г. Челябинск |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А47-13540/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.06.2012 по делу N А47-13540/2011 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Агропромтранс"- Сухомлинова Л.А. (доверенность от 27.09.2011 N 2Д-2248);
закрытого акционерного общества "Автовокзалы Оренбуржья"- Сухомлинова Л.А. (доверенность от 27.09.2011 N 2Д-2248);
общества с ограниченной ответственностью "Информсервис" - Сухомлинова Л.А. (доверенность от 15.12.2011 б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромтранс" (далее - ООО "Агропромтранс", заявитель), закрытое акционерное общество "Автовокзалы Оренбуржья" (далее - ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья", заявитель) и общество с ограниченной ответственностью "Информсервис" (далее - ООО "Информсервис", заявитель) обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Терешковой, на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала N 10, просив обязать заявителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация города Оренбурга.
Решением арбитражного суда от 27.06.2012 (резолютивная часть объявлена 20.06.2012) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2 и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей, а именно: в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2, с местоположением: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Терешковой, на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала N 10, в общую долевую собственность ООО "Агропромтранс", ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья" и ООО "Информсервис" с размером долей в соответствии с соглашением об определении долей собственников здания в праве собственности на земельный участок от 27.09.2011; подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить указанный договор купли-продажи земельного участка заявителям.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на наличие ограничений оборота земельного участка, подлежащего предоставлению в собственность заявителей, в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанные ограничения обосновывает принадлежностью заявителям объекта дорожного сервиса - здания автовокзала, в связи с чем земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Вывод суда об отнесении земельного участка к землям поселений считает противоречащим пункту 13 статьи 3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности". Указывает на необоснованность вывода суда о переходе к заявителям права постоянного бессрочного пользования, в связи с приобретением нежилых помещений в здании у открытого акционерного общества акционерной транспортной компании "Оренбургавтотранс". Полагает, что такой переход может иметь место только в случае реорганизации юридического лица. По мнению апеллянта, при принятии решения нарушен принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов, поскольку судом не было принято во внимание разрешенное использование земельного участка "пригородный автовокзал, для производственных нужд" и земельный участок последовал за объектом недвижимости.
ООО "Агропромтранс", ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья" и ООО "Информсервис" представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором указали на несогласие с доводами апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве заявители ссылаются на наличие у них права на приобретение в собственность земельного участка, занятого принадлежащими им объектами недвижимости в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Указывают на отсутствие доказательств того, что спорный земельный участок является частью полосы отвода автомобильной дороги.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 14.02.1994 N 01-24/56, заключенного в ходе приватизации государственного имущества, открытое акционерное общество акционерная транспортна компани "Оренбургавтотранс" (далее по тексту - ОАО АТК "Оренбургавтотранс") являлось собственником здания пригородного вокзала литер Е по адресу г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 10 (т. 1, л. д. 117- 124).
В соответствии с распоряжением Администрации Оренбургской области от 14.04.2000 N 471-р "О разграничении прав собственности на земельные участки и предоставлении их ОАО АТК "Оренбургавтотранс" земельные участки, расположенные под объектами недвижимости - пригородный и междугородний автовокзал, расположенные на территории г. Оренбурга по адресам: ул. Терешковой, д. 10, площадью 9 833 кв. м и по ул. Элеваторная, 2, площадью 12 439 кв. м были признаны государственной собственностью Оренбургской области и были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ОАО АТК "Оренбургавтотранс" (т. 1, л. д. 116). Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 9 833 кв. м, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул.Терешковой, д. 10, было зарегистрировано за ОАО АТК "Оренбургавтотранс" 07.08.2000, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о государственной регистрации за N 56-01/00-1/2000-967 (свидетельство о государственной регистрации права т. 2, л. д. 124). По состоянию на 20.09.2011 государственная регистрация права собственности не прекращена (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок на л. д. 85, т. 1).
Постановлением главы города Оренбурга от 23.07.2007 N 4869-п утверждены границы и сформирован земельный участок площадью 9833 кв. м с разрешенным использованием: земли под объектами транспорта, для размещения двухэтажного здания пригородного автовокзала (т. 2, л. д. 109).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2 площадью 9 833 кв. м, расположенного по адресу Оренбург, ул. Терешковой, д. 10, разрешенным и фактическим использованием земельного участка является размещение пригородного автовокзала, для производственных нужд (т. 1, л. д. 129).
В результате совершения ОАО АТК "Оренбургавтотранс" сделок по отчуждению нежилых помещений, входящих в состав здания пригородного вокзала литер Е по адресу г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 10 собственниками помещений, в целом составляющих здание являются ООО "Информсервис", ООО "Агропромтранс" и ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья".
На основании договора купли продажи от 30.09.2003 и договора купли продажи недвижимого имущества от 19.01.2006, помещение N 3 с подвалом под частью здания (номера на поэтажном плане 25-34, 37, 38, 39, 52-53), помещение N 5 с подвалом под частью здания (номера на поэтажном плане 31, 31а), помещение N 6 с подвалом под частью здания (номера на поэтажном плане 40-45), расположенные на втором этаже двухэтажного здания пригородного вокзала литер Е по адресу г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 10, приобрело в собственность общество ООО "Информсервис") (т 1, л. д. 106-109). Право собственности на указанные помещения было зарегистрировано за ООО "Информсервис" в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 29.03.2006 серии 56 АА N 234269, серии 56 АА N 234270 и от 31.05.2007 серии 56 АА N417678 (т. 1, л. д. 103-105).
На основании договора купли продажи недвижимого имущества от 07.06.2010 помещение N 2 с подвалом под частью здания (номера на поэтажном плане 1-3), помещение N 4 с подвалом под частью здания (номера на поэтажном плане 1-12), помещение N 8 с подвалом под частью здания (номер на поэтажном плане 1), расположенные на втором этаже двухэтажного здания пригородного вокзала литер Е по адресу г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 10, а также, помещение, расположенное в техподвале того же здания с подвалом под частью здания (номера на поэтажном плане 1-6), приобрело в собственность общество ООО "Агропромтранс" (т. 1, л. д. 111-113). Право собственности на указанные помещения было зарегистрировано за ООО "Агропромтранс" в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 06.07.2010 серии 56 АБ N 051260, серии 56 АБ N 051259, серии 56 АБ N 051258 и серии 56 АБ N 051257 (т. 1, л. д. 99- 102).
На основании договора купли продажи недвижимого имущества от 07.06.2010 помещение N 1 с подвалом под частью здания (номера на поэтажном плане 1-3; 5-24; 28-45), расположенное на первом этаже двухэтажного здания пригородного вокзала литер Е по адресу г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 10, приобрело в собственность ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья" (т 1 л.д. 114, 115). Право собственности на указанное помещение было зарегистрировано за ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья" в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2010 серии 56 АБ N 120673 (т. 1, л. д. 98).
19.10.2011 ООО "Информсервис", ООО "Агропромтранс" и ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья" обратились с совместным заявлением в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области приватизации земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2, на котором расположены, принадлежащие им объекты недвижимости. Размер долей в праве собственности на данный земельный участок был определен заявителями в соглашении об определении долей собственников здания в праве собственности на земельный участок от 27.09.2011 (т. 1, л. д. 82-84).
Письмом от 18.11.2011 N КК-12-15/13567 "О возврате документов и материалов на выкуп земельного участка по ул. Терешковой, 10 в г. Оренбурге" (далее по тексту - письмо от 18.11.2011 N КК-12-15/13567) министерство возвратило заявление и приложенные к нему документы заявителям. В качестве обоснования для возврата документов в письме от 18.11.2011 N КК-12-15/13567, со ссылкой на статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации, указано, что земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе вокзалов, ограничены в обороте, т.е. не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Не согласившись с отказом в приватизации названного земельного участка, ООО "Информсервис", ООО "Агропромтранс" и ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья" обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителей прав на приобретение в собственность земельного участка, занятого принадлежащими им объектами недвижимости в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствие ограничений в предоставлении земельного участка в частную собственность мотивировано отсутствием сведений о резервировании земельного участка и отнесения земельного участка к землям транспорта, а также тем обстоятельством, что заявители не относятся к числу организаций транспорта, исходя из предусмотренного их учредительными документами видов деятельности. Кроме того, на основании письма Администрации города Оренбурга судом сделан вывод о том, что здание автовокзала фактически используется для размещения объектов торговли, административных и офисных помещений, то есть не для целей транспортного сообщения.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности субъекта Федерации осуществляет Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.05.2007 N 166-п.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. С 30.09.2011 перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные положения содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При оценке обоснованности приведенного в обжалуемом решении основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по причине ограничения оборота земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, судебная коллегия пришла к следующим выводам:
Частью 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов.
В силу пункта 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0431007:2 находится в пределах городской черты г. Оренбурга, в силу чего относится к категории земель населенных пунктов.
Вместе с тем, к спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта, в части установленного пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрета на приватизацию названных земель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта, включая размещение объектов дорожного сервиса.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены автостанции и автовокзалы.
Согласно пункту 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации (утвержденных Министерством транспорта 29.09.1997) под автовокзалом понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам. Автовокзалы представляют собой соответствующим образом оборудованные места отравления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок изначально, распоряжением Администрации Оренбургской области от 14.04.2000 N 471-р был предоставлен собственнику здания пригородного автовокзала ОАО АТК "Оренбургавтотранс" для размещения указанного здания, то есть для осуществления деятельности предприятия как организации транспорта. Указание в распоряжении на предоставление земельного участка для производственных нужд, в контексте пункта 3 названного распоряжения, не позволяет сделать вывод о наличии иного предназначения земельного участка, не связанного с размещением автовокзала.
Поскольку данный участок предоставлен в целях обеспечения уставной деятельности предприятия, осуществлявшего транспортное обслуживание пассажиров, назначением участка в соответствии со с п. 3 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации является размещение объектов транспорта.
Разрешенный вид использования данного земельного участка как земель, предоставленных для нужд транспорта, подтвержден пунктом 4 постановления Главы города Оренбурга от 23.07.2007 N 4869-п (земли под объектами транспорта, для размещения двухэтажного здания пригородного автовокзала) (л. д. 125, т. 1). Указание на такой вид использования является конкретизацией, а не изменением предназначения земельного участка определенного распоряжением Администрации Оренбургской области от 14.04.2000 N 471-р.
Из материалов дела усматривается, что здание автовокзала сохранено и используется для размещения автодорожного вокзала, наряду с размещением объектов торговли, административных и офисных помещений, о чем указано в письме Администрации города Оренбурга от 29.10.2009 (л. д. 141, т. 1).
Формирование участка произведено для производственных нужд ОАО АТК "Оренбургавтотранс" связанных с размещением пригородного автовокзала (пункт 3 распоряжения Администрации Оренбургской области от 14.04.2000 N 471-р), что с учетом приведенных выше положений, свидетельствует о предоставлении земельного участка для нужд организации транспорта. Такие же выводы следуют из обстоятельства формирования земельного участка с учетом площади, технологически необходимой для эксплуатации автовокзала, как объекта транспортной инфраструктуры и плана земельного участка (л. д. 126, 128, т. 1). Из содержания справки ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 21.10.2011 усматривается, что застроенная площадь здания автовокзала составляет 1735 кв. м (л. д. 127, т. 1), тогда как площадь сформированного для производственных нужд автотранспортного предприятия составляет 9 833 кв. м, с учетом размещения прибывающих автобусов.
При таких обстоятельствах, заявителями фактически поставлен вопрос о приобретении в собственность земельного участка, предназначенного для размещения транспортной инфраструктуры, а не земельного участка занятого принадлежащим им зданием.
Доказательств того, что испрашиваемый заявителями земельный участок имеет предназначение, отличное от изначального и отраженного в кадастровом паспорте земельного участка, суду не представлено. Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют об обратном.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Из сообщении Администрации города Оренбурга от 29.10.2009 следует, что 01.06.2009 состоялись публичные слушания об изменении разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в г. Оренбурге, по ул. Терешковой, 10 "для размещения двухэтажного здания пригородного автовокзала" на разрешенное использование "для размещения объектов торговли, общественного питания, административных, офисных помещений, автодорожного вокзала". По результатам публичных слушаний принято решение об отложении публичных слушаний для предоставления дополнительной информации по градостроительному обоснованию возможности изменения разрешенного вида использования с учетом обеспечения нормативных требований и условий эксплуатации объекта, а также обеспечения потребностей муниципального образования в обслуживании населения услугами автодорожного пригородного сообщения (л. д. 141, т. 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.
Основываясь на приведенных положениях суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с момента государственной регистрации перехода права собственности на этот объект недвижимости к заявителям перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у их правопредшественника - открытого акционерного общества акционерной транспортной компании "Оренбургавтотранс", с сохранением целей, оснований и условий использования земельного участка.
Однако, делая вывод об отсутствии ограничений оборотоспособности земельного участка, суд первой инстанции исходил из приоритета положений учредительных документов заявителей, не относящихся к организациям транспорта.
Выводы суда в этой части следует признать ошибочными, поскольку подпункт 7 пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации связывает ограничения в обороте земельных участков с их предоставлением для нужд транспорта. Статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации к землям транспорта отнесены земли как используемые, так и предназначенные для обеспечения организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта.
Поскольку в действующем законодательстве (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) отсутствуют положения разрешающие предоставление в собственность земельных участков, предоставленных для нужд организацией транспорта, включая автовокзалы, оснований для предоставления в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2, расположенного в г. Оренбург, ул. Терешковой, 10, не имеется.
С учетом изложенного, оспариваемый заявителями отказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность соответствует закону. Оснований для признания его недействительным у суда первой инстанции не имелось.
Обжалуемое решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Отнесение на заявителей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится, поскольку податель апелляционной жалобы (ответчик по делу) освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.06.2012 по делу N А47-13540/2011 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Агропромтранс", закрытого акционерного общества "Автовокзалы Оренбуржья" и общества с ограниченной ответственностью "Информсервис" о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 56:44:0431007:2, с местоположением: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Терешковой, на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала N 10, - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13540/2011
Истец: ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья", ООО "Агропромтранс", ООО "Информсервис"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Третье лицо: Администрация г .Оренбурга