г. Чита |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А19-10213/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Басаева Д.В., судей Никифорюк Е.О., Ячменёва Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012 года по делу N А19-10213/2012 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области к индивидуальному предпринимателю Мошкарину Геннадию Владимировичу о взыскании штрафных санкций в размере 1 039 руб. 20 коп,
(суд первой инстанций Кродинова Л.Н.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области (ОГРН 1023802599908, место нахождения: 666703, Иркутская область, г. Киренск, ул. Коммунистическая, 40, далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Мошкарину Геннадию Владимировичу (ОГРНИП 307381831800022, место жительства: Иркутская область, Киренский район, Балашова, далее - ИП Мошкарин Г.В.) о взыскании штрафных санкций в размере 1 039 руб. 20 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.06.2012 года по делу N А19-10213/2012 полностью и принять по делу новый судебный акт.
Управление с обжалуемым решением не согласно, так как оно вынесено с нарушением норм материального права. По мнению Пенсионного фонда, в силу п.5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ ИП Мошкарин Г.В. обязан был представить соответствующие сведения персонифицированного учета до 1 марта 2011 года. Фактически сведения персонифицированного учета представлены 02.11.2011 г.
Арбитражный суд Иркутской области в своем решении указал, что "с 01.01.2012 г. отменена обязанность указанных выше лиц представлять в Пенсионный фонд РФ соответствующие сведения (документы)". Однако Управлением выявлено нарушение ст. 11 Федерального закона N 27- ФЗ 02.11.2011 г. до внесения изменений в N27-ФЗ и акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании N 112 составлялся 07 ноября 2011 г.. Данным актом начислены штрафные санкции страхователю в размере 10 % от начисленных страховых взносов за 2010 год в сумме 1039,20 рублей. Начисление штрафа является мерой обеспечения исполнения обязанности по представлению индивидуальных сведений.
05 декабря 2011 года начальником Управления ПФР в Киренском районе вынесено решение N 59 о привлечении данного страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в указанный в требовании N 51 от 20.01.2012 г. срок до 13 февраля 2012 года, однако денежные средства на расчетный счет Управления перечислены не были.
Соответственно все процессуальные действия Управление ПФР принимало до вступления в силу п.3 ст.1 Федерального закона N 379-ФЗ от 03.12.2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Отзыв на апелляционную жалобу предпринимателем не представлен.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 04.08.2012.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 215 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ проведена проверка по вопросу своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в РФ, в ходе которой установлен факт несвоевременного представления данных сведений за 2010 год.
По результатам проверки составлен акт от 07.11.2011 г. N 112, на основании которого вынесено решение от 05.12.2011 г. N 59 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете по статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 039 руб. 20 коп. Также в соответствии с названным решением ответчику было предложено произвести уплату штрафа в добровольном порядке.
В связи с изложенным, Управление Пенсионного фонда РФ направило в адрес ответчика требование от 20.01.2012 г. N 51 об уплате данной задолженности, срок исполнения которого истек, однако спорная сумма штрафа на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не погашена.
Суд первой инстанции, отказывая Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований, правильно руководствовался следующим.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона от 25.10.2001 г. N 138-ФЗ) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
При этом согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ под физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, понимаются застрахованные лица, в том числе, индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона, в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя, при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона, при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
При этом в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения на застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Как правильно указал суд первой инстанции, индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории страхователей в соответствии с нормами Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ лишь в том случае, если последний осуществляет прием лиц на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в установленном порядке.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика в 2010 году наемных работников либо лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, заявителем суду не представлено, в ходе проведенной Управлением Пенсионного фонда РФ проверки отчетности предпринимателя данных обстоятельств не установлено, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для взыскания с последнего финансовых санкций по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за неисполнение им обязанности, предусмотренной нормами статьи 10 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) на физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, была возложена обязанность один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в органы Пенсионного фонда РФ сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" с 01.01.2012 г. утратили силу пункты 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).
На основании подпункта "а" пункта 6 статьи 6 Федерального закона от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательсные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" в части 5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова "плательщики страховых взносов" заменены словами "главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
Таким образом, с 01.01.2012 г. отменена обязанность указанных выше лиц представлять в Пенсионный фонд РФ соответствующие сведения (документы).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что, принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, после 31.12.2011 г. решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд Российской Федерации упомянутыми выше лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено.
Указанный вывод суда первой инстанции полностью соответствует разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не установил правовых оснований для удовлетворения требований Управления Пенсионного фонда РФ.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012 года по делу N А19-10213/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10213/2012
Истец: УПФ РФ (ГУ) в Киренском районе Иркутской области
Ответчик: Монкарин Г В, Мошкарин Геннадий Владимирович