город Омск |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А70-3359/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кундос Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6535/2012) Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07 июня 2012 года по делу N А70-3359/2012 (судья Лоскутов В.В.), принятое по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276; ИНН 7724261610; место нахождения: г. Москва, Варшавское шоссе, 37) к Администрации города Ишима (ОГРН 1027201234114; ИНН 7205005436; место нахождения: г. Ишим, ул. Гагарина, 67), при участии в деле в качестве третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535; ИНН 7708701670; место нахождения: г. Москва, Орликов пер., 3Б), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (ОГРН 1097232017574; ИНН 7202198042; место нахождения: г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38), о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - представителя Скрябиной О.Г. по доверенности от 17.02.2012 сроком действия до 28.02.2013,
от Администрации города Ишима - представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве - представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - представитель не явился,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Администрации города Ишима (далее - Администрация, ответчик) о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения.
Определением от 23.04.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07 июня 2012 года по делу N А70-3359/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции об отсутствии у ФГУП "Почта России" права на подачу иска. Ссылается на то, что у истца возникло право хозяйственного ведения, поскольку спорное имущество непрерывно использовалось им по целевому назначению, спорный объект передан в порядке реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. Кроме того, ФГУП "Почта России" полагает, что на момент создания спорного имущества основные средства производства, средства транспорта и связи находились в исключительной собственности государства, а с 08.12.1994 созданные ранее государственные предприятия обладали имуществом на праве хозяйственного ведения.
Администрация в письменном отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, ТУ Росимущества в г. Москве, ТУ Росимущества в Тюменской области, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Администрации поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУП "Почта России" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Администрации N 1049-р от 08.10.1997, в муниципальную собственность города Ишима принят жилой фонд со встроено-пристроенными помещениями, в том числе помещение площадью 242,2 кв.м., расположенное по адресу: город Ишим, ул. Чернышевского 2, назначение - почта (том 1 л. 110-111).
На основании указанного распоряжения в отношении спорного помещения 21.12.1998 Комитету по управлению муниципальным имуществом выдано регистрационное удостоверение (том 1 л. 109).
Постановлением главы города Ишима N 1186 от 05.07.2005 встроенному нежилому помещению, расположенному в г Ишиме по ул. Чернышевского присвоен адрес: улица Чернышевского 2/4 (том 1 л. 64).
В период с 2006 года неоднократно рассматривался вопрос о передаче этого помещения из муниципальной в федеральную собственность, однако этот вопрос решен не был (том 1 л. 72-78).
Согласно постановлению Администрации N 1890 от 06.12.2010, 27 декабря 2010 года заключен договор безвозмездного пользования N 28 между Комитетом имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации и ФГУП "Почта России", в соответствии с которым истцу передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество: нежилое помещение, расположенное по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Чернышевского, 2/4, общей площадью 132,4 кв.м., на срок с 27.12.2010 по 27.12.2013 (том 1 л. 58-63, 112-114).
27.06.2011 зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ишим Тюменской области на нежилое помещение общей площадью 132,4 кв.м., расположенное на первом этаже по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Чернышевского, 2/4 (том 1 л. 57, 96).
ФГУП "Почта России", полагая, что данное помещение с момента своего создания в 1985 году находилось в собственности Российской Федерации (том 1 л. 43-56), обратилось в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований явился причиной подачи истцом апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Частью 4 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с частью 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
На основании статьи 4 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 214 ГК РФ).
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава ФГУП "Почта России" все имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит истцу на праве хозяйственного ведения. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
На основании статьи 305 ГК РФ государственное предприятие имеет право на защиту своих нарушенных прав.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 59 Постановлении N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 6 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, к объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе, предприятия связи.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" подразделения почтовой связи были выделены из состава государственных предприятий связи с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; услуги почтовой связи - услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.
В силу части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Тот факт, что спорное помещение с 1985 года и по настоящее время является объектом почтовой связи, подтверждается материалами и не оспаривается ответчиком.
Таким образом, на день вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации спорный объект использовался в деятельности предприятий связи и относился к федеральной собственности.
С учетом изложенного, поскольку на момент законодательного разграничения государственной собственности спорный объект недвижимости входил в имущественный комплекс предприятия связи, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований истца о признании права федеральной собственности на спорное помещение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р с целью предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации было создано ФГУП "Почта России", основанное на праве хозяйственного ведения, и согласно Уставу ФГУП "Почта России" функции его учредителя осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество России) и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании совместного распоряжения от 01.03.2004 Минимущества России N 1006-р и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации N ЛР-П5-1511 "О наделении ФГУП "Почта России" федеральным имуществом", изданным в целях исполнения Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р, в состав ФГУП "Почта России" было передано имущество Государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области", закрепленное за ним на праве оперативного управления.
Исходя из того, что ФГУП "Почта России" передано имущество организаций, ранее осуществлявших деятельность по оказанию услуг почтовой связи, использовавших имущество на соответствующих правах, и правомочными органами собственника этим имуществом наделен истец в порядке реструктуризации организаций федеральной почтовой связи для осуществления такой же деятельности, которая фактически осуществляется им с 01.01.2004 и не прекращалась, у ФГУП "Почта России" возникло право хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части признания за ним права хозяйственного ведения на спорное помещение, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что предъявление иска о признании права федеральной собственности направлено на восстановление нарушенного вещного права - права хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия (ФГУП "Почта России").
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1, в соответствии с которыми при разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 08 декабря 1994 года созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника.
Доказательства того, что спорное помещение в установленном законодательством порядке выбыло из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право федеральной собственности на него прекратилось, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку право собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно статье 6 названного Закона оно считается действительным независимо от его государственной регистрации, а регистрацией права собственности муниципального образования на помещение почты нарушаются право федеральной собственности, возникшее раньше, а также право ФГУП "Почта России" как субъекта, созданного по решению федеральных органов власти и использующего это имущество в своей уставной деятельности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что требования истца правомерны и подлежали удовлетворению.
Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для отмены судебного решения.
Принятое по делу решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба ФГУП "Почта России" - удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из смысла указанной нормы права следует, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.
На основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Вместе с тем, то обстоятельство, что в конкретном случае неправой стороной может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ другой стороне в возмещении судебных расходов.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Поскольку исковые требования и апелляционная жалоба ФГУП "Почта России" удовлетворены, судебные расходы истца по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на Администрацию.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07 июня 2012 года по делу N А70-3359/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" удовлетворить.
Признать право государственной собственности Российской Федерации на нежилое помещение - почтовое отделение связи общей площадью 132,4 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Чернышевского, дом 2/4, этаж 1, литера А.
Признать право хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на нежилое помещение - почтовое отделение связи общей площадью 132,4 кв.м., расположенное по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Чернышевского, дом 2/4, этаж 1, литера А.
Взыскать с Администрации города Ишима в пользу Управления федеральной почтовой связи Тюменской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 8 000 руб., по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Л. И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3359/2012
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Администрация города Ишима
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ТО (ТУ Росимущества в Тюменской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области