г. Пермь |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А71-7219/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Осиповой С.П., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от заявителя Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление-Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (ОГРН 1021801502205, ИНН 1826001000) - не явились;
от заинтересованного лица Административной комиссии при администрации Устиновского района г. Ижевска - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Административной комиссии при администрации Устиновского района г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 июля 2012 года
по делу N А71-7219/2012,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление-Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска"
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска
о признании незаконным постановления административного органа,
установил:
Муниципальное автономное учреждение "Городское жилищное управление-Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - МАУ "ГЖУ", заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при администрации Устиновского района г.Ижевска (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 05.04.2012 N 229 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон УР N 57-РЗ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 июля 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2012 года) заявленные требования общества удовлетворены: признано незаконным и отменено оспариваемое постановление административного органа.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы о доказанности состава вменяемого учреждению административного правонарушения, что подтверждается актом осмотра контейнерной площадки.
Учреждение письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, МАУ "ГЖУ" заключен договор N 318/2.1.3 от 31.05.2011 с ООО "МУСОРОВОЗОВ" на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО и КГМ. Вывоз ТБО и КГМ подтверждается путевыми листами от 26.03.2012 и от 29.03.2012 соответственно.
26.03.2012 путем непосредственного обнаружения административным органом было выявлено, что по адресу: г.Ижевск, ул. Автозаводская, 14 не обеспечена чистота на контейнерной площадке, не осуществлен вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) из контейнеров, контейнеры переполненные, на контейнерной площадке мусор, КГМ, не организована площадка для сбора КГМ (не менее 6 кв.м.), КГМ складируется на прилегающей к контейнерной площадке территории.
02.04.2012 по факту выявленного нарушения п.п. 2.2, 2.3, 2.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске, утверждённых решением Городской думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 (далее - Правила благоустройства), а также п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5, 4.1.14, 5.2 Правил по регулированию очистки территории муниципального образования "город Ижевск" от отходов, утверждённых решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146, заинтересованным лицом в отношении учреждения был составлен протокол об административном правонарушении N 29. Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 11 Закона УР N 57-РЗ, административным органом вынесено постановление N 229 от 05.04.2012, согласно которому учреждению назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 11 Закона УР N 57-РЗ.
Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, вина лица в совершении правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона УР N 57-РЗ нарушение Правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, повторное в течение года совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до одного миллиона рублей.
Решением Городской Думы г.Ижевска от 25.09.1995 N 116 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске (далее Правила N 116).
Согласно п. 1.2 Правил N 116 благоустройства действие данных Правил распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также на граждан - владельцев, пользователей земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностных лиц, ответственных за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций.
В целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные в п. 1.2 общей части настоящих Правил N 116, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и (или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны, в том числе:
- содержать в чистоте и исправном состоянии входы, цоколи, витрины, вывески, объекты наружной рекламы и информации, телевизионные антенные устройства, уличные и дворовые светильники, объекты монументально-декоративного искусства, а также киоски, павильоны, будки телефонов-автоматов, цистерны для перевозки пищевых продуктов, объекты мелкорозничной торговли, здания и сооружения, контейнерные площадки и прилегающие к ним территории (п. 2.2 Правил N 116);
- обеспечивать содержание территории, прилегающей к объекту недвижимости, а также территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности, ином вещном, обязательственном праве и иных законных основаниях, в том числе уборку мест общего пользования жилых помещений, общественных зданий и сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений, регулярный полив зеленых насаждений; производить очистку от несанкционированной расклейки частных объявлений, печатной продукции, рекламных материалов.
Границы для содержания, в том числе уборки, определяются в соответствии с границами земельного участка, принадлежащего на праве собственности, вещном, обязательственном праве или ином законном основании, а также в соответствии с условиями заключенных в отношении объектов недвижимости договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров. Содержание территорий осуществляется систематически (п. 2.3 Правил N 116).
В целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", руководствуясь Уставом города Ижевска, Городская дума города Ижевска 03.10.2006 утвердила Правила по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов N 146 (далее Правила N 146).
Согласно п. 4.1.1 Правил N 146 сбор отходов от объектов, перечисленных в п. 4.1 Правил, производится в: урны; контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках; специальный автотранспорт, работающий по установленному графику.
В соответствии с п. 4.1.3 данных Правил рядом с контейнерными площадками организуются площадки для сбора крупногабаритного мусора площадью не менее 6 кв. м. Размещение контейнерных площадок согласовывается со структурным подразделением Администрации города, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства, и органами Роспотребнадзора.
Пунктом 4.1.5 предусмотрено, что все юридические и физические лица - собственники строений и временных сооружений, а также владеющие или управляющие данным имуществом по основанию, предусмотренному законодательством или договором, обязаны: обеспечивать в любой момент времени чистоту на площадке по сбору отходов и прилегающей к ней территории; своевременно очищать от снега территорию, прилегающую к площадкам по сбору отходов, а также подходы и подъезды к ним; обеспечивать исправность, чистоту и покраску мусорных контейнеров, наличие информации о владельце контейнера; становить напротив строений и временных сооружений урны для мусора с промежутками между ними не более 30 метров в количестве, достаточном для предотвращения засорения указанных территорий, обеспечить их своевременную очистку и не реже одного раза в месяц - промывание и дезинфекцию; в весенне-летний период с целью уничтожения насекомых и грызунов регулярно проводить дезинфекцию контейнеров, а для ликвидации зловония производить их обработку соответствующими препаратами; контролировать соблюдение графика вывоза мусора.
Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов с территории жилых многоквартирных домов возлагается на лицо (юридическое или физическое), которое осуществляет функции управления данным многоквартирным домом (п. 4.1.14 Правил N 146).
За нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 Кодекса).
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Административным органом заявителю вменяется, что по адресу: г.Ижевск, ул. Автозаводская, 14 не обеспечена чистота на контейнерной площадке и прилегающей территории, не осуществлен вывоз ТБО, контейнеры переполненные, на контейнерной площадке мусор, КГМ, отсутствует площадка для сбора КГМ площадью не менее 6 кв.м., контейнерная площадка и прилегающая территория не очищены от снега.
Как следует из материалов дела, данные нарушения были выявлены административной комиссией по состоянию на 14 час. 49 мин. 26.03.2012.
Однако заявителем в материалы дела представлен договор N 318/2.1.3 от 31.05.2011 на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, заключенный между МАУ "ГЖУ" (заказчик) и ООО "МУСОРОВОЗОВ" (исполнитель). Согласно условиям данного договора исполнитель принимает на себя обязательства по регулярному сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и прочих видов отходов из контейнеров и контейнерных площадок. Дислокацией к договору предусмотрено, что вывоз мусора по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, 14 производится из двух контейнеров во временной период с 14.00 часов до 19.30 часов. Представленным в материалы дела путевым листом грузового автомобиля подтверждается вывоз мусора 26.03.2012. Вывоз КГМ подтверждается путевым листом грузового автомобиля от 29.03.2012.
Нарушение в виде наличия КГМ и необеспечения чистоты на контейнерной площадке опровергаются представленными в материалы дела фотографиями административного органа. Из фотографий видно, что из КГМ на дату 26.03.2012 имелся только один стул, весь ТБО аккуратно складирован в контейнеры и подготовлен к вывозу.
Также не подтверждается не очистка МАУ "ГЖУ" от снега контейнерной площадки, поскольку из фотографий административного органа видно, что снег на контейнерной площадке убран, свободный беспрепятственный подъезд и отъезд спецтехники обеспечен. Данное обстоятельство подтверждается и фактическим вывозом ТБО в указанную дату.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом состава административного правонарушения в части необеспечения чистоты, вывоза КГМ и ТБО, не очистки контейнерной площадки от снега. Исходя из представленных в материалы дела доказательств, следует, что заявителем предпринимались все возможные меры по соблюдению Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске, утвержденных Решением Городской Думы г.Ижевска от 25.09.1995 N 116.
Кроме того, заявителю вменяется, что не организована площадка для сбора КГМ (не менее 6 кв.м). Однако площадь контейнерной площадки и прилегающей площадки в ходе осмотра административным органом не измерялась. Из фотоматериалов, приложенных к акту осмотра, видно, что на контейнерной площадке имеется свободное место для сбора КГМ. Данные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности административным органом в данной части факта правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 11 Закона УР N 57-РЗ и удовлетворил требования учреждения в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 июля 2012 года по делу N А71-7219/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Административной комиссии при администрации Устиновского района г. Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7219/2012
Истец: МАУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" г. Ижевск
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Устиновского района г. Ижевска
Третье лицо: Административная комиссия при Администрации Устиновского района г. Ижевска