расположенный по адресу: Россия, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31 (условный номер 24:50:000000:323:14:001), частично является частью объекта недвижимости - "Комплекс Красноярской дистанции пути", застроенной площадью 12037,9 кв.м. (условный номер 24:50:000000:04:401:001:002354070), расположенного по адресу: Красноярский край, от 4082 км. ПК0 до 4163 км. ПК0 Транссибирской железнодорожной магистрали с обходом по оси ПЗ от ст. Бугач до ст. Красноярск-Восточный (от 1 км. ПК400 до 38 км. ПК 457) и линией оси ПЗ от ст. Енисей до ст. Дивногорск (от 1 км. ПК0 до 33 км. ПК0). Один объект (условный номер 24:50:000000:323:14:001) составляет другой (условный номер 24:50:000000:04:401:001:002354070) в части: от стрелочного перевода N 46 до стрелочного перевода N 616.
В соответствии с экспертным заключением Специального конструкторско-технологического бюро "Наука" Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН объект недвижимости с условным номером 24:50:000000:323:14:001 сооружение - железнодорожные пути, протяженностью 6096,94 м., находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31, не является частью объекта недвижимости с условным номером 24:50:000000:04:401:001:002354070 сооружение "Комплекс Красноярской дистанции пути", застроенной площадью 12037,9 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, от 4082 км. ПК0 до 4163 км. ПК0 Транссибирской железнодорожной магистрали с обходом по оси ПЗ от ст. Бугач до ст. Красноярск-Восточный (от 1 км. ПК400 до 38 км. ПК 457) и линией оси ПЗ от ст. Енисей до ст. Дивногорск (от 1 км. ПК0 до 33 км. ПК0).
Согласно кадастровому паспорту от 22.04.2010 (т.1 л.д.195-196) сооружение с кадастровым номером 24:50:0000000:0:10319, расположено по адресу: г.Красноярск, ст.Базаиха, от с.п. 46 до с.п.616, имеет протяженность 478 м. Предыдущее наименование комплекса: сооружение "Комплекс Красноярской дистанции пути", предыдущий адрес (местоположение): Красноярский край от 4082 км. ПК 0 до 4163 км. ПК 0 Транссибирской железнодорожной магистрали с обходом от оси ПЗ ст. Бугач до ст. Красноярск-Восточный (от 1 км. ПК 400 до 38 км. ПК 547) и линии от оси ПЗ ст. Енисей до ст. Дивногорск (от 1 км. ПК 0 до 33 км ПК 0). Общая протяженность изменилась на 2539,7 м. за счет выделения железнодорожного пути из общей протяженности сооружения N на плане 351, указанному в выписке из ЕГРОГД.
Согласно справке-расшифровке от 10.12.2010 N 15/949 (т.1 л.д.14) балансовоая стоимость основного средства расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31 - железнодорожные пути инв. N 7062, 7063, введенные 01.01.1975, 01.12.1973 по состоянию на 01.12.2010 составляет 2211174 рублей, от 16.11.2011 следует, что, на 01.11.2011 на балансе открытого акционерного общества "Мостоконструкция" в качестве
Письмом от 17.05.2012 N 2409/240 (т.5 л.д.229-230) филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю сообщил филиалу открытого акционерного общества "РЖД" Красноярской железной дороги", что инвентаризация железнодорожного пути, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31, проводилась в 2003 году на основании заявления открытого акционерного общества "Мостоконструкция". При инвентаризации техником филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю совместно с представителем открытого акционерного общества "Мостоконструкция" были определены границы объекта, его фактическое состояние и состав, а также сделаны промеры тесьмяной рулеткой. На схематическом плане технического паспорта, изготовленного филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю был указан участок совместного пользования железнодорожного пути от светофора М-18 через стрелочные переводы 593, 616, 610, протяженностью - 321, 27 м., согласно акту о совместном пользовании. Заявка на проведение топографо-геодезических работ объектов капительного строительства, координирование поворотных углов объектов капительного строительства, для более точного определения протяженности, ОАО "Мостоконструкция" не оформлялась.
В ответ на заявление открытого акционерного общества "Мостоконструкция" письмом от 24.05.2012 N 2438/1832 (т.5 л.д.244) филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю сообщил, что пояснить причину расхождения в длине железнодорожных путей, указанной в техническом паспорте на железнодорожные пути по адресу: г. Красноярск, ул. Тамбовская, 31, составленном по состоянию на 23.07.2003 и в экспертном заключении ФГБУН Специальное конструкторско-технологическое бюро "Наука" КНЦ СО РАН не представляется возможным. В вышеуказанном техническом паспорте сооружения "железнодорожные пути" каждый железнодорожный путь указан под определенным порядковым номером, присвоенным ему при проведении технической инвентаризации, протяженность каждого пути указана по участкам, начало и конец которых определены конкретными стрелочными переводами, конечными пунктами. В экспертном заключении ФГБУН Специальное конструкторско-технологическое бюро "Наука" КНЦ СО РАН не указаны границы путей, а именно от каких, через какие стрелочные переводы и до каких конечных пунктов измерялись эти пути.
Ссылаясь на наличие оснований приобретения права собственности на спорное имущество в порядке приватизации истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованием к ответчику о признании права собственности на железнодорожный путь от маневрового светофора М-18 через стрелочные переводы N 593, 616, 610 протяженностью 321,27 п.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 августа 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, принятым на основе неполно исследованных обстоятельств дела истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Наличие права собственности на железнодорожный путь от маневрового светофора М-18 через стрелочные переводы N 593, 616, 610 протяженностью 321,27 п.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31 истец связывает с возникновением этого права в результате приватизации Красноярского завода мостовых и железобетонных конструкций.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно части 3 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В предмет доказывания по настоящему делу входит установление оснований возникновения права собственности истца на спорный объект недвижимости.
Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
Как следует из материалов дела за открытым акционерным обществом "Мостоконструкция" зарегистрировано право собственности на сооружение - железнодорожные пути, условный номер: 24:50:000000:323:14:001, протяженностью 6096,94 м., по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31, а за открытым акционерным обществом "Российский железные дороги" право собственности на сооружение - "Комплекс Красноярской дистанции пути", условный номер 24:50:000000:04:401:001:002354070, застроенной площадью 12037,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, от 4082 км. ПК 0 до 4163 км. ПК 0 Транссибирской железнодорожной магистрали с обходом от оси ПЗ ст.Бугач до ст.Красноярск Восточный (от 1 км. ПК 400 до 38 км. ПК 547) и линией от оси ПЗ ст.Енисей до ст.Дивногорск (от 1 км. ПК 0 до 38 км. ПК 0).
При этом техническая документация, представленная в материалы дела истцом и ответчиком, имеет расхождения относительно начальной границы сооружения - железнодорожные пути, условный номер: 24:50:000000:323:14:001, протяженностью 6096,94, принадлежащего ОАО "Мостоконструкция".
Для разрешения указанных противоречий по делу назначались технические экспертизы.
Из экспертного заключения Специального конструкторско-технологического бюро "Наука" Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН усматривается, что сооружение железнодорожные пути, условный номер: 24:50:000000:323:14:001, протяженностью 6096,94 м., по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31, принадлежащее ОАО "Мостоконструкция", и сооружение - "Комплекс Красноярской дистанции пути", условный номер 24:50:000000:04:401:001:002354070, застроенной площадью 12037,9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, от 4082 км. ПК 0 до 4163 км. ПК 0 Транссибирской железнодорожной магистрали с обходом от оси ПЗ ст.Бугач до ст.Красноярск Восточный (от 1 км. ПК 400 до 38 км. ПК 547) и линией от оси ПЗ ст.Енисей до ст.Дивногорск (от 1 км. ПК 0 до 38 км. ПК 0), принадлежащее ОАО "Российский железные дороги", не имеют наложений друг на друга, причем согласно составленного экспертами плана объектов недвижимости, расположенных по адресу Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Тамбовская, 31, спорный участок пути от маневрового светофора М-18 через стрелочные переводы N 593, 616, 610 входит в состав сооружения "Комплекс Красноярской дистанции пути" Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Доводы истца об ошибочности выводов эксперта обоснованно отклонены арбитражным судом первой инстанции исходя из следующего.
В представленном в материалы дела плане приватизации Красноярского завода мостовых железобетонных конструкций и приложенного к нему акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 отсутствуют наименование, протяженность, адресные ориентиры и прочие характеристики, позволяющие однозначно установить, что спорный участок пути входит в состав железнодорожного пути с условным номером 24:50:000000:323:14:001, зарегистрированного на праве собственности за истцом.
Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подъездных железнодорожных путей от 17.06.2003 составлен на основании технического паспорта ОАО "Мостоконструкция" без учета данных инвентаризации Красноярской железной дороги. Кроме того, данный акт не позволяет установить полномочия начальника станции Красноярской железной дороги Павлюкова А.А. на распоряжение имуществом унитарного предприятия, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Инструкция "О порядке обслуживания и организации движения на пути не общего пользования открытого акционерного общества "Мостоконструкция", примыкающем к станции Базаиха Красноярской железной дороги" в силу пункта 1.7. приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" разрабатывается для урегулирования единых технологических процессов функционирования железнодорожного пути необщего пользования и не является нормативным документом, позволяющим однозначно установить принадлежность истцу спорного участка пути. При этом, указанная в пункте 1.5. инструкции полная длина пути необщего пользования открытого акционерного общества "Мостоконструкция" 6 283,45 м. не тождественна протяженности сооружения условный номер: 24:50:000000:323:14:001, зарегистрированного на праве собственности за истцом.
Экспертное заключение, выполненное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональное бюро экспертиз" Науменко Д.А. правомерно отклонено судом, поскольку выводы эксперта сделаны без учета правоустанавливающих документов ОАО "Мостоконструкция": плана приватизации от 07.06.1993, акта разграничения балансовой принадлежности подъездных железнодорожных путей от 17.06.2003; отчета по координированию поворотных углов объекта капитального строительства: подъездного пути N 55а, расположенного по адресу: г.Красноярск, ст.Базаиха, от с.п. 46 до с.п. 616.
Договоры подряда, представленные истцом в подтверждение несения бремени содержания спорного участка пути, не позволяют с достоверностью установить, что ремонтно-строительные работы осуществлялись в границах пути от маневрового светофора М-18 через стрелочные переводы N 593, 616, 610.
Факт перезаключения сторонами в 2006 году договора N 3/899 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (в редакции дополнительных соглашений от 22.03.2010 с протоколом разногласий, 24.09.2010) (т.1 л.д.73-80), предусматривающего, что расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов от границы подъездного пути - изолированный стык М-18 составляет 2,9 км, считая в оба конца, в том числе 2,3 км. на балансе предприятия, на балансе железной дороги - 0,6 км. не является доказательством принадлежности истцу спорного участка пути, поскольку договор в этой части противоречит зарегистрированным правам ОАО "РЖД" на сооружение - "Комплекс Красноярской дистанции пути", условный номер 24:50:000000:04:401:001:002354070, подписан начальником Красноярского отделения - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" не имеющим полномочий на распоряжение недвижимым имуществом акционерного общества.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на неправомерность регистрации права собственности ответчика на спорное недвижимое имущество с учетом недоказанности истцом обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку такая регистрация не оспорена, не признана недействительной в установленном законом порядке.
Мнение специалистов филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю, изложенное в письме от 24.05.2012 N 2438/1832 не может быть учтено при оценке доводов апелляционной жалобы, поскольку при измерении протяженности пути экспертами Специального конструкторско-технологического бюро "Наука" Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН использовался метод геодезических измерений на основе данных ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю о координатах поворотных углов объектов, как более точный для определения протяженности путей.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2012 года является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2012 года по делу N А33-18457/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18457/2010
Истец: ОАО "Мостоконструкция"
Ответчик: ОАО РЖД в лице филиала "Красноярская железная дорога"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП "Ростехинвентаризация" в лице Красноярского отделения, Директору ООО Межрегиональное бюро экспертиз А. Н. Попову, ООО Межрегиональное бюро экспертиз, Учреждение Российской академии наук Специальное конструкторско-технологическое бюро " Наука" Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5554/12
06.09.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2939/12
05.09.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2939/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18457/10