Комментарий к письмам Минфина России
от 14.08.2007 N 03-11-02/230 и от 01.08.2007 N 03-11-04/2/195
Новшества "упрощенки" "по-минфиновски": общие...
Опубликованные письма Минфина посвящены поправкам, которые были внесены Законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ в главы Налогового кодекса о "вмененке", "упрощенке" и "сельхозрежиме". В первом письме финансисты прокомментировали несколько изменений, которые ожидают упрощенную систему налогообложения. Разъяснения будут интересны, в частности, потенциальным "упрощенцам", а также коммерсантам, которые работают по патенту. Что же касается второго письма, то здесь Минфин пересмотрел высказанную ранее позицию по вопросу изменений в порядке списания сырья и материалов. И нужно отметить, что новый взгляд финансистов на эту проблему разочарует "упрощенцев".
Правила перехода на спецрежим. Закон N 85-ФЗ уточнил, как нужно подсчитывать предельную величину дохода для перехода на спецрежим компаниям, которые совмещают общую систему налогообложения с "вмененкой". Напомним: до 2006 года в такой ситуации кодекс предписывал учитывать поступления от всех видов деятельности. Сейчас такого требования в статье 346.12 Налогового кодекса нет. Но и разрешения поступать иначе она не содержит. Поэтому финансисты указывают, что доход от бизнеса, подвластного ЕНВД, брать в расчет необходимо.
Поправки, внесенные в кодекс, изменили эту ситуацию в пользу потенциальных "упрощенцев". В новой редакции статьи 346.12 теперь будет прямо сказано, что при проверке ограничения по доходам для перехода на спецрежим следует учитывать выручку от реализации и внереализационные расходы только по деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения.
Однако новая редакция "упрощенной" главы начнет действовать с 1 января 2008 года. А заявление о переходе на "упрощенку" со следующего года нужно подавать уже в период с 1 октября по 30 ноября 2007 года. То есть до вступления новшества в силу. Поэтому компании, чьи доходы с учетом "вмененной" выручки окажутся выше лимита, перейти на "упрощенку" с 1 января 2008 года не смогут. В письме о "спецрежимных" поправках Минфин указал, что не учитывать доходы от "вмененки" можно будет лишь при переходе организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2009 года.
Обратите внимание: величина предельного размера доходов за 9 месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций на "упрощенку" с 1 января 2008 года, равна 18 615 000 рублей (15 000 000 руб. х 1,241).
Кроме того, финансисты упомянули еще об одной поправке, связанной с переходом на упрощенную систему налогообложения. В новой редакции пункта 1 статьи 346.13 кодекса говорится, что фирмы, желающие перейти на спецрежим, при заполнении заявления должны указывать не только размер доходов за 9 месяцев, но и сведения о средней численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов на 1 октября текущего года. Однако и сейчас потенциальные "упрощенцы" приводят данные показатели, поскольку это предусмотрено рекомендованным бланком заявления (форма N 26.2-1), утвержденным приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495. Минфин отмечает, что данная поправка вступает в силу с 1 января 2008 года. Из чего можно сделать вывод, что при заполнении заявления о переходе на "упрощенку" со следующего года указывать сведения о численности персонала и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов необязательно.
Учет сырья и материалов. Новшества Закона N 85-ФЗ коснулись и порядка определения доходов и расходов. Они будут действовать задним числом. Однако сам Закон вступит в силу только 1 января 2008 года. Поэтому, как пояснили финансисты, "упрощенцы" вправе учесть изменения лишь при расчете налога по итогам 2007 года. То есть отчетность за 9 месяцев необходимо составлять по старым правилам.
К числу таких "обратных" изменений относится и одна спорная поправка, которая касается порядка признания в расходах стоимости сырья и материалов. Напомним: с одной стороны, законодатели внесли дополнение, которое разрешает учитывать такие расходы в момент погашения задолженности перед поставщиком. А с другой стороны, из текста подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 кодекса не убрали требование списывать сырье и материалы по мере отпуска в производство. В комментарии к новой "упрощенной" главе кодекса мы понадеялись, что специалисты Минфина станут трактовать это противоречие в пользу "упрощенцев". И поначалу наши предположения подтвердились. В письме от 05.06.2007 N 03-11-04/2/159 Минфин указал, что "...с 1 января 2007 года указанные расходы учитываются единовременно по мере оплаты". Однако теперь финансовое ведомство отказывается от своих слов. Во втором опубликованном письме Минфина говорится, что порядок признания расходов по приобретению сырья и материалов внесенные поправки не изменили.
...И "патентные"
В письме о "спецрежимных" поправках Минфин напомнил, какие новшества ожидают предпринимателей, купивших патент. При этом финансисты сделали два важных уточнения.
Зачет пенсионных взносов. Предприниматели оплачивают патент двумя частями. В первые 25 дней применения патентной "упрощенки" нужно заплатить 1/3 его стоимости. А оставшуюся часть - не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент. Внесенные поправки законодательно закрепили право коммерсантов уменьшать второй платеж на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ). Казалось бы, все просто и понятно. Особенно если учесть, что и сейчас можно поступать точно так же (письмо Минфина России от 30.06.2006 N 03-11-02/149).
Однако новая редакция "упрощенной" главы допускает, что предприниматель может получить несколько патентов. Например, в субъекте РФ по месту жительства и в другом регионе. Как в таком случае принять к вычету пенсионные взносы? Минфин разъяснил в комментируемом документе, что в данной ситуации коммерсант может уменьшить стоимость только одного патента - того, что действует на территории региона, где живет предприниматель.
Разъяснения финансистов снимают далеко не все вопросы. Минфин России в письме N 03-11-02/149 отмечал, что предприниматели могут зачесть сумму перечисленных до погашения оставшейся стоимости патента страховых взносов, уплачиваемых за соответствующий период. Причем стоимость патента не может быть снижена более чем на 50 процентов. В новой норме кодекса нет указания на ограничение размера вычета. Означает ли это, что оставшаяся стоимость патента может быть уменьшена на пенсионные взносы более чем наполовину? Прежний вывод финансового ведомства был основан на том, что на предпринимателей, купивших патент, распространяются нормы, установленные статьями 346.11-346.25 Налогового кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.25.1. Это положение не менялось. Выходит, 50-процентное ограничение соблюдать необходимо.
Налоговый учет и отчетность. Другое разъяснение финансистов касается налогового учета и отчетности при патентной "упрощенке". Напомним: статья 346.25.1 кодекса была дополнена положениями, которые разрешают не сдавать декларацию, но вместе с тем обязывают вести Книгу учета доходов и расходов. Минфин указал, что, поскольку объектом налогообложения у предпринимателей на патенте являются доходы, вести налоговый учет расходов им необязательно.
"Вмененные" изменения: комментарии финансистов
Минфин дал свои пояснения и к целому ряду поправок, затронувших главу кодекса о ЕНВД. Например, всех без исключения "вмененщиков" заинтересуют комментарии финансистов к изменениям в порядке корректировки К2 с учетом фактического времени работы.
Корректировка К2. Закон N 85 уточнил определение корректирующего коэффициента К2. В новой редакции "вмененной" главы кодекса фактор "фактический период времени осуществления деятельности" исключен из списка тех, которые должен учитывать коэффициент К2. В связи с этим возник закономерный вопрос: можно ли будет в следующем году корректировать базовую доходность в зависимости от того, сколько времени фактически работал "вмененщик"? В комментарии к новой "вмененной" главе мы уже говорили, что такая возможность остается. Ведь в пункт 6 статьи 346.29 кодекса, который позволяет "вмененщикам" самостоятельно корректировать К2 в зависимости от фактически проработанного времени, изменения не вносились. В опубликованном документе финансисты это подтвердили.
Чтобы произвести корректировку, "вмененщики" определяют отношение количества отработанных дней к календарным за каждый месяц квартала. А потом находят среднее арифметическое этих величин. На полученное число и нужно умножать К2 при корректировке базовой доходности. Минфин отметил один нюанс, который нужно иметь в виду при расчете.
Местные власти могут определять значение К2 с учетом таких особенностей ведения предпринимательской деятельности, как режим работы или сезонность. Если подкоэффициенты, учитывающие данные факторы, определены, то "вмененщик" при подсчете фактического периода деятельности не должен принимать в расчет эти особенности своей работы. Иными словами, если местные власти, скажем, установили значения подкоэффициентов для компаний, которые работают ежедневно, а также с одним или двумя выходными, то у таких фирм нет оснований при подсчете фактического периода работы уменьшать количество календарных дней в месяце на выходные. В случаях же временной приостановки деятельности по другим причинам, например из-за аварий, ремонта, санитарных дней, "вмененщик" имеет полное право скорректировать значение К2 в зависимости от фактического периода работы.
Как посчитать посадочные места. В новой редакции "вмененной" главы для автотранспортных услуг установлено два физических показателя. Для грузовых перевозок остался прежний показатель - количество машин. А вот у "вмененщиков", которые занимаются пассажирскими перевозками, сумма налога будет зависеть от количества посадочных мест. При этом базовая доходность составит 1500 рублей с одного места.
Как разъяснил Минфин, количество посадочных мест нужно определять на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автомобиля. При этом учитывают все места для сидения, не считая мест водителя и кондуктора. ЕНВД по торговле газом. С 2008 года торговля газом в баллонах не будет считаться розничной для целей "вмененки". А вот реализация газа на автогазозаправочных станциях, как отмечают финансисты, к розничным продажам относится. Это будет торговля в объектах стационарной торговой сети без торговых залов, в отношении которой нужно применять физический показатель базовой доходности "площадь торгового места".
"Невмененные" услуги общепита. Со следующего года учреждениям здравоохранения, образования и соцобеспечения нельзя будет применять "вмененку" по услугам общепита. Минфин пояснил, что это касается тех услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса функционирования данных учреждений и оказываются непосредственно самими учреждениями.
Местные власти должны поспешить. Со следующего года будет действовать обновленный перечень видов деятельности, подвластных ЕНВД. Он дополнен, например, услугами по сдаче в аренду земельных участков:
- для организации стационарных торговых мест;
- для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и т.п.);
- для размещения точек общепита без зала обслуживания посетителей.
Однако местные власти смогут переводить на уплату ЕНВД новые виды бизнеса, только если своевременно примут (поправят) свои нормативные акты. Документы с новшествами (поправками) должны быть опубликованы до 1 декабря 2007 года. Иначе на территории муниципального образования новые виды деятельности на спецрежим переводиться не будут.
Минфин о "сельхозпоправке"
Одно из изменений, внесенных Законом N 85-ФЗ в главу кодекса о "сельхозрежиме", касается потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), снабженческих, садоводческих, огороднических, животноводческих). Сейчас они имеют право переходить на уплату ЕСХН. Закон от 03.11.2006 N 177-ФЗ, который внес это дополнение, вступил в силу с 1 января 2007 года. Поэтому потребительские кооперативы могут начать применять "сельхозрежим" с 1 января 2008 года. Желающие, отметил Минфин, должны подать заявление в период с 20 октября по 20 декабря 2007 года.
Закон N 85-ФЗ установил условия перехода на уплату ЕСХН для таких кооперативов. В заявлении они должны указывать данные о доле доходов от реализации сельхозпродукции, произведенной членами потребкооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов кооперативов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном за 2006 год. Причем нужно учитывать в том числе и доходы от реализации продукции первичной переработки, произведенной данными кооперативами из сельхозсырья производства членов этих кооперативов.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 20, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.