г. Пермь |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А71-7405/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена06 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Новожиловой Е.Л.
при участии:
от истца ОАО "Дорожное предприятие "Ижевское" (ОГРН 1071831010580, ИНН 1831125762)-не явились
от ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833) -не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июня 2012 года по делу N А71-7405/2012,принятое судьей Зориной Н.Г.
по иску ОАО "Дорожное предприятие "Ижевское"
к Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
о признании решения недействительным,
установил:
ООО "Дорожное предприятие "Ижевское" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 17.04.2012 N 01903512РК0000943 в части взыскания штрафа, превышающего 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.06.2012, решение признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 293 563 руб. С фонда в пользу общества взыскано 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Фонд указывает на доказанность совершения учреждением нарушения, необоснованное снижение судом штрафа в 30 раз, взыскание судом государственной пошлины.
Представители сторон в суд не явились, извещены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фондом по результатам проверки соблюдения учреждением законодательства о страховых взносах составлен акт от 20.03.2012 об обнаружении фактов, свидетельствующих о несвоевременном представление отчетности по форме РСВ-1 за 2011 года. При сроке представления 15.02.2012, отчетность представлена 01.03.2012.
17.04.2012 решением фонда N 01903512РК0000943 общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа 303 563 рублей.
Полагая, что данное решение в части размера штрафа, не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на достаточность штрафа 10 000 рублей.
Суд первой инстанции признал обоснованным применение к страхователю ответственности, предусмотренной ч.1 ст.46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и уменьшил сумму наложенного штрафа в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств до 10 000 рублей.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В силу п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч.1 ст.46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
Подпунктом 4 п. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в числе прочих обстоятельств выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
В силу п. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
При исследовании обстоятельств настоящего дела суд первой инстанции признал доказанным факт совершения обществом вменяемого ему нарушения, установил, что при наличии смягчающих ответственность обстоятлеьствах фонд наказание не смягчил, самостоятельно уменьшил сумму наложенного штрафа до 10 000 руб. в связи с наличием смягчающих обстоятельств, применив положения ст. 44 Закона N 212-ФЗ.
При этом суд первой инстанции исследовал материалы дела и принял во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины учреждения, незначительность допущенной им просрочки в представлении отчетности, сведений об уплачиваемых страховых взносах, о страховом стаже, совершение правонарушения впервые, отсутствие неблагоприятных последствий, необходимость применения принципа соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения.
При указанных обстоятельствах заявленные требования учреждения удовлетворены правомерно.
Довод фонда о неправомерном взыскании в пользу общества судебных расходов по уплате государственной пошлины при установлении судом факта совершения учреждением правонарушения, подлежит отклонению, поскольку заявленные требования учреждения удовлетворены в связи с оценкой обстоятельств, заявленных учреждением в качестве смягчающих ответственность за совершение выявленного правонарушения, в то время как при рассмотрении материалов проверки фондом обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, не выявлялись (при наличии таковых полномочий, предусмотренных ст. 39 и 44 Закона N 212-ФЗ).
Установление судом обстоятельств, смягчающих ответственность учреждения, явилось основанием для признания недействительным решения фонда, следовательно, судебные расходы подлежали возмещению фондом в полном размере. Указанная позиция соответствует изложенной в определении ВАС РФ от 16.04.2012 N ВАС-3438/12, Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 7959/08.
Довод фонда о невозможности применения судом положений ст. 44 Закона N 212-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из ст. 44 Закона N 212-ФЗ, на которую ссылается фонд, прямо следует, что право оценки обстоятельств, заявленных организацией в качестве смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, принадлежит суду первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июня 2012 года по делу N А71-7405/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7405/2012
Истец: ОАО "Дорожное предприятие "Ижевское"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики