г. Вологда |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А05-3436/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от Общества Шахова Е.В. по доверенности от 07.03.2012, от Агентства Земцовского А.В. по доверенности от 16.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2012 года по делу N А05-3436/2012 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" (ОГРН 1052907019890; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780; далее - административный орган, Агентство) о признании незаконным и отмене постановления от 29.02.2012 N 4Э о назначении административного наказания по части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле привлечена прокуратура Вельского района Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что нормативными правовыми актами не закреплена обязанность по представлению в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, сведений о количестве установленных котлов. Ссылается на то, что представленная информация о количестве установленных котлов не участвует в расчетах тарифа и не влияет на его величину. Полагает, что для целей тарифного регулирования органу, уполномоченному в области государственного регулирования тарифов, необходимо представлять сведения о количестве топлива, которое было израсходовано на котельной в целом, что и было сделано Обществом. Считает, что обоснованно рассчитало численность персонала котельной в соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом Госстроя России от 22.03.1999 N 65. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Агентство в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От прокуратуры отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а решение суда отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в прокуратуру Вельского района Архангельской области заявления главы муниципального образования "Вельский муниципальный район" Смелова А.В. от 13.10.2011 прокуратурой совместно с Агентством проведена проверка соблюдения Обществом законодательства в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В ходе проверки установлено, что Общество является организацией коммунального комплекса, основной вид деятельности которой - производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). В заявлениях от 28.04.2009, 28.04.2010 и 27.04.2011 на установление тарифов на тепловую энергию на 2010-2012 годы Общество представило в Агентство недостоверные сведения, вызвавшие завышение расходов (стоимости) по статьям калькуляции производства и передачи тепловой энергии, и, как следствие, тарифов.
В связи с этим прокурором Вельского района Семёновым С.П. сделан вывод о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, о чем 25.01.2012 вынесено постановление о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьями 23.51, 28.8 КоАП РФ постановление от 25.01.2012 и материалы проверки были направлены прокурором для рассмотрения в Агентство.
Определением Агентства от 15.02.2012 N 4Э рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29.02.2012 в 15 час 00 мин.
Дело об административном правонарушении 29.02.2012 рассмотрено исполняющим обязанности руководителя Агентства в присутствии законного представителя Общества - временного управляющего Грозина О.В. и защитника Бусырева А.В.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении исполняющим обязанности руководителя Агентства принято постановление о назначении административного наказания от 29.02.2012 N 4Э, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в связи с наличием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Из смысла вышеназванной нормы следует, что объективную сторону состава административного правонарушения образуют представление в соответствующий государственный орган недостоверных сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными актами.
В данном случае административным органом по результатам проверки сделан вывод о представлении Обществом в заявлении на установление тарифов на тепловую энергию на 2010 год недостоверной информации о том, котельная предпринимателя Селезнева закрыта и не эксплуатируется с 10.11.2009. Объем тепловой энергии, необходимый для отпуска потребителям котельной предпринимателя Селезнева, Общество приобретало у общества с ограниченной ответственностью "ТСК", вследствие чего произошло завышение расходов по калькуляционным статьям.
В ходе проверки также установлено, что в заявлениях на установление на тарифов на тепловую энергию 2010, 2011, 2012 годы Общество представило информацию о численности обслуживающего персонала на котельной ПУ-29 в количестве 7 единиц и на котельной АПЛ-45 в количестве 7 единиц.
Однако административный орган посчитал, что Общество в заявлениях не указало, что данные котельные являются блочно-модульными и постоянного присутствия персонала при себе не требуют. Завышение численности обслуживающего персонала привело к завышению расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды.
Кроме того, в заявлениях на установление тарифов на тепловую энергию на 2010, 2011, 2012 годы Обществом представлена информация об осуществлении только одного вида деятельности.
В действительности прокурором установлено, что организация осуществляет и иные виды деятельности. Предоставление указанной недостоверной информации повлекло завышение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, учтенных в тарифе на тепловую энергию на 2010 год.
Выявлено также, что Общество относит все общепроизводственные и общехозяйственные расходы на тепловую энергию, в то время как должно относить на другие виды деятельности в соответствии с принятой учетной политикой и предоставлять в адрес регулирующего органа распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности для включения в тариф.
В тарифах на 2010, 2011 годы Обществом завышены расходы на покупную тепловую энергию у общества с ограниченной ответственностью "ВЭК", что вызвало завышение расходов Общества на покупную тепловую энергию.
В ходе проверки административный орган также установил, что в заявлениях на установление тарифов на тепловую энергию на 2010, 2011, 2012 годы Обществом предоставлен расчет фонда оплаты труда производственно-промышленного персонала исходя из ставки рабочего первого разряда, предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением ЖКХ. Фактически организацией не выплачивается фонд оплаты труда, предусмотренный в установленных тарифах, то есть ставка рабочего 1 разряда, предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ, при расчетах с персоналом не учитывается.
При этом в оспариваемом постановлении административный орган ссылается на то, что обязанность представления указанных сведений предусмотрена Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила).
Согласно Положению об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденному постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп, Агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен). Агентство является правопреемником департамента по тарифам и ценам Архангельской области, департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области и региональной энергетической комиссии Архангельской области. Согласно пункту 9 этого Положения к компетенции Агентства отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.
Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путём рассмотрения соответствующих дел (пункт 7 Правил).
В силу пункта 8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Согласно пункту 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 настоящих Правил.
Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (пункт 18 Правил).
В соответствии с пунктом 22 Правил основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение, а также протокол до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет в Федеральную службу по тарифам заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, по формам (в том числе электронным), направленным Федеральной службой по тарифам в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 23 Правил).
Пунктом 18 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э (далее - Регламент), также определено, что для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя.
В заявлении рекомендуется указывать сведения, предусмотренные пунктом 8 названного Регламента. К заявлению прилагаются материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях), согласно перечню, установленному пунктом 10 Правил.
По результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела (пункт 21 Регламента).
Согласно пункту 22 Регламента при проведении экспертизы предложений об установлении тарифов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов руководствуется положениями пунктов 15-17 настоящего Регламента.
Пунктом 29 Регламента определено, что решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается по утвержденной Федеральной службой по тарифам форме. Содержание решения в рамках утвержденной формы должно отражать конкретные условия поставки электрической энергии (мощности), тепловой энергии, оказания услуг.
Следовательно, обязательность представления сведений о количестве используемых котлов, необходимой численности промышленно-производственного персонала, расходов на оплату труда производственного персонала, о распределении общехозяйственных расходов по видам деятельности для включения в тариф в уполномоченный в области государственного регулирования тарифов указанными выше нормами не установлена.
В данном случае Обществом в соответствии с положениями данных норм поданы в Агентство предложения по утверждению тарифов на тепловую энергию для потребителей, вместе с которыми были представлены соответствующие расчеты расходов и необходимой валовой выручки.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя административного органа, при рассмотрении данных предложений Агентство частично не согласилось с представленными Обществом вместе с ними расчетами расходов, посчитав их завышенными, и при установлении тарифов заявителю было отказано во включении в тарифы спорных расходов.
Из изложенного следует, что Общество не представляло в соответствующий орган какие-либо недостоверные сведения, а фактически им были представлены свои предложения по установлению соответствующих тарифов, которые были рассмотрены Агентством в соответствии с положениями указанных выше норм, и с которыми частично оно не согласилось.
Кроме того, в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае административным органом не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие изложенные в оспариваемом постановлении обстоятельства о представлении Обществом недостоверных сведений о количестве используемых котлов, необходимой численности промышленно-производственного персонала и расходов на оплату труда производственного персонала.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Агентство не доказало факт представления Обществом недостоверных сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
В связи с этим Агентство неправомерно привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные Обществом требования удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 01.02.2012 N 4Э.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2012 года по делу N А05-3436/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.02.2012 N 4Э о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вельская энергетическая компания" к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3436/2012
Истец: ООО "Вельские коммунальные системы"
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
Третье лицо: Прокурор вельского района Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15133/12
01.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15133/12
10.09.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5551/12
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3436/12