г. Хабаровск |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А73-3885/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Николаевский-на-Амуре морской порт": Котова Екатерина Владимировна, представитель по доверенности от 05.04.2012;
от Отдела государственного пожарного надзора по Николаевскому району ГУ МЧС по Хабаровскому краю: представитель не явился;
от третьего лица Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Николаевский-на-Амуре морской порт" на решение от 06.07.2012 по делу N А73-3885/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Николаевский-на-Амуре морской порт"
к Отделу государственного пожарного надзора по Николаевскому району ГУ МЧС по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления отдела надзорной деятельности по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 06.03.2012 N 48
третьи лица Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Николаевский-на-Амуре морской порт" (далее - ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление отдела надзорной деятельности по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю (далее - ОНД по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому муниципальному району, Отдел, административный орган) от 06.03.2012 N 48 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура (далее - прокуратура).
Решением суда первой инстанции от 06.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку факт административного правонарушения и вина общества в его совершении признаны судом доказанными.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, указанные в апелляционной жалобе.
Административный орган и прокуратура, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В период с 08.12.2011 по 12.12.2011 старшим инспектором Одела Услонцевым A.M., совместно со старшим помощником Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Ефимовым М.А. на основании распоряжения начальника Отдела Янбурова П.И. от 01.12.2011 N 158 проведена проверка ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт", расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Невельского, д. 10, с целью проверки исполнения ранее выданного предписания N 50/1/1-11 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, на предмет соблюдения обществом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При проведении проверки присутствовал инженер по техническому обеспечению ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" Мащенко В.Н.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение пункта 3 "Правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий N 313 от 18.06.2003, статьи 92 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) на предприятии отсутствует документация на производственные объекты, в том числе на здания, сооружения, строения и технологические процессы;
- в нарушение части 6 статьи 82 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункта 57 ППБ 01-03 разводка кабелей и проводов от поэтажных распределительных щитков до помещений проложена не в каналах из негорючих строительных, конструкций или погонажной арматуре, соответствующих требованиям пожарной безопасности (в помещениях лесопильного и столярного цехов, станции надувных спасательных средств, механических мастерских, гараже, такелажном складе, а также в бытовом помещении складских работников);
- в нарушение пункта 36 ППБ 01-03, части 1 статьи 58 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения управления, лесопильного и столярного цехов, станции надувных спасательных средств, механических мастерских, гаража, склада ОМТС;
- в нарушение пункта 551 ППБ 01-03 отсутствуют на открытом складе леса пункты (посты) с запасом различных видов пожарной техники в количествах, определяемых оперативными планами пожаротушения;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 2.1.21 ПУЭ 2002 "Правила устройства электроустановок" соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей в распределительных коробках в помещениях лесопильного и столярного цехов, такелажного склада производится не при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов;
- в нарушение пункта 217 ППБ 01-03 не оборудован бункер измельченных древесных частиц системой аспирации, поддерживающей в емкости разряжение, отсутствуют датчики, сигнализирующие о его заполнении.
По результатам проверки составлен акт от 12.12.2011 N 158, обществу выдано предписание от 12.12.2011 N 158/1/1-11 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в установленный срок - до 14.05.2012.
22.02.2012 Прокуратурой по результатам рассмотрения материалов проверки в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" Донцова В.А. вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Постановление с материалами проверки направлено в ОНД по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому муниципальному району для рассмотрения.
27.02.2012 административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
06.03.2012 Отделом по результатам рассмотрения административного дела, в присутствии генерального директора общества Шильцина А.П., вынесено постановление N 48, которым ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
На основании статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Соответствующие требования установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, в Нормах пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Наряду с указанными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Согласно пункту 57 ППБ 01-03, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Частью 6 статьи 82 Технического регламента установлено, что разводка кабелей и проводов от поэтажных распределительных щитков до помещений должна осуществляться в каналах из негорючих строительных конструкций или погонажной арматуре, соответствующих требованиям пожарной безопасности.
В силу частей 1, 2 статьи 92 Технического регламента, документация на производственные объекты, в том числе на здания, сооружения, строения, и технологические процессы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности производственных объектов должны быть оформлены в виде самостоятельного раздела проектной документации.
Согласно части 1 статьи 58 Технического регламента, огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.
Пунктом 36 ППБ 01-03 предусмотрено, что нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
В силу пункта 551 ППБ 01-03, кроме первичных средств пожаротушения на складах должны быть оборудованы пункты (посты) с запасом различных видов пожарной техники в количествах, определяемых оперативными планами пожаротушения.
Пунктом 217 ППБ 01-03 предусмотрено, что бункера измельченных древесных частиц и формирующие машины должны быть оборудованы системой аспирации, поддерживающей в емкости разряжение, и снабжены датчиками, сигнализирующими об их заполнении.
В соответствии с пунктом 2.1.21 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, совершенного обществом, подтверждается, в частности, актом проверки от 12.12.2011 N 158, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.02.2012, объяснением генерального директора Шильцина А.П. от 17.02.2012, актом выполненных работ от 02.02.2012.
Вина общества выражается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению установленных действующим законодательством Российской Федерации правил пожарной безопасности, при этом доказательств, подтверждающих отсутствие у общества, в силу объективных причин, возможности для соблюдения требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Также следует отметить, что устранение части нарушений правил пожарной безопасности после проведения проверки и до истечения срока, установленного предписанием от 12.12.2011 г. N 158/1/1-11, не свидетельствует об отсутствии факта события административного правонарушения на момент проведения проверочных мероприятий. Принятие мер по устранению нарушений, зафиксированных в акте проверки и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, является способом устранения нарушения законодательства и не может служить основанием для освобождения правонарушителя от установленной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Данное обстоятельство могло быть учтено только при определении размера наказания.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено существенных нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2012 по делу N А73-3885/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3885/2012
Истец: ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт"
Ответчик: Отдел государственного пожарного надзора по Николаевскому району ГУ МЧС по Хабаровскому краю
Третье лицо: Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6007/13
07.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6007/13
06.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-561/13
03.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5376/12
11.09.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3747/12
06.07.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3885/12