г. Москва |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А40-54421/12-93-543 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Гончарова В.Я., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу ОАО "Федеральная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2012 по делу N А40-54421/12-93-543, судьи Григорьевой И.Ю.
по заявлению ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738; 107228, г.Москва, ул. Новорязанская, 12)
к Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (115054, г.Москва, ул. Дубининская, 17)
об оспаривании постановления от 22.03.2012,
при участии:
от заявителя: |
Санаров С.В. по доверенности от 01.06.2010 N 147-Д |
от ответчика: |
Назарова Ю.Д. по доверенности от 27.07.2012; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2012, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ОАО "Федеральная пассажирская компания" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2012 N 08-Ю, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее - ответчик, административный орган, Управление), о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Суд первой инстанции мотивировал свои выводы наличием в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и соблюдением порядка и сроков привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением по факту нарушений пункта 5 статьи 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", пунктов 1,4 статьи 14 Закона РФ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 80, 82, 83 Закона РФ от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской федерации", пунктов 11. 12, 13 (подпункты з, ж), 17 (подпункты а, б), 23, 25 раздела III "Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N111), в отношении ОАО "Федеральная пассажирская компания" 16.03.2012 составлен протокол N 08-Ю об административном правонарушении (л.д.48).
Постановлением от 22.03.2012 N 08-Ю ОАО "Федеральная пассажирская компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (л.д.34).
Полагая данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, арбитражный суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, дал верную оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке ст.71 АПК РФ, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как установлено административным органом 16.03.2012 года на вокзале железнодорожной станции Медвежья Гора, расположенном по адресу: 186350, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Артемьева, дом 12, открытым акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" оказываются услуги железнодорожного транспорта по реализации (оформление, возврат, переоформление, восстановление) проездных документов в вагоны поездов дальнего следования, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Над расчетным окном билетной кассы размещена информация (объявление) следующего содержания: "В рамках агентского договора N 363-ОЖД от 03.05.2011 года по согласованию с Северо-Западным филиалом ОАО "Федеральная пассажирская компания" изменяется режим работы билетной кассы, а именно: с 10.09.2011 года режим работы билетной кассы ст. Медвежья Гора ежедневно с 08.00 до 12.00, с 14.00 до 16.10. Просьба приобретать билеты на вечерние и ночные поезда заранее.
Фактический режим работы билетных касс совпадает с указанным в объявлении. По состоянию на 16.03.2012 года на станции Медвежья Гора имеют остановку пассажирские поезда дальнего следования.
Таким образом, потенциальные пассажиры (потребители) поездов N 16 сообщением "Москва - Мурманск", N 21 сообщением "Мурманск - Санкт-Петербург", N 22 сообщением "Санкт-Петербург - Мурманск", N 381 сообщением "Мурманск -Москва", следующие от станции Медвежья Гора, имеют возможность приобрести проездные документы (билеты) на указанные поезда только заранее, в часы работы билетной кассы (с 08.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.10) и лишены этой возможности в остальное время - с 16.10 до 08.00 часов, то есть в течение 16-ти часов подряд.
Данные обстоятельства фактически свидетельствуют о нарушении прав потенциальных пассажиров (потребителей) в части возможности оформления проездного документа (билета) на поезда (при наличии свободных мест), отправляющиеся в период с 16.10 до 08.00 часов; нарушение прав пассажиров (потребителей) в части возможности возобновления действия проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 часов; нарушение прав пассажиров (потребителей) в части возможности возврата в железнодорожную билетную кассу неиспользованного проездною документа (билета) на поезд дальнего следования.
В соответствии с пунктом 17 раздела III "Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 года N 111, далее "Правила"), перевозчик имеет право отказать пассажиру в продаже проездного документа (билета) только в случае: при отсутствии свободных мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых места не предоставляются); при отсутствии стоянки поезда для посадки и высадки пассажира в указанном пассажиром пункте назначения.
Иные ограничения в продаже проездных документов на проходящие поезда действующими Правилами не предусмотрены.
Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод, что административный орган правомерно привлек ОАО "Федеральная пассажирская компания" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ за правонарушение, выразившееся в то, что существующий режим работы билетных касс на ст. Медвежья Гора ограничивает права пассажиров (потребителей) в части реализации своих прав, регламентированных подпунктами "з", "м" пунктов 11, 12, 13, 17, 23, 25 раздела III Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил физическое лицо имеет право приобретать проездной документ (билет) на любой поезд дальнего следования и в любой вагон до указанной им железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозкам пассажиров.
Для проезда в поезде дальнего следования пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения (пункт 12 Правил).
Согласно подпунктам "з", "м" пункта 13 Правил при проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право выезжать (при наличии свободных мест) поездом, отходящим ранее поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа; возобновлять действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), или получать обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты в случае отказа от поездки.
Порядок и сроки продажи проездных документов (билетов), а также порядок работы железнодорожных станций и железнодорожных вокзалов определяются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта (пункт 23 Правил).
В соответствии с п. 25 правил при возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования пассажир имеет право: а) не позднее чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты; б) менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты; в) менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 1992 года N 2300-1 " О защите прав потребителей", регулирующего отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливающего права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества, а также определяющего механизм реализации этих прав, ответственность за нарушение прав потребителей несет исполнитель.
Исполнителем услуги по реализации (оформлению, возврату, переоформлению, восстановлению) проездных документов потребителям (пассажирам) является ОАО "Федеральная пассажирская компания".
Кассовые операции на вокзале железнодорожной станции Медвежья Гора осуществляются персоналом (билетными кассирами), входящим в штат Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении "Карел-Пригород" Дирекции пригородных перевозок "Транском" Октябрьской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги".
ОАО "РЖД" не вступает в договорные отношения с пассажирами, не является стороной по договору перевозки, то есть исполнителем услуги, как следствие, не может нести административную ответственность в связи с нарушениями в сфере прав потребителей.
Существующий режим работы билетных касс по вокзалу железнодорожной станции Медвежья Гора 14.12.2011 утвержден начальником службы инфраструктуры в пассажирских сообщениях Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Шманевым Г.М. и согласован начальником Северо-Западного филиала ОАО "ФПК" Корнеем Д.И.
Согласно условиям агентского договора N 363-ОЖД от 03.05.2011, заключенного между ОАО "Российские железные дороги"" и ОАО "Федеральная пассажирская компания", установлено, что ОАО "РЖД" обязуется за вознаграждение от имени и за счет ОАО "ФПК" в пунктах продажи ОАО "РЖД" совершать юридические и иные действия: - оформление, возврат, переоформление, восстановление проездных документов (билетов) (далее - реализация проездных документов) в вагоны поездов дальнего следования, принадлежащие ОАО "ФПК" (далее вагоны "ФПК"), следующих в прямом железнодорожном сообщении, а также в прямом международном сообщении (далее поезда) с использованием АСУ "Экспресс-3", ДТМ, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и данным договором; реализацию проездных документов в вагоны поездов, принадлежности иностранных железных дорог (вагоны инодорог), с использованием АСУ "Экспресс-3", в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором; оформление и возврат перевозочных документов (далее - реализацию перевозочных документов) и взимание платежей за перевозку ручной клади, багажа, грузобагажа и использованием АСУ "Экспресс" в вагонах ОАО "ФПК" и иностранных дорог.
В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с агентским договором от 03.05.2011 года N 363-ОЖД, ОАО "Российские железные дороги" при оформлении, возврате, переоформлении, восстановлении проездных документов, действует от имени ОАО "Федеральная пассажирская компания" - исполнителя услуги при совершении указанных юридических действий.
Таким образом, как верно установлено ответчиком и судом первой инстанции, заявителем нарушены пункт 5 статьи 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", пункты 1,4 статьи 14 Закона РФ от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьи 80, 82, 83 Закона РФ от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской федерации", подпункты "з", "м" пунктов 11. 12, 13, подпункты "а", "б" пункта 17, 23, 25 раздела III "Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 года N111, то есть факт наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, является доказанным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, а также тот факт, что Обществом не были предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названной нормой предусмотрена административная ответственность. При этом заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения предприятия к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, как и соответствующая апелляционная жалоба, государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем, уплаченная заявителем государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы в сумме 2 000 руб. (платежное поручение N 3018 от 09.06.2012) подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104, 110, ч.51 ст.211, ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.06.2012 по делу N А40-54421/12-93-543 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738; 107228, г.Москва, ул. Новорязанская, 12) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 3018 от 09.06.2012.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54421/2012
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транмпорту, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту