г. Москва |
|
05 сентября 2012 г. |
Дело N А40-136009/11-9-1234 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Захарова С.Л., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Метростроевец" на решение Арбитражного суда города Москвы от "08" июня 2012 г. по делу N А40-136009/11-9-1234 судьи Иевлева П.А.
по заявлению СНТ "Метростроевец" (ОГРН 1025006173830, адрес: 141411, Московская область, г.Химки, мкр.Подрезково, Сиреневый проезд)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д.20)
об оспаривании действий, обязании принять решение
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пушкарев М.С. по дов. от 17.05.2012 г.; Будник Н.А. по дов. от 17.05.2012 г.;
от ответчика: Давыдова Е.Ю. по дов. от 10.01.2012 г.;
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Метростроевец" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 01.08.2011 г. N 33-1-2235/11-(3)-1 отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, ДЗР г.Москвы) в части отказа в предоставлении в собственность СНТ "Метростроевец" земель общего пользования, не расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы принять решение о предоставлении в собственность СНТ "Метростроевец" земель общего пользования, не расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2012 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения в ввиду отсутствия к тому оснований.
Не согласившись с решением, СНТ "Метростроевец" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Исполкома Химкинского райсовета депутатов трудящихся Московской области N 181/24 от 17.06.1955г. утвержден проект отвода участка земли площадью 6,4га под коллективное садоводство работникам Московского Метростроя.
Согласно решению Исполкома Свердловского районного Совета депутатов трудящихся от 20.07.1955г. Управлению Московского метростроя передан в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 6,4га в Химкинском районе ст.Подрезково под коллективное садоводство работников Метростроя.
Распоряжением Префекта САО г.Москвы N 295 от 29.01.2010 г. утвержден адрес домовладения: Комсомольская ул., домовладение 1. На СНТ "Метростроевец" возложена обязанность оборудовать на объекте указатель номера дома.
21.08.2010 г. на общем собрании СНТ "Метростроевец" принято решении о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность СНТ "Метростроевец".
Заявлением от 19.07.2011 г. СНТ "Метростроевец" обратилось в ДЗР г.Москвы с просьбой о принятии решения о предоставлении в собственность СНТ "Метростроевец" земельного участка площадью 4 220 кв.м., относящегося к имуществу общего пользования (дороги), расположенного на московской части земель СНТ "Метростроевец".
В письме от 01.08.2011 г. N 33-1-2235/11-(3)-1 ДЗР г.Москвы сообщил, что границы земельного участка площадью 6,4га не определены (отсутствуют), сведения на земельный участок носят временный характер, что препятствует формированию земельных участков общего пользования. Одновременно заявителю было разъяснено, что после регистрации прав граждан на земельные участки, уточнения границ земельного участка и адресного ориентира возможно формирование земель общего пользования.
Указанный отказ послужил основанием для обращения СНТ "Метростроевец" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Согласно п.5 указанного закона предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (п.6 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Земельным участком в соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса РФ является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании ст.ст.37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка). Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Как следует из кадастровой выписки земельного участка N 77:09:0006010:1088 площадью 64 000 кв.м., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В материалах дела отсутствуют доказательства проведения кадастровых работ по определению границ земельного участка с указанным кадастровым номером. Площадь проезжей части (4 200 кв.м.) указана в техническом паспорте на домовладение. Земельный участок, на котором расположена проезжая часть, не сформирован в порядке, установленном действующим законодательством.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, являющийся предметом спора и подлежащий передаче в собственность СНТ "Метростроевец", не существует как объект гражданских прав, поскольку не сформирован в порядке, предусмотренном законом, что исключает приобретение права собственности на такой земельный участок.
Кроме того, согласно п.3 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом (п.4 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка N 77:09:0006010:1088, он прилегает к землям кирпичного завода N 121.
В силу п.п.1, 2 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии с п.3 этой же статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Из кадастровой выписки земельного участка N 77:09:0006010:1088 площадью 64 000 кв.м. следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Доказательства того, что в установленном законом порядке определены границы земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, что данные границы согласованы с членами СНТ "Метростроевец" и владельцем смежного участка, относящегося к кирпичному заводу N 121, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, является правомерным вывод суда о том, что признание за заявителем права собственности на земельный участок, границы которого не определены в порядке, установленном законом, может повлечь нарушение прав членов СНТ "Метростроевец" и владельца смежного участка.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, суд также обоснованно отметил в своем решении, что заявителем пропущен установленный ч.4 ст.198 АПК РФ срок на обжалование отказа ДЗР г.Москвы, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом доводы заявителя о том, что оспариваемый отказ был получен 03.09.2011 г. документально ничем не подтверждены. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока заявителем также не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких данных, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от "08" июня 2012 г. по делу N А40-136009/11-9-1234 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136009/2011
Истец: СНТ "Метростроевец"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14614/12
20.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14614/12
05.09.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23319/12
08.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-136009/11