г. Санкт-Петербург |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А56-11931/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровым С.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Федосеенко Л.Л. - по доверенности от 29.06.2012 N 01-59, Харина З.В. - по доверенности от 23.08.2012 N 01-79
от заинтересованного лица: Агеева Е.А. - по доверенности от 06.12.2011, Сокорнова Т.В. - по доверенности от 30.08.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13949/2012) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2012 по делу N А56-11931/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Промотходы", место нахождения: Ленинградская область, участок N 1, ОГРН 1024700556693
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным решения
установил:
Закрытое акционерное общество "Промотходы" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Промотходы") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее-Департамент Росприроднадзора, лицензирующий орган) N 2075 от 01.12.2011 об отказе в предоставлении лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (далее-лицензия) и обязании предоставить лицензию в соответствии с заявлением N 01-69 от 17.10.2011.
Решением суда от 15.06.2012 заявленные требования удовлетворены. Решение Департамента Росприроднадзора, оформленное приказом N 2075 от 01.12.2011, об отказе в предоставлении Закрытому акционерному обществу "Промотходы" лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности признано незаконным, Департамент Росприроднадзора обязан предоставить Обществу указанную лицензию в соответствии с заявлением последнего от 17.10.2011 N 01-69.
В апелляционной жалобе Департамент Росприроднадзора, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам просит отменить решение суда от 15.06.2012 и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что наличие земельного участка, предоставленного для целей строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых бытовых отходов, не является специально оборудованным сооружением для целей размещения и захоронения отходов в смысле, определяемом статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Промотходы" обратилось 17.10.2011 в Департамент Росприроднадзора с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
Департаментом проведена проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверка возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. По результатам проверки составлен Акт от 18.11.2011 N ЛВ-251/13, согласно которому заявителем не представлены документы, свидетельствующие о наличии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, что является нарушением подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2006 N 524.
Приказом Департамента Росприроднадзора N 2075 от 01.12.2011 Обществу отказано в предоставлении испрашиваемой лицензии со ссылкой на пункт 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 (несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям).
Считая принятое решение незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования Общества, суд исходил из того, что заявителю предоставлен в аренду фактически земельный участок - полигон "Северная Самарка", находящийся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, соответствие которого санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам подтверждено Санитарно-Эпидемиологическим заключением N 47.04.02000.М.000231.11.10 от 10.11.2010.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ (в действовавшей редакции) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 класса опасности подлежит обязательному лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, на момент обращения соискателя лицензии в Департамент Росприроднадзора регулировался Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 (далее - Положение N 524).
Пунктом 2 Положения N 524 установлено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (лицензирующий орган).
В пункте 3 названного Положения приведены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4 класса опасности. В подпункте "а" пункта 3 Положения о лицензировании N 524 установлено обязательное наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под "объектом размещения отходов" понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктом 5 Положения о лицензировании определен перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия), в числе которых: копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям (подпункт "д"); копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт "е").
При этом лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что заявителем не были представлены документы о принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности; копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.
Из материалов дела следует, что к заявлению N 01-69 от 17.10.2011 о предоставлении лицензии Обществом были представлены:
1. заключенный 26.10.1998 администрацией муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" и ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" договор аренды земельного участка площадью 61 га, находящегося по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, полигон "Северная Смарка", сроком до 30.06.2023 года для строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых отходов (т.2, л.д.100-108);
2. договор N 1 от 06.02.2008 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей N ЛО-3507-8332 от 26.10.1998, заключенный ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" с ЗАО "Промотходы" (т.2,л.д.109-110).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Сведений о регистрации права аренды истца на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец суду не представил.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 договора N 1 от 06.02.2008 ЗАО "Промотходы" приняло на себя права и обязанности по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей от 26.12.1998 N ЛО-3507-8332, пунктом 3.1.1 которого предусмотрено использование земель в соответствии с условиями ее предоставления, то есть - для строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых бытовых отходов.
В материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) с кадастровым номером 47:07:10-45-003:0001, площадью 610000 кв.м, местоположением: Ленинградская область, Всеволожский район, полигон "Северная Самарка", с разрешенным использованием - для строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых бытовых отходов (т.2, л.д.111).
Иных документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании иных объектов размещения отходов I - IV класса опасности, их захоронения, в частности, документов о вводе в эксплуатацию полигона "Северная Самарка" как объекта размещения отходов и его использование на законном основании Обществом не представлено.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 Закона N 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, который не вступил в законную силу.
Как пояснил в судебном заседании представитель Департамента Росприроднадзора, указание в письме Департамента Росприроднадзора от 10.03.2011 N 02-27/1507 на внесение в государственный реестр объектов размещения отходов полигона твердых отходов "Северная Самарка" за регистрационным номером 12577 не является доказательством введенного в эксплуатацию объекта размещения отходов, а служит основанием для учета его как несанкционированной свалки.
Пунктом 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ предусмотрены основания для отказа в предоставлении лицензии.
Поскольку истцом при обращении с заявлением о предоставлении лицензии не были представлены копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, решение Департамента Росприроднадзора об отказе в предоставлении лицензии суд апелляционной инстанции находит правомерным.
Судебная коллегия согласна с доводом апелляционной жалобы о том, что наличие земельного участка, предоставленного для целей строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых бытовых отходов, не является специально оборудованным сооружением для целей размещения и захоронения отходов в смысле, определяемом статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а вывод суда в этой части находит противоречащим нормам материального права.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя, поскольку деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.
Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Департамента Росприроднадзора об отказе в предоставлении ЗАО "Промотходы" лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, оформленное приказом N 2075 от 01.12.2011, принято в пределах предоставленных лицензирующему органу полномочий и соответствует закону.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт отмене с вынесением нового решения об отказе ЗАО "Промотходы" в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июня 2012 года по делу N А56-11931/2012 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, оформленное приказом от 01.12.2011 N 2075, об отказе в предоставлении закрытому акционерному обществу "Промотходы" (Ленинградская область, участок N1, ОГРН 1024700556693) лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11931/2012
Истец: ЗАО "Промотходы"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7170/12
20.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9524/13
07.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11931/12
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7170/12
06.09.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13949/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11931/12