О земельном налоге
Налогообложение земель сельскохозяйственного назначения
Является ли обязательным условием для применения ставки в размере 0,3% при исчислении земельного налога за земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственного производства?
В ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) дано определение земель сельскохозяйственного назначения и приведены правовые признаки, по которым выделяется эта категория земель. Действующее законодательство исходит из того, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения классифицируются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья, используемые в качестве территориальной основы сельскохозяйственного производства. В составе сельскохозяйственных угодий выделяются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, виноградниками и др. Составными частями несельскохозяйственных угодий признаются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
На основании ст. 85 ЗК РФ земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах признаны земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) максимальная налоговая ставка по земельному налогу в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства определена в размере 0,3%. Кроме того, ст. 394 НК РФ предусмотрена возможность установления органами муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Представительные органы муниципальных образований [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] при установлении земельного налога определяют также самостоятельно налоговые ставки в пределах, установленных ст. 394 НК РФ, порядок и сроки уплаты земельного налога.
При исчислении земельного налога за вышеуказанные земли налоговая ставка должна применяться согласно положениям нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований об установлении конкретных дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов земель и в соответствии с правоудостоверяющим документом на земельный участок, в котором указывается цель использования данного участка.
Таким образом, обязательным условием для применения налоговой ставки в размере 0,3% при исчислении земельного налога за земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям сельскохозяйственного использования, являются принятие органами муниципальных образований правового акта об установлении данной ставки и использование организацией земельного участка в целях, указанных в правоудостоверяющем документе, выданном данной организации, для сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования.
Установление сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу
Правомерны ли установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу - 20 апреля 2007 года, 20 июля 2007 года, 20 октября 2007 года и срок уплаты земельного налога - 20 января 2008 года?
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами вышеуказанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами данных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территориях.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] на основании ст. 387 НК РФ определяют порядок и сроки уплаты земельного налога.
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и использующих принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ, которым определено, что налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм авансовых платежей по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований - 20 апреля 2007 года, 20 июля 2007 года, 20 октября 2007 года, и срок уплаты земельного налога - 20 января 2008 года, установленный также органами муниципальных образований, правомерны.
Налогообложение земельных участков, предоставленных налоговым
органам в постоянное (бессрочное) пользование
Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Земельные участки были предоставлены налоговым органам в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления своей деятельности. С введением в действие главы 31 НК РФ вопрос об уплате налоговыми органами земельного налога за вышеуказанные земли трактуется неоднозначно. Проанализируем некоторые разъяснения Минфина России по вышеуказанному вопросу, с которыми налогоплательщикам можно ознакомиться.
Минфин России в письме от 07.05.2007 N 03-05-05-02/30 разъяснил порядок уплаты земельного налога налоговыми органами за земельные участки, находящиеся у них в постоянном (бессрочном) пользовании, изложив свою позицию следующим образом.
С учетом положений ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Перечень земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, приведен в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. В частности, к ограниченным в обороте отнесены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности. При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
В вышеуказанном письме Минфина России также сообщено со ссылкой на ст. 93 ЗК РФ, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности [ст. 8 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (далее - Закон N 2446-1)].
Статьей 12 Закона N 2446-1 к силам обеспечения безопасности отнесены:
- Вооруженные Силы Российской Федерации, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;
- Государственная противопожарная служба, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;
- внутренние войска;
- органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
- службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Кроме того, со ссылкой на ст. 12 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Закон N 45-ФЗ) Минфин России отметил, что органами обеспечения безопасности в отношении налоговых органов являются органы внутренних дел. Вышеуказанные полномочия осуществляются органами внутренних дел во исполнение ст. 2 Закона N 45-ФЗ в соответствии с приказом МВД России от 20.12.1995 N 483 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", другими нормативными правовыми актами, а также Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927.
При этом читателям журнала следует учитывать, что основными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) (ст. 6 настоящего Закона).
Минфин России в своем письме делает вывод, что в силу ст. 12 Закона N 45-ФЗ, а также на основании Закона N 943-1, НК РФ и Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, налоговые органы, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, не относятся к силам обеспечения безопасности.
При этом Минфин России обращает внимание на тот факт, что вопросы обеспечения безопасности средств связи и информатизации урегулированы Федеральными законами от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, которыми определены службы, обеспечивающие безопасность средств связи и информации. Этими актами установлено, что правовое регулирование в области связи и информатизации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области связи (п. 2 ст. 21 Закона N 126-ФЗ). Согласно постановлению Правительства РФ от 26.06.2004 N 311 Мининформсвязи России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра.
В этой связи налоговые органы, являющиеся обладателями информации (операторами информационной системы) ограниченного распространения, информации, составляющей государственную и налоговую тайну, и осуществляющие защиту такой информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, к службам по контролю за обеспечением безопасности средств связи и информации не относятся.
Поэтому, учитывая вышеприведенные положения НК РФ и других законодательных и нормативных актов, в письме Минфина России от 07.05.2007 N 03-05-05-02/30 в заключение сделан вывод о том, что земельные участки, предоставленные налоговым органам на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются объектом обложения земельным налогом в соответствии с главой 31 НК РФ.
Налогообложение земельного участка, предоставленного федеральному
государственному учреждению
ФГУ "Молния" представило в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по земельному налогу. Должен ли признаваться объектом обложения земельным налогом земельный участок, предоставленный ФГУ "Молния" для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва?
Пунктом 2 ст. 389 НК РФ определены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом, в частности к ним отнесены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии с подпунктом 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные в том числе для обеспечения обороны и безопасности. Подпунктом 3 п. 2 ст. 93 ЗК РФ определено, что в целях обеспечения обороны предоставляются земельные участки для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации. Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством РФ.
Таким образом, земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям системы Росрезерва для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва, относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, и, следовательно, не должны признаваться объектом обложения земельным налогом.
При этом налогоплательщикам следует иметь в виду, что перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва, установлен распоряжением Правительства РФ от 10.01.2005 N 8-р. Поэтому если в вышеназванный перечень федеральных государственных учреждений включено ФГУ "Молния", входящее в систему Росрезерва, то предоставленный учреждению земельный участок не признается объектом обложения земельным налогом.
В этой связи налоговые органы должны принять представленные организацией уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за I квартал, полугодие и 9 месяцев текущего года, а также уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, в которых будут указаны нулевые показатели исчисленных сумм авансовых платежей и сумм земельного налога соответственно.
Н.О. Трофимова
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1