На что жалуетесь?
В нашу редакцию часто приходят письма с жалобами от бухгалтеров на государственные органы, чиновников, собственное руководство и многое другое. Мы решили помочь нашим читателям справиться с наболевшими проблемам, сами или с помощью экспертов.
Заветный конверт
Вопрос
Каким образом можно избежать придирок пожарной инспекции во время визита? Ведь ждать от них можно любых сюрпризов. Так, они могут прийти и сообщить, что в офисном здании неправильно проведена проводка. После того как электрик исправит все недочеты, инспекторы приходят через день и предъявляют новые претензии: например, что в одном из кабинетов дверь открывается не в ту сторону, а это может затруднить выход при пожаре. Конечно же, платить штраф из-за каких-то мелочей не хочется, и дверь перевешивают. Но далее нам раз за разом с их стороны следуют все новые и новые требования: то надписей под розетками нет, то пожарный выход неудобно расположен или же вовсе закрыт. В итоге, руководству остается только принять решение, что проще будет заплатить. Во время очередного визита инспекции вручается конверт. Выходит, что действительно проще заплатить и жить спокойно. Но можно ли урегулировать такой вопрос, не выходя за рамки закона?
Ответ
Светлана Ивашенцева, корреспондент, журнал "Расчет"
Действительно, в любой организации, занимает она одну комнату или трехэтажное здание, всегда есть к чему придраться. Чем больше помещение, тем больше огрехов там можно найти. В конце концов, откуда самим работникам учреждения знать, как положено открываться двери, и в каком состоянии находится проводка. Иногда же требования со стороны пожарной инспекции настолько расплывчаты, что руководство само с трудом способно в них разобраться.
С маленьким помещением тоже проблем хватает, и обычно именно из-за тесноты, неправильного расположения окон, отсутствия запасного выхода. Расценки же за спокойную жизнь в Пензе начинаются с трехсот долларов, а в Москве они наверняка выше. Однако если руководители организации уверены в своей правоте, то стоит бороться до конца. Просто большинство предпочитает идти по другому пути, отделываясь конвертами. Возможно, подобные инстанции к этому уже привыкли, а потому очень редко получают достойный отпор.
Что за грубость!
Вопрос
Елену Алексеевну интересует, как можно бороться с хамством со стороны налоговых инспекторов. Конечно, это не самое страшное, чего можно ожидать, но все равно очень неприятно. Это нервирует и создает напряжение, что само по себе может вызвать немало проблем. В таких условиях бухгалтеру очень непросто заставить себя о чем-то спросить инспектора - например, об очередных изменениях налогового законодательства. Вот и получается, что специалисты по учету оказываются плохо в чем-то информированы, отсюда и ошибки, которые влекут за собой штрафы. Руководство ругает бухгалтеров, которые по сути-то и не виноваты. Для них оказывается невозможным даже лишний раз позвонить - в ответ представители налоговой швыряют трубку, не дослушав, грубят, отказываются давать телефоны справочной службы. Почему-то считается, что с появлением Интернета вопросы отпадут сами собой, и всю актуальную информацию работники учета будут черпать оттуда. Но далеко не все из них разбираются в этих новшествах. По словам нашего респондента, эта проблема возникала у нее со всеми налоговыми инспекциями Москвы, с которыми ей приходилось работать, а насчитывалось их три.
Ответ
Юлия Лакша, редактор-эксперт, журнал "Расчет"
Увы, чаще всего от проблемы хамства никуда не деться. В налоговых инспекциях зачастую привыкли не слишком вежливо отвечать бухгалтерам на их наболевшие вопросы, отправляя их вместо этого на всевозможные сайты. Так и возникают недопонимания, влекущие за собой ошибки. Бороться с таким явлением крайне сложно, и панацеи от нее нет - если, конечно, в налоговой инспекции не работает дружески расположенный сотрудник. Это происходит, когда организация находится на абонентском обслуживании, т.е. каждый месяц платит налоговой определенную сумму - в Москве это триста долларов - и никакие проверки ей не страшны. Да и на вопросы всегда ответят вежливо и корректно.
Письменные претензии
Вопрос
Наш респондент жалуется на внутренние письма УФНС, которые постоянно поступают в ее организацию. Проблема заключается в том, что на их основании налоговая постоянно требует выполнения каких-либо новых и неизвестных норм и чуть что - предъявляет претензии. Причем зачастую может создаться ощущение, что письма они пишут всем одинаковые. Не редкость и разночтения в Налоговом кодексе, которые организация толкует в меру своего понимания, а потом выясняется, что инспекция имеет в виду совершенно другое. Так и возникают неожиданные и многочисленные неприятности.
Ответ
Анна Будневич, редактор-эксперт, журнал "Расчет"
В действительности Налоговым кодексом сейчас заведует Минфин России, и обратиться за толкованием той или иной формулировки можно к его представителям. Им же можно направить и жалобу в том случае, когда налоговая требует что-то сверх кодекса или неправильно толкует его пункты. Что же касается писем, то отвечать на них организациям совершенно не обязательно. Если бухучет ведется правильно, и все отчеты сдаются вовремя, то компании могут быть спокойны за себя на этот счет.
Внутренние противоречия
Вопрос
Нижеследующий вопрос нашей читательницы касается непосредственно трудовой инспекции, организовавшей проверку их компании после анонимного сигнала от бывшего сотрудника фирмы. Этой женщине в трудовую книжку записали, что уволена она по собственному желанию, истинной же причиной была ее недобросовестность. Буквально через четыре дня приехала трудовая инспекция. Руководителей фирмы с порога обвинили в том, что условия работы для сотрудников оставляют желать лучшего, а зарплата выплачивается низкая. При этом они даже не стали ничего проверять. Потом фирма была вынуждена долго доказывать обратное. Наша респондентка позднее с удивлением узнала, что такое поведение является чуть ли не обычным для представителей трудовых инспекций.
Ответ
Редакция журнала "Расчет" и представители трудовой инспекции
Действительно, чаще всего подобные службы выезжают в ответ на чьи-то жалобы. А кому еще их писать, как не бывшим сотрудникам? Они не скупятся на красочные описания всех тех нарушений, которые якобы происходят в компании. Трудовые инспекторы приезжают со всех сторон подготовленными и не церемонятся с руководством, априори полагая, что компания виновата. А ведь такой сигнал далеко не всегда может быть адекватным и правдивым.
Представительница трудовой инспекции города Москвы, пожелавшая остаться неизвестной, прокомментировала вышесказанное так: "Мы приезжаем с проверками в конкретные организации, и чаще всего действительно по наводке. Разумеется, мы отдаем себе отчет, что заявления с обвинениями от бывших сотрудников могут быть необъективными, но оставить их без внимания не можем. Сначала мы все досконально выясняем, а потом уже предъявляем обвинения".
"Расчет", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru