В мае фирма перечислила за услуги по сертификации продукции сумму с учетом НДС. В том же месяце были получены счет-фактура и сертификат. Но финансово-хозяйственную деятельность фирма еще не вела. Нужно сдавать нулевую декларацию или указывать НДС к возмещению? Можно ли учесть расходы на сертификацию по налогу на прибыль?
Исходя из норм главы 21 Налогового кодекса, сумму "входного" НДС можно принимать к вычету только в том налоговом периоде, в котором есть налоговые начисления к уплате в бюджет. Это объясняется следующим. В пункте 1 статьи 171 НК РФ сказано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. У фирмы, которая в конкретном налоговом периоде не вела финансово-хозяйственную деятельность, нет исчисленной к уплате в бюджет суммы НДС. Поэтому организация не может применить налоговые вычеты в данном налоговом периоде. Налоговая декларация по НДС будет нулевая. Организация примет "входной" налог к вычету в том налоговом периоде, в котором у нее появятся начисленные суммы НДС к уплате в бюджет.
По налогу на прибыль ситуация неоднозначна. С одной стороны, в главе 25 НК РФ нет прямого запрета на признание расходов в тех отчетных (налоговых) периодах, когда организация еще не получает доходов. С другой стороны, пока нет финансово-хозяйственной деятельности, организация не может доказать, что расходы экономически обоснованны (требование статьи 252 НК РФ). Поэтому фирма не вправе отражать расходы в налоговом учете. Когда начнется финансово-хозяйственная деятельность и организация получит доходы, у нее появится право учесть ранее осуществленные расходы. Но они должны быть отражены в том отчетном (налоговом) периоде, к которому фактически относятся. Поэтому организации придется сдавать уточненные декларации по налогу на прибыль с убытком за истекшие периоды. Если организация, не дожидаясь появления доходов, отразит расходы в налоговой декларации по налогу на прибыль, могут возникнуть разногласия с налоговыми органами.
Затраты на сертификацию продукции нельзя признать в составе расходов до момента фактического выпуска данной продукции. При налоговой проверке вряд ли удастся доказать, что расходы на сертификацию фирма использовала, когда финансово-хозяйственная деятельность отсутствовала и не был начат выпуск данной продукции. Поэтому сумму расходов на сертификацию организация начнет списывать только с того периода, в котором у нее начнется производство и выпуск продукции. Срок списания нужно устанавливать в зависимости от срока, на который выдан сертификат. Если такой срок в документах не оговорен, организация самостоятельно устанавливает обоснованный порядок их списания, например пропорционально объему выпущенной продукции. Это требуется как для целей бухучета, так и для целей налогового учета. Установленный порядок списания расходов на сертификацию продукции закрепляется в учетной политике организации.
М.С. Полякова,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
15 октября 2007 г.
"Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99