г. Красноярск |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А33-3630/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт" (заявителя) - Канашиной И.Г., на основании доверенности от 10.07.2012 N 116, паспорта;
администрации Назаровского района Красноярского края (ответчика) - Борисовой И.М., на основании доверенности от 28.11.2011 N 7801, паспорта;
краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (третьего лица) - Волконицкой Е.М., на основании доверенности от 27.12.2011 N 154, паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Назаровского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 04 июля 2012 года по делу N А33-3630/2012, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскнефтепродукт" (ОГРН 1022401784954, ИНН 2460002949) (далее - заявитель, общество, ОАО "Красноярскнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения администрации Назаровского района Красноярского края (ОГРН 1022401589990, ИНН 2456001759) (далее - ответчик, администрация) от 30.11.2011 исх. N 4832 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 10 000 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Красноярский край, Назаровский район, автодорога Ачинск-Ужур-Троицкое, 75 км + 800 м, справа, кадастровый номер 24:27:6202005:480 и обязании ответчика предоставить в собственность заявителя за плату указанный земельный участок с оформлением договора купли-продажи.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 25.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (ОГРН 1022401795680, ИНН 2460017720) (далее - третье лицо, КГКУ "КрУДор").
Решением Арбитражного суда Красноярского края 04 июля 2012 года (с учетом определения от 06.07.2012 об исправлении опечатки) решение администрации Назаровского района Красноярского края об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:27:6202005:480, расположенного по адресу: Красноярский край, Назаровский район, автодорога Ачинск-Ужур-Троицкое, 75 км + 800 м, справа, площадью 10 000 кв.м. под автозаправочную станцию, выраженное в письме от 30.11.2011 N 4832, признано недействительным как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации. На администрацию Назаровского района Красноярского края возложена обязанность по восстановлению нарушенного права заявителя в виде предоставления обществу за плату указанного земельного участка и направления в адрес общества проекта договора купли - продажи.
Не согласившись с данным решением, администрация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.07.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что спорный земельный участок расположен в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования на землях специального назначения, в связи с чем, является ограниченным в обороте, следовательно, не может предоставляться в собственность; спорный земельный участок может быть предоставлен только на праве аренды; правомерный отказ в предоставлении в собственность земельного участка не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица согласился с доводами апелляционной жалобы, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит автозаправочная станция N 50 застроенной площадью 89,8 кв. м, инв. N 04:237:002:001104250:0001, лит. В, N 1, N 2, N 3, N 4, по адресу: Красноярский край, Назаровский район, автодорога Ачинск - Ужур - Троицкое, 75 км + 800 м, справа (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕИ N 643841 от 21.05.2010).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, находящемся на праве бессрочного (постоянного) пользования (свидетельство на право собственности на землю, постоянного пользования землей от 22.09.1992 N 31).
Постановлением администрации Назаровского района Красноярского края от 21.10.2008 N 449-П утвержден проект границ земельного участка категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Красноярский край, Назаровский район, автодорога Ачинск-Ужур-Троицкое, 75 км + 800 м, справа, общей площадь 10 000 кв.м., в том числе в пределах охранной зоны ЛЭП 10 кВ 361 кв.м., под автозаправочную станцию. Согласно проекту границ земельного участка данный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером 24:27:0000000:0071, с земельным участком, находящемся в общедолевой собственности ЗАО "Крутоярское" (пашня), с земельным участком ОАО "МРСК Сибири" (опора ЛЭП 10 кВ).
Согласно кадастровым паспортам от 14.03.2011 N 24ЗУ/11-33119, от 27.10.2011 N 24ЗУ/11-176373 земельный участок с кадастровым номером 24:27:6202005:480 внесен в государственный кадастр недвижимости 22.09.1992. Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Назаровский район, автодорога Ачинск-Ужур-Троицкое, 75 км + 800 м, справа, площадь 10 000 кв.м, разрешенное использование: под автозаправочную станцию. Земельный участок относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
01.11.2011 общество обратилось в администрацию с заявлением о прекращении права бессрочного пользования и предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:27:6202005:480 общей площадью 10 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Красноярский край, Назаровский район, автодорога Ачинск-Ужур-Троицкое, 75 км + 800 м, справа, разрешенное использование под автозаправочную станцию.
В письме от 30.11.2011 N 4832 администрация сообщила обществу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям транспорта, находится в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования Ачинск - Ужур - Троицкое и является ограниченным в обороте, в связи с чем, не может быть предоставлен в собственность. Испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в аренду.
Считая решение администрации, изложенное в письме от 30.11.2011 N 4832, незаконным, нарушающим права и законные интересы, ОАО "Красноярскнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в том числе, в виде возложения каких-либо обязанностей).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:27:6202005:480 принадлежит заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования (свидетельство на право постоянного пользования землей от 22.09.1992 N 31; кадастровые паспорта от 14.03.2011 N 24ЗУ/11-33119, от 27.10.2011 N 24ЗУ/11-176373). На указанном земельном участке находится объект недвижимости - автозаправочная станция, принадлежащая заявителю на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕИ N 643841 от 21.05.2010).
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основанием для отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка, явилось то, что земельный участок принадлежит к землям транспорта, находится в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования и не может быть предоставлен в частную собственность в силу положений статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 7 части 5).
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пунктам 1, 2, 3, подпункта 7 пункта 5 которой оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные, в том числе, для нужд организаций транспорта.
В соответствии с положениями статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов транспорта. Земли транспорта в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Земли транспорта относятся к землям специального назначения в связи с характером специальных задач, для решения которых они используются или предназначены.
Согласно пунктам 1, 3, 3.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктами 13, 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств); придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что основным критерием для отнесения земельных участков к землям специального назначения является использование либо предназначение для обеспечения деятельности определенного рода организаций или эксплуатации определенного рода объектов, осуществляющих специальные задачи общегосударственного значения. Ограничение оборота земель, отнесенных к землям транспорта, связано с предназначением указанных объектов для выполнения специальных государственных задач, в связи с чем, в силу прямого указания закона земли, предоставленные для организаций транспорта, не могут быть приватизированы.
Согласно кадастровым паспортам от 14.03.2011 N 24ЗУ/11-33119, от 27.10.2011 N 24ЗУ/11-176373 земельный участок с кадастровым номером 24:27:6202005:480 внесен в государственный кадастр недвижимости 22.09.1992. Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Назаровский район, автодорога Ачинск-Ужур-Троицкое, 75 км + 800 м, справа, площадь 10 000 кв.м, разрешенное использование: под автозаправочную станцию. Земельный участок относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением администрации Назаровского района Красноярского края от 21.10.2008 N 449-П утвержден проект границ земельного участка категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Красноярский край, Назаровский район, автодорога Ачинск-Ужур-Троицкое, 75 км + 800 м, справа, общей площадь 10 000 кв.м., в том числе в пределах охранной зоны ЛЭП 10 кВ 361 кв.м., под автозаправочную станцию. Согласно проекту границ земельного участка данный земельный участок является смежным, в том числе с земельным участком с кадастровым номером 24:27:0000000:0071, предоставленным для эксплуатации и обслуживания краевых автомобильных дорог общего пользования (кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 02.12.2004 N 27/04-2-257).
В соответствии с выпиской из реестра государственной собственности Красноярского края от 19.06.2012 N 5171/11010, автодорога Ачинск - Ужур - Троицкое находится в собственности Красноярского края (постановление Совета администрации Красноярского края от 17.06.2002 N 205-п) и закреплена на праве оперативного управления за краевым государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (постановление администрации Назаровского района Красноярского края от 05.07.2004 N 139-П).
Постановлением администрации Назаровского района Красноярского края от 05.07.2004 N 139-П "О предоставлении земельных участков под краевыми автомобильными дорогами общего пользования КГУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" установлены придорожные полосы шириной по 50 м (земельные участки, прилегающие к полосе отвода с обеих сторон) для краевых автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен для размещения объекта дорожного сервиса, расположен в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования Ачинск - Ужур - Троицкое на землях специального назначения, является ограниченным в обороте, в связи с чем, не может быть предоставлен в собственность.
Следовательно, исключительное право собственника здания на приватизацию земельного участка, на котором расположено здание, предусмотренное пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом. В данном случае указанное право ограничено статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ограничения по обороту земель, предоставленных для нужд транспорта.
На основании изложенного отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, принадлежащим обществу на праве собственности, основан на статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации и является законным.
Кроме того, отказ в предоставлении в собственность земельного участка не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на спорном земельном участке на праве аренды в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что решение органа местного самоуправления соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, заявленное обществом требование о признании недействительным решения администрации, изложенного в письме от 30.11.2011 исх. N 4832, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
Администрация Назаровского района Красногорского края в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины. Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, следовательно, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 июля 2012 года по делу N А33-3630/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт" отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3630/2012
Истец: ОАО "КНП"
Ответчик: Администрация Назаровского района Красноярского края
Третье лицо: ГКУ "Управление автомобильных дорог по КК"