г. Вологда |
|
07 сентября 2012 г. |
Дело N А05-2778/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Переработка" Филина В.В. по доверенности от 28.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Переработка" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2012 года по делу N А05-2778/2012 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Переработка" (ОГРН 1072901002855; далее - Общество, ООО "Переработка") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество (ОГРН 107298001067; далее - Лесничество) и министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 110291001356; далее - Министерство) о возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы за 2011 год по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528 и установить ее годовой размер в сумме 2 160 081 руб. (в соответствии с определением о выделении требования в отдельное производство от 06.03.2012 по делу N А05-948/2012).
Решением суда от 14 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Общество полагает, что при определении размера арендной платы за 2011 год должны использоваться действующие ставки, установленные уполномоченным органом в текущем году. Состав и характеристика древесины, которую Общество заготавливало в 2008 году и которую заготавливает в последующие годы (2010, 2011, 2012) отличаются между собой. Принятые в 2008 году средние ставки соответствовали и были установлены исходя из тех пород древесины, которые ООО "Переработка" заготавливало в 2008 году, такие ставки не могут применяться для расчетов в последующие периоды. Применение Министерством средней ставки платы за единицу объема лесного ресурса в 2008 году в Протоколе арендной платы на 2011 год является незаконным и нарушает условия договора. По мнению Общества, размер арендной платы за 2011 год должен быть исчислен исходя из фактической стоимости изъятого лесного ресурса в 2011 году.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Лесничество в отзывах просят апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.10.2009 Департаментом лесного комплекса Архангельской области (Арендодатель), правопреемником которого является Министерство, и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 528, в соответствии с условиями которого Обществу передаются в аренду для заготовки древесины лесные участки общей площадью 21 734 га, расположенные в Архангельской области Няндомском лесничестве (т.1, л.131-140).
Договор аренды заключен в порядке приведения в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года ранее заключенного договора аренды участков лесного фонда от 15.11.2006 N 27.
Срок действия договора установлен сторонами в пункте 7.1 до 14 ноября 2031 года.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 27.11.2009.
Согласно пункту 3.4.2 договора аренды Общество обязалось вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписываемым сторонами Протоколом согласования цены арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.2 договора годовой размер арендной платы устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением к минимальному размеру коэффициента превышений по договоренности сторон - 1,3 и конкурсного коэффициента - 1,1 (пункт 2.3 договора).
Арендная плата, рассчитанная по минимальным ставкам, подлежит перечислению в федеральный бюджет, арендная плата, рассчитанная с коэффициентами превышений - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.5 договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается Арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 настоящего договора и фиксируется в Протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения N 4 к договору, подписываемом обеими сторонами.
В соответствии с Протоколом согласования арендной платы ее размер на 2009 год установлен в сумме 2 874 554 руб. В протоколе указано, что минимальный размер арендной платы определен на основе сложившейся ставки за 1 куб.м по данному участку по выписанным лесорубочным билетам на 2008 год - 68 руб. 87 коп.
Сроки внесения арендной платы установлены: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы за год.
Письмом от 25.01.2011 N 307-09-14/174 Министерство направило Обществу Протокол согласования размера арендной платы на 2011 год, который был получен Обществом 15.02.2011.
Согласно указанному Протоколу годовой размер арендной платы на 2011 год рассчитан в сумме 2 348 785 руб., в том числе 1 642 507 руб. в минимальном размере, 706 278 руб. - в части превышений.
Общество Протокол на 2011 год не подписало.
Как следует из материалов дела, в 2010 году была проведена реорганизация Общества путем выделения из него общества с ограниченной ответственностью "Мошинское лесное хозяйство" (далее - ООО "Мошинское лесное хозяйство), которое 07.12.2010 было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с передаточным актом от 23.11.2010 Общество передало ООО "Мошинское лесное хозяйство" все права и обязанности по договору аренды.
Письмом от 20.10.2011 N 14 Общество уведомило Министерство о переходе прав и обязанностей по договору аренды к ООО "Мошинское лесное хозяйство".
В связи с указанными обстоятельствами 03.11.2011 Министерством и ООО "Мошинское лесное хозяйство" было подписано соглашение N 2 о внесении изменений в договор аренды, в соответствии с которым арендатором по договору становится ООО "Мошинское лесное хозяйство".
Государственная регистрация соглашения N 2 от 03.11.2011 произведена 30.12.2011.
Общество, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, сослалось на то, что размер арендной платы на 2011 год определен по ставкам лесного ресурса, отведенного к заготовке на 2008 год.
Вместе с тем, по мнению Общества, размер арендной платы на 2011 год должен был быть рассчитан Министерством по ставкам исходя из состава древесины, заявленной к заготовке на 2011 год по лесной декларации N 12-10/16, поданной Обществом в Лесничество 20.12.2010.
Исходя из характеристик лесного ресурса, заявленного к заготовке на 2011 год, годовой размер арендной платы по расчету Общества должен составить 2 160 081 руб., в том числе 1 510 545 руб. 98 коп. в части минимального размера и 649 535 руб. 02 коп. в части превышений.
За 2011 год Общество уплатило аренную плату в размере 2 160 081 руб., в том числе 1 510 545 руб. 98 коп. в части минимального размера и 649 535 руб. 02 коп. в части превышений, что стороны подтверждают.
Общество, обращаясь в суд с настоящим иском, просило установить арендную плату на 2011 год в размере, им уплаченном - 2 160 081 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на следующее. Поскольку ставки платы за единицу объема в 2011 году не менялись, по сравнению с 2009 годом, то оснований для перерасчета размера арендной платы, предусмотренных договором аренды, не имеется. Кроме того, суд указал, что Обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку стороны не лишены возможности урегулировать разногласия в определении размера арендной платы, в том числе согласовать иные основания для изменения (перерасчета) арендной платы, в том числе в зависимости от породного состава древесины, заготовка которой осуществляется.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов в Российской Федерации является платным.
В части 3 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
На основании статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление Правительства N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка.
Как видно из данного Постановления, ставки арендной платы установлены для каждого лесотаксового района Российской Федерации в отдельности, величина ставки зависит от породы, крупности, ценности древесины (дровяная, деловая древесина). Кроме того на ставку влияет близость/удаленность лесного участка от пунктов погрузки, нахождение участка в защитных лесах и другие факторы, в связи с чем предусмотрено применение к ставкам понижающих или повышающих коэффициентов.
Условиями заключенного сторонами договора аренды лесного участка определено, что годовая арендная плата рассчитывается Арендодателем на новый календарный год и фиксируется в Протоколе согласования размера арендной платы, который направляется Арендатору.
Пунктом 2.6 договора N 528 предусмотрено, что годовой размер арендной платы подлежит изменению при изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Протоколе согласования размера арендной платы на 2011 год (приложение к договору аренды лесных участков от 30.10.2009 N 528) указано, что ставки арендной платы рассчитаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 310 и с применением коэффициента индексации 1,30, установленного Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2011 году с тем же коэффициентом 1,30.
На основании изложенного судом первой инстанции установлено, что ставки платы за единицу объема древесины в 2011 году не менялись по сравнению с 2009 годом, даже по коэффициенту индексации.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера арендной платы, предусмотренного договором аренды лесного участка от 30.10.2009 N 528.
Довод апеллянта о том, что принятые в 2008 году средние ставки соответствовали и были установлены исходя из тех пород древесины, которые ООО "Переработка" заготавливало в 2008 году, следовательно, такие ставки не могут применяться для расчетов в последующие периоды, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
При заключении спорного договора аренды стороны согласовали методику определения размера арендной платы.
Данная методика после согласования ее сторонами стала условием договора аренды о размере арендной платы, поэтому изменение использованной в ней формулы возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2012 года по делу N А05-2778/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Переработка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2778/2012
Истец: ООО "Переработка"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомское лесничество