г. Самара |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А55-18009/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Засыпкиной Т.С. Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от заявителя - Ефременкова Е.Н., доверенность от 10 января 2012 г. N 002,
от ответчика - Антонов А.П., доверенность от 10 января 2012 г. N 01-АК,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей-Сервис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2012 года по делу N А55-18009/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис", город Самара,
к Административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением к Административной комиссии администрации Октябрьского района городского округа Самара (далее - административный орган, Административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 16 мая 2012 года N 1812 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" от 01 ноября 2007 года N 115-Д в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Административной комиссии в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
25 апреля 2012 года в 10 час. 30 мин. административным органом выявлено неисполнение Обществом правового акта - постановления главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404, так как территория в радиусе 10 м., прилегающая к контейнерной площадке по улице Мичурина, дом 116 в течение нескольких дней завалена КБО и ТБО (акт от 25.04.2012 г.).
04 мая 2012 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N К-5/2, предусмотренном ст. 10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях" от 01.11.2007 г. N 115-ГД.
Постановлением от 16 мая 2012 года N 1812 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях" на территории Самарской области" от 01 ноября 2007 г. N 115-ГД в виде штрафа в размере 1 000 рублей со ссылкой на последствия, связанные с ухудшением экологической обстановки в городе, загрязнением окружающей среды.
Статья 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" предусматривает ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от 500 до 10 000 рублей.
В соответствии с п. 17 главы 7 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404, организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники индивидуальных жилых домов, юридические лица, на территории, обслуживания которых находится контейнерная (бункерная) площадка, обязаны обеспечить контроль за вывозом отходов согласно договору со специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 5 главы 7 раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением главы городского округа Самара N 404 от 10.06.2008 г., специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники, юридические лица, на территории которых находится контейнерная площадка, обязаны обеспечить: надлежащее содержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории; в зимнее время года - очистку от снега и наледи, подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного автотранспорта и пользования населением; контроль за вывозом отходов согласно договору с предприятием, осуществляющим данный вид деятельности; своевременный ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров.
В соответствии с п. 3 главы 6 раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утверждённых постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404, граждане (собственники и наниматели индивидуальных жилых домов), специализированные организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда городского округа, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, организуют сбор ТБО в контейнеры, КГО на специально отведенные площадки.
Сбор ТБО в контейнеры и КГО, уборку контейнерных площадок обеспечивают в жилищном фонде - специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа.
В соответствии с п. 26 главы 8 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утверждённых постановлением Главы городского округа Самара от 10.06. 2008 г. N 404 вывоз ТБО и КГО осуществляется ежедневно.
Запрещается складирование, хранение имущества, отходов производства и потребления за пределами территории, установленной для складирования, и (или) хранение или сброс отходов производства и потребления (в том числе бытовых отходов) за пределами специально отведенных и оборудованных для этих целей территорий.
Запрещается размещение упаковочных отходов, подлежащих переработке во вторичное сырье, на контейнерных площадках жилищного фонда.
В соответствии с п. 2.9 Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара, утверждённого Постановлением Главы городского округа Самара от 28.12.2007 г. N 1236, ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей и для сбора жидких бытовых отходов несут владельцы этих объектов, либо, при наличии договорных отношений, эксплуатирующая их организация.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила), определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно - правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1), а также в п. 3.7.1 определяют, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что довод Общества о том, что прилегающая территория к контейнерной площадке по улице Мичурина, дом 116 не входит в состав общего имущества дома, не является придомовой территорией, находится в муниципальной собственности, а обслуживание данной территории находится в ведении МП "Перспектива", является несостоятельным, так как не подтверждается материалами дела.
В соответствии с Приложением N 1 к дополнительному соглашению N 3 от 31.05.2011 г. (л.д. 25) к типовому договору управления многоквартирными домами, в перечень многоквартирных домов Октябрьского района городского округа Самара, обязанность по обслуживанию которых возложена по условиям договора управления многоквартирным домом на Общество, входит дом, расположенный по адресу: город Самара, улица Мичурина, дом 116.
В соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара N 1236 от 28.12.2007 г. "Об утверждении Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара", п. 2.9 определяет: "ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей для сбора жидких бытовых отходов несут владельцы этих объектов либо, при наличии договорных отношений эксплуатирующая их организация", то есть согласно Договору управления многоквартирными домами от 11.01.2011 г. между ЗАО "ПТС-Сервис" и Департаментом управления имуществом городского округа Самара - ЗАО "ПТС - Сервис".
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Общество, являющееся управляющей организацией для указанного дома, применительно к данному случаю, специализированной организацией, о которых идет речь в Правилах благоустройства, на которую возложены обязанности по надлежащему содержанию и уборке контейнерных площадок и прилегающей к ним территорий.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Материалами дела подтверждается непринятие Обществом мер по надлежащему исполнению обязанностей по содержанию контейнерной площадки и прилегающей территории на протяжении нескольких дней.
Факт совершения ЗАО "ПТС-Сервис" административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" полностью подтверждается представленными административным органом доказательствами: актом с фототаблицами, протоколом об административном правонарушении
С учетом вышеизложенного и оценив совокупность представленных в дело доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис" не были приняты все зависящие от нее меры по своевременному исполнению нормативного правового акта органа местного самоуправления, а поэтому в его бездействии присутствует и доказан состав правонарушения, предусмотренной ст. 10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" N 115 -ГД.
Вышеуказанные обязанности по уборке контейнерной (бункерной) площадки и прилегающей к ней территории в радиусе 10 м. возложены именно на Общество, поэтому невыполнение третьим лицом, привлеченным управляющей компанией, своих гражданско-правовых обязательств, не исключает вину Общества в совершении правонарушения.
Общество не представило суду доказательств того, что ими предпринимались какие - либо меры по контролю за выполнением порученных третьему лицу работ.
На заявителе лежит обязанность по соблюдению Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404.
Кроме того суд апелляционной инстанции учитывает, что Обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что неисполнение названного правового акта органа местного самоуправления произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, а нехватка средств, техники, инвентаря и персонала, организационные трудности таковыми обстоятельствами не являются.
С учетом вышеизложенного, и, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, исходя из позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 18, 18.1 Постановления "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.04.2004 г. N 10, суд апелляционной инстанции считает, что суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания, вмененного Обществу административного правонарушения, малозначительным.
При этом следует отметить, что применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда, а не обязанностью, она применяется в исключительных случаях независимо от состава административного правонарушения.
В данном случае совершенное управляющей компанией правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан и реализацией ими конституционного права на жилище.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в том числе по исполнению требований, установленных норм актом органа местного самоуправления по благоустройству города.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01 ноября 2007 года "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Существенных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции, установленной ст. 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка в решении суда, подтвержденная материалами дела.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2012 года по делу N А55-18009/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18009/2012
Истец: ЗАО "Предприятие тепловых сетей-Сервис"
Ответчик: Административная комиссия Октябрьского района г. о. Самара