Комментарий к письму Минфина России
от 20.07.2007 N 03-04-06-01/254
Многие компании для увеличения продаж проводят рекламные акции, в ходе которых раздаются призы и подарки потенциальным покупателям. Какие при этом возникают налоговые последствия? На этот вопрос ответили сотрудники финансового ведомства в опубликованном документе.
НДФЛ
Призы и подарки, которые предоставляются участникам рекламных акций, признаются доходами физических лиц и подлежат обложению НДФЛ. Если стоимость презента менее 4000 рублей, то одаряемому не нужно уплачивать налог на доходы. В этом случае компания не является налоговым агентом, поскольку на нее не возлагается обязанность исчисления, удержания и перечисления налога. Доход возникает только со стоимости приза, превышающей установленный лимит, и облагается по ставке 35 процентов.
Как разъяснили финансисты, фирме следует вести персонифицированный учет физических лиц - получателей рекламных призов. Если стоимость презентов одному лицу превысит 4000 рублей за год, то организации придется отчитываться по доходам призеров перед налоговой. Удержание у налогоплательщика НДФЛ может производиться из любых денежных средств, выплачиваемых ему компанией.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (например, при доходе, полученном в натуральной форме) фирма обязана в течение одного месяца письменно сообщить в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ и сумме задолженности получателей подарков. Кроме того, если заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержан налог, превышает 12 месяцев, то компания также должна уведомить ИФНС об этом. Как рекомендуют финансисты, сообщать в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ нужно по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706.
Пример
ООО "Рассвет" в ходе рекламной кампании вручило победителю денежный приз в размере 5000 руб. и подарок стоимостью 8000 руб.
Общая сумма выигрыша составляет 13 000 руб. (8000 + 5000).
Налоговая база по НДФЛ равна 9000 руб. (13 000 - 4000).
Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию и перечислению в бюджет, составит 3150 руб. (9000 руб. х 35%).
Фирма выплатит денежный приз в размере:
5000 руб. - 3150 руб. = 1850 руб.
Ответственность за неуплату сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, установлена статьей 123 Налогового кодекса в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Согласно разъяснениям ВАС РФ, указанные санкции применяются в отношении компаний, которые могли удержать налог у налогоплательщика из доходов, выплачиваемых в денежной форме, но неправомерно его не удержали (постановление ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Следовательно, если фирма не может вычесть НДФЛ из доходов призеров (в связи с невозможностью его удержания из доходов, выплаченных в натуральной форме), в данном случае указанная ответственность не применяется.
ЕСН
Стоимость призов, подарков и сувениров, вручаемых в ходе рекламной акции, не облагается единым социальным налогом. Объектом обложения ЕСН признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовому и гражданско-правовому или авторскому договорам (ст. 236 НК РФ). Выплаты по иным основаниям под ЕСН не подпадают. А при проведении различных промо-акций никаких договоров не заключается.
Операции по передаче товаров стоимостью менее 100 рублей покупателям на безвозмездной основе в ходе рекламной акции освобождаются от обложения НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Стоимость указанных подарков следует определять по рыночным ценам. Данное освобождение от НДС может подтвердить приказ руководителя о проведении рекламной акции и калькуляция себестоимости подарков.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 20, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.