г. Чита |
|
7 сентября 2012 г. |
Дело N А19-7465/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 07.09.2012.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой, судей: А. В. Стрелкова, К. Н. Даровских
при ведении протокола судебного заседания секретарем О. О. Коробейниковой
лица, участвующие в деле: не явились, извещены (уведомления от 01.08.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июня 2012 года по делу N А19-7465/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Осетровский ЛДК" (ОГРН 1043802086855 ИНН 3818017680, адрес: 666780, Иркутская область, Усть-Кутский район, г. Усть-Кут, ул. Кирова, 136) к Иркутской области в лице агентства лесного хозяйства по Иркутской области (ОГРН 1043801031009 ИНН 3808110338, адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Горького, 31) о взыскании 309 416,60 руб.,
третьи лица: Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 2093850004829 ИНН 3808171299, адрес: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1, а), территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (ОГРН 1083818000078 ИНН 3818023331, адрес: 666780, Иркутская область, г. Усть-Кут, пер. Энергетический, 1),
принятое судьей С. Н. Антоновой,
установил:
Иск заявлен о взыскании с Иркутской области 276 463 руб. 56 коп. неосновательного обогащения, полученного вследствие излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 25.02.2010 г. N 91-27-10/10 за 2010 год, и суммы 33 254 руб. 36 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.07.2010 г. по 31.03.2012 г.
Определением от 03.05.2012 произведена замена ответчика на Иркутскую область в лице агентства лесного хозяйства Иркутской области; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Иркутской области и территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 июня 2012 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. Полагает, что арендную плату за пользование лесным участком в части превышения минимального размера арендной платы, устанавливаемой в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, следует рассматривать как согласованное сторонами в порядке статьи 421 ГК РФ условие об арендной плате. Норма Бюджетного кодекса РФ о том, что неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствие со ст. 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, соответствует положению Конституции РФ (статья 9) и обеспечивает его реализацию.
По мнению заявителя, решения по делам N А19-9885/11 и N А19-13033/11 не имеют преюдициального значения по настоящему делу, поскольку в рассмотрении указанных дел Министерство финансов Иркутской области не участвовало.
Ответчик ссылается на недоказанность истцом применения при расчете арендной платы коэффициента 2.0.
Лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Министерства промышленности и торговли от 22.06.2009 N 546 инвестиционный проект ООО "Осетровский ЛДК" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
25.02.2010 Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (арендодатель) и ООО "Осетровский ЛДК" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 91-27-10/10, на основании Приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 26.01.10 N 46-апр "О предоставлении в аренду ООО "Осетровский ЛДК" лесного участка для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов", по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 2 настоящего Договора (пункт 1 договора).
Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 194-2010-3, площадью 23 039 га, местоположение: Иркутская область, Усть-Кутский район, Катангский район, (Верхне-Ленское участковое лесничество), Усть-Кутское лесничество, Осетровское участковое лесничество, "Осетровская дача", эксплуатационные леса, кварталы NN 12-17, 27-33, 46-52, 64, 66, 67, 70-72, 85, 91, 109-111 (пункт 2 Договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N N 2, 3 к настоящему договору (пункт 3 договора).
Согласно п. 5 договора в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта ООО "Осетровский ЛДК" (до 31 октября 2015 года) арендная плата по настоящему договору рассчитывается, исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ, с применением согласно постановлению Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310 коэффициента 0,5 и составляет 820 400 руб. 00 коп.
По истечении срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, арендная плата рассчитывается исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере ? части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала, согласно приложению N 5 к настоящему договору, по реквизитам, указанным арендодателем, и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Первый платеж (за оставшуюся часть квартала, считаемую со дня заключения настоящего договора) вносится в течение 10 дней со дня заключения договора (пункт 6 договора).
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка, расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством РФ случаях. Расчет в данном случае производится арендодателем без акцепта арендатора. Заключение дополнительного соглашения не требуется (пункт 7 договора).
Срок действия договора определен на 49 лет (пункт 20 договора).
Указанный договор зарегистрирован 30.04.2010 Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области.
По акту приема-передачи земельного участка арендодатель передал, а арендатор принял во временное возмездное владение и пользование предмет договора аренды участка лесного фонда от 25.02.2010 N 91-27-10/10.
В обоснование исковых требований общество ссылается на то, что арендодатель произвел расчет арендной платы за пользование лесным участком за 2010 год, по принятым минимальным и конкретным ставкам лесных податей, с применением повышающего коэффициента 2,0, предусмотренным ранее Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" от 14.09.2005, в результате чего арендатором были излишне уплачены денежные средства в размере 276 463 руб. 56 коп.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
На основании части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2 и 4 указанной статьи при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством России, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности утверждены Постановлением Правительства РФ N 310.
Иной специальный порядок определения платы за аренду земельного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на период срока окупаемости этого проекта, определен Постановлением Правительства РФ N 419.
Согласно названному порядку, к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 310, применяется коэффициент 0,5.
Договор аренды лесного участка N 91-27-10/10 от 25.02.2010 г. заключен без проведения аукциона, в порядке исключения, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 74 ЛК РФ.
Вместе с тем Лесной кодекс РФ, предусматривающий возможность заключения договора без проведения аукциона, не устанавливает возможность достижения сторонами соглашения о цене договора (в части превышающей минимальные ставки) вне рамок аукциона.
Поскольку договор аренды лесного участка N 91-27-10/10 от 25.02.2010 г. заключен в порядке п. 2 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, то цена договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключенного без проведения аукциона в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, не может быть увеличена в части, превышающей минимальный размер.
Вступившим в законную силу решениями Арбитражного суда Иркутской области от 21.07.2011 г. по делу N А19-9885/2011 и от 24.10.2011 по делу N А19-13033/2011 (в отношении договора аренды лесного участка N N 91-27-10/10 от 25.02.2010 между ТУ АЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству и ООО "Осетровский ЛДК") установлен факт неправомерности увеличения арендной платы в части, превышающей минимальный размер (необоснованное применение истцом при расчете арендной платы по договору от N 91-27-10/10 коэффициента 2.0).
В рассмотрении дел Министерство финансов Иркутской области не участвовало, вместе с тем вывод суда о наличии преюдициальности не привел и не мог привести к принятию неправильного судебного акта, поскольку с жалобой обратился ответчик, который, в отличие от Министерства финансов Иркутской области, участвовал при рассмотрении дел N А19-9885/2011 и N А19-13033/2011. Кроме того, согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности истцом применения при расчете арендной платы коэффициента 2.0 подлежит отклонению.
Согласно уведомлению ТУ АЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству N 985 от 26.05.2010 арендная плата по договору за 2010 год составляет 552 927,12 руб., в том числе 276 463,56 руб. (минимальный размер арендной платы, подлежащий уплате в федеральный бюджет), 276 463,56 руб. (плата, превышающая минимальный размер, подлежащая уплате в доход областного бюджета).
Согласно платежным поручениям N 1148 от 26.07.2010 г. на сумму 71 363,56 руб., N 1394 от 20.09.2010 г. на сумму 102 550 руб., N 910 от 07.12.2010 г. на сумму 102 550 руб. ООО "Осетровский ЛДК" уплатило в бюджет субъекта Российской Федерации 276 463,56 руб. (л.д. 57-59).
Представленной ответчиком информацией о поступлении арендной платы от истца за период с 01.01.2010 по 01.05.2012, подтверждается факт поступления в 2010 году указанной суммы в бюджет субъекта РФ (л.д. 101).
Таким образом, суд обоснованно признал, что истцом в доход субъекта Российской Федерации - Иркутской области, перечислена арендная плата по договору аренды лесного участка N 91-27-10/10 от 25.02.2010 г., размер которой составляет сумму 276 463,56 руб., являющаяся для ответчика неосновательным обогащением.
Довод жалобы об обязанности арендатора по внесению арендной платы в размере, установленном договором, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями договора аренды участка лесного фонда арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, исходя из положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей полномочия Правительства РФ по установлению ставок платы за аренду лесных участков, по договору аренды лесных участков цена устанавливается уполномоченным органом и является регулируемой.
В силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Расчет процентов произведен истцом в соответствии с п. 2 ст. 1107, ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ на день подачи иска в суд - 8 %, которые за период с 27.07.2010 по 31.03.2012 составили 32 953,04 руб. и в указанном размере взысканы с ответчика.
Тот факт, что в соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствие со ст. 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, не влияет на выводы суда о наличии неосновательного обогащения у ответчика.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июня 2012 года по делу N А19-7465/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
А. В. Стрелков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7465/2012
Истец: ООО "Осетровский ЛДК"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: Иркутская область в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, Территориальное управление АЛХ Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству