г. Челябинск |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А07-1875/2012 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре на решение Арбитражного суда по Республике Башкортостан от 20.06.2012 по делу N А07-1875/2012 (судья Кутлин Р.К.).
Открытое акционерное общество АНК "Башнефть" (далее - заявитель, общество, ОАО АНК "Башнефть") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора) N 43-ОК/16 от 20.01.2012 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявителю назначено административное наказание в размере штрафа 100000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.06.2012 (резолютивная часть решения объявлена 13.06.2012) заявление общества удовлетворено. Постановление Росприроднадзора от 20.01.2012 N 43-ОК/16 признано незаконным и отменено.
Управление Росприроднадзора не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование жалобы ссылается на доказанность материалами дела состава правонарушения. Указывает на то, что допущенное нарушение выразилось в захоронении обществом отходов бурения 4 класса опасности в непредназначенном для этого месте - шламовом амбаре скважин кустовой площадки N 69 Кирско-Коттынского лицензионного участка, что было выявлено в ходе проверки. Общество не имеет разрешение и захоронение отходов бурения 4 класса опасности в шламовом амбаре, не проводит мониторинг состояния окружающей среды территории объекта размещения отходов, не имеет заключения государственной экологической экспертизы на Проект рекультивации, не принимает меры к рекультивации земель. Полагает необоснованной ссылку суда первой инстанции на наличие положительного заключения государственной экспертизы, так как при проведении этой экспертизы раздел "Рекультивация земель" не рассматривался. Также считает, что место и время совершения административного правонарушения в указаны процессуальных документах.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
Заявитель в представленном отзыве на апелляционную жалобу возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов, ОАО АНК "Башнефть" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.01.1995, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202555240 и осуществляет деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа.
15.11.2011 заявителем представлены в Управление Росприроднадзора материалы по приемке рекультивированных объектов.
По итогам рассмотрения указанных материалов административным органом выявлены признаки нарушения общих требований при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивации земель: невыполнение мероприятий по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, захоронение отходов бурения в шламовых амбарах в районе к.69 на Кирско-Коттынском лицензионном участке.
По этому факту определением от 15.11.2011 Управлением Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Копия определения направлено заявителю по почте.
По итогам проведенного административного расследования административным органом в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 2689-ОК/16 от 23.12.2012 по признакам нарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Протоколом зафиксирован факт осуществления ОАО АНК "Башнефть" деятельности по обращению с отходами с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, установленных законодательством, ввиду размещения отходов производства (отходы бурения) в объекте, который является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов, в шламовых амбарах в районе куста N 69 Кирско-Коттынском лицензионном участке.
20.01.2011 административным органом в отношении ОАО АНК "Башнефть", в присутствии представителя общества вынесено постановление N 43-ОК/16 о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 100000 рублей.
Считая постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отменяя оспоренное постановление, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции обоснованной.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обращения с отходами производства и потребления.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
В соответствии со ст.11 Закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В силу ч.ч.1, 2, 3, 5, 6, 7 ст.12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Неисполнение требований Федерального Закона N 7-ФЗ и Закона N 89-ФЗ образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
Как следует из текста оспоренного постановления, в вину заявителю вменяется захоронение отходов бурения 4 класса опасности в не предназначенном для этого месте - шламовом амбаре, который не является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов.
Однако, судом первой инстанции обоснованно обращено внимание на следующие обстоятельства.
Земельный участок предоставлен обществу из земель лесного фонда на основании договора аренды лесного участка N 241/09-08КА от 28.04.2009 под объект: "Обустройство пробной эксплуатации залежей в районе скважины N 68-П Кирско-Коттынского лицензионного участка. Кустовая площадь N 69" с разрешенным видом использования - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Обществом разработан Групповой рабочий проект N 118 от 30.04.1999 строительства добывающих и нагнетательных скважин на Кирско-Коттынском лицензионном участке (далее - Проект), в соответствии с которым захоронение обезвреженных отходов бурения в шламовом амбаре не запрещено.
Проектом предусматривается: 1) сбор отходов бурения (буровой шлам, отработанный буровой раствор, буровые сточные воды) в двухсекционном шламовом амбаре; 2) после окончания буровых работ шламовый амбар ликвидируется, оставшийся в амбаре шлам обеззараживается; 3) ликвидация шламового амбара выполняется в следующем порядке: жидкие отходы бурения откачиваются из амбара и вывозятся на ДНС-1 Пермяковского месторождения; осуществляется химическая обработка отходов бурения для последующего отделения жидкой фазы от твердой; откачка жидкой фазы; шламовый амбар засыпается минеральным грунтом; 4) осуществляется рекультивация нарушенных земель. Пунктом 4.5 подраздела "Очистка, обезвреживание и утилизация отходов бурения" Раздела "Охрана окружающей среды" установлено, что оставшиеся в амбарах шлам и другие отходы должны быть захоронены в тех же амбарах, в которых производился сбор шлама.
Положительным заключением государственной экспертизы проектной документации от 28.01.2010 N 058-10/ХМЭ-1238/02 согласовано захоронение бурового шлама 4 класса опасности (малоопасные отходы) в шламовом амбаре на Кирско-Коттынском лицензионном участке. Этим заключением в частности установлен общий объем шламонакопителей - 26300мi для размещения 23377мi бурового шлама на кустовой площадке, и определены виды работ подлежащие осуществлению на этапе технической рекультивации, подлежащей осуществлению по окончании строительства.
Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о выполнении обществом работы на рассматриваемом объекте в соответствии с разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектной документацией, что не учтено административным органом при вынесении оспоренного постановления (сведения о наличии проекта и положительного заключения государственной экспертизы изложены в мотивировочной части постановления, однако какая-либо оценка им в постановлении не дана).
Судом первой инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении не содержат изложения фактических обстоятельств и времени нарушения, установленных при рассмотрении дела, ссылок на доказательства, а также мотивов, по которым административный орган пришел к выводу о виновности общества (по сути мотивировка постановления сводится к перечислению представленных обществом материалов, указанию нормативных требований и обобщенному указанию на подтвержденность факта захоронения обществом отходов бурения в шламовых амбарах), что исключает возможность определить событие правонарушении и в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах следует признать, что заявленные требования ОАО АНК "Башнефть" удовлетворены правомерно.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения обжалованного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2012 по делу N А07-1875/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1875/2012
Истец: ОАО "АНК "Башнефть"
Ответчик: Госинспектор Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Тихонова Е. А., Государственный инспектор Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре Тихонова Евгения Алексеевна, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ХМАО-Югре
Третье лицо: ООО "Сибирский научно-исследовательский и проектный институт рационального природопользования", Сибирский научно-исследовательский и проектный институт рационального природопользования ООО "СибНИПИРП"