г. Пермь |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А50-2454/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Нерудофф" (ОГРН 1085903001073, ИНН 5903085702): представители не явились,
от заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Пермскому краю: Булыгин Д.А., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 16.07.2012 N 212,
от заинтересованного лица старшего инспектора 4 ОНД г. Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району Веретенникова Сергея Александровича: Булыгин Д.А., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 15.08.2012 N 371,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 мая 2012 года
по делу N А50-2454/2012,
принятое судьей Байдиной И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Нерудофф"
к Главному Управлению МЧС России по Пермскому краюс привлечением к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица старшего инспектора 4 ОНД г. Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району Веретенникова Сергея Александровича
о признании недействительным и отмене предписания,
установил:
ООО "Торговый дом "Нерудофф" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 31-34, 76 оборот) о признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 03.02.2012 N 3/1/1.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.05.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Главное управление МЧС России по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Главное управление МЧС России по Пермскому краю ссылается на то, что оспариваемое предписание соответствует положениям ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не нарушает прав и законных интересов Общества.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей Общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника 4 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району от 11.01.2012 N 3 (л.д. 56-57) в период с 11 час. 05 мин. 30.01.2012 по 11 час. 00 мин. 03.02.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований, установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение п. "а" ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Обществом не осуществляется планирование и не проводится работа по установке необходимых мер в области защиты работников указанного юридического лица от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки государственным инспектором 4 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району Веретенниковым С.А. составлен акт проверки от 03.02.2012 (л.д. 58) и вынесено предписание от 03.02.2012 N 3/1/1 (л.д. 16), которым Обществу предписано в срок до 02.04.2012 устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Признавая оспариваемое предписание недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что в акте проверки и в предписании не указано, в чем конкретно выразилось нарушение Обществом п. "а" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и каким образом Общество должно исполнить предписание.
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712, государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
В силу подп. "а" п. 4 указанного Положения органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
В п. 6 названного выше Положения установлено, что должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.01.2011 N 14 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в п. 3 данного Перечня указаны должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности в Главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, в том числе, начальник отдела, старший инспектор.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое распоряжение о проведении проверки подписано, и оспариваемое предписание выдано уполномоченными должностными лицами.
Ссылки Общества на нарушение при проведении проверки ч. 12 ст. 9, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. При этом к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 указанного Федерального закона;
1.1) пунктом 7 статьи 2 указанного Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций);
2) пунктом 2 части 2 часть 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 указанного Федерального закона;
3) частью 2 статьи 13 указанного Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
4) частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 указанного Федерального закона;
6) частью 4 статьи 16 указанного Федерального закона (в части непредставления акта проверки);
7) частью 3 статьи 9 указанного Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);
8) частью 3 статьи 12 указанного Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
В ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Как следует из материалов дела, распоряжение N 3 от 11.01.2012 о проведении проверки вручено Обществу 25.01.2012 (л.д. 56, 58), проверка проведена 30.01.2012. Таким образом, из буквального толкования ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и обстоятельств дела следует, что о проведении плановой проверки Общество уведомлено не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, так как 25, 26, 27 января 2012 (среда, четверг, пятница) - рабочие дни, проверка проведена 30 января 2012 (понедельник).
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки составлен акт проверки N 3 от 03.02.2012, который вручен законному представителю Общества 03.02.2012, о чем в акте проверки имеется соответствующая отметка (л.д. 58 оборот).
На иные нарушения закона, являющие основаниями для признания предписания не соответствующим закону, Общество не ссылается, апелляционным судом по материалам дела не установлено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
В ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлена обязанность организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, обязанность планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (п. "а" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
При этом в нормах Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не указано, что данная обязанность распространяется только на организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения) и организации, расположенные в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления.
Следовательно, Общество на основании п. "а" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязано планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в акте проверки и в обжалуемом предписании не указано, в чем конкретно выразилось нарушение Обществом п. "а" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и каким образом Общество должно исполнить предписание.
В акте проверки N 3 от 03.02.2012 (л.д. 58) и в оспариваемом предписании N 3/1/1 от 03.02.2012 (л.д. 16) указано, что Обществом не осуществляется планирование и не проводится работа по установке необходимых мер в области защиты работников юридического лица от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из содержания оспариваемого предписания N 3/1/1 от 03.02.2012 следует, что Общество обязано планировать меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций и осуществлять запланированные меры.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемое предписание является исполнимым, не содержит неясных формулировок, не возлагает на Общество обязанностей, не предусмотренных законодательством, не нарушает прав и законных интересов Общества.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 мая 2012 года по делу N А50-2454/2012 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Торговый дом "Нерудофф" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2454/2012
Истец: ООО "ТД "Нерудофф"
Ответчик: 4 Отдел надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району и Пермскому муниципальному району
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Пермскому краю, Старший инспектор 4 ОНД г. Перми по Дзержинскому рАЙОну и Пермскому муниципальному району Веретенников С. А.