город Омск |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А75-3567/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6489/2012) общества с ограниченной ответственностью "Мамонтовский КРС", ОГРН 1028601542628, ИНН 8612008177 (далее - ООО "Мамонтовский КРС"; Общество; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.06.2012 по делу N А75-3567/2012 (судья Фёдоров А.Е.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре; административный орган; заявитель)
к ООО "Мамонтовский КРС",
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз"), общества с ограниченной ответственностью "Юганскавтотранс-1" (далее - ООО "Юганскавтотранс-1"),
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Мамонтовский КРС" - Фаустов В.Ю. по доверенности от 23.12.2011 N 05/12, действительной по 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югры - представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от ООО "РН-Юганскнефтегаз" - представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от ООО "Юганскавтотранс-1" - представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом,
установил:
Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югры обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к ООО "Мамонтовский КРС" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 24.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "РН-Юганскнефтегаз", ООО "Юганскавтотранс-1".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.06.2012 заявленное Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 40 000 руб.
В качестве правового обоснования принятого решения, суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного административным органом требования.
Податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие в его действиях объективной стороны вменяемого правонарушения, поскольку Общество не образует такие отходы как гель, проппант, водонефтяная эмульсия, нефтезагрязненный грунт и снег, следовательно, оно не осуществляло деятельность, которая требует лицензирования. Сбор вышеперечисленных отходов, извлекаемых ООО "Мамонтовский КРС" при выполнении работ по текущему и капитальному ремонту скважин, осуществляет ООО "РН-Юганскнефтегаз".
Общество также ссылается на отсутствие в его действиях субъективной стороны административного правонарушения.
Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "РН-Юганскнефтегаз", ООО "Юганскавтотранс-1", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу административного органа, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании поступившей служебной записки от 16.02.2012 административным органом проведен анализ производственной деятельности ООО "Мамонтовский КРС" в части осуществления работ по капитальному и текущему ремонту скважин за 2011 год на территории Нефтеюганского и Ханты-Мансийского районов, при производстве которых образуются опасные отходы.
В соответствии с предоставленными ООО "Мамонтовский КРС" отчетами за 2011 год было выявлено следующее: отсутствуют данные об образованных объемах опасных отходов, их дальнейшее движение; использование, размещение, переработка либо утилизация опасных отходов, образующихся непосредственно в результате производственной деятельности Общества.
В связи с этим возбуждено дело об административном правонарушении от 21.02.2012 N 389-ОК/21.
В ходе проведенного административного расследования выявлено, что ООО "Мамонтовский КРС" с 13.12.2011 осуществляет деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов I-IV классов опасности (проппант, гель, нефтезагрязненный грунт, нефтезагрязненный снег, водонефтяная эмульсия), принадлежащих ООО "РН-Юганскнефтегаз", при отсутствии лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
19.04.2012 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании названного протокола Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
20.06.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу закона требует наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона заключается в осуществлении такой деятельности без лицензии.
Юридическое лицо может быть субъектом ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и признается виновным в совершении данного правонарушения, если будет установлено, что оно при осуществлении деятельности предпринимательского характера имело возможность для выполнения требований законодательства, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьёй 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Проанализировав вышепроцитированные правовые нормы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что все обязанности, касающиеся нормирования, подтверждения класса опасности и иные обязанности возникают у собственника и (или) лица, в процессе производственной деятельности которого образуются данные отходы.
Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что основным видом деятельности ООО "Мамонтовский КРС" является капитальный и текущий ремонт скважин на договорной основе с нефтедобывающими компаниями.
31.12.2008 между ООО "Мамонтовский КРС" (исполнитель) и ООО "РН-Юганскнефтегаз" (заказчик) был заключен договор N ДД-01-09 на выполнение работ по ремонту скважин (далее - договор N ДД-01-09) (т. 2 л.д. 20-35).
В соответствии с пунктом 7.14 названного договора исполнитель обязан организовать за свой счет транспортировку любых отходов, полученных в результате выполнения работ в надлежащее место для сбора отходов, отведенное заказчиком для утилизации отходов.
Согласно пункту 8.1.3.4 договора N ДД-01-09 заказчик обязан предоставить коллектор (скважин) для откачки технологической жидкости при проведении промывочных услуг и утилизации продуктов реализации, а также указать место для вывоза и захоронения технологических отходов, принадлежащих заказчику (гель, проппант и другие продукты промывки скважин), в пределах каждого месторождения.
Пунктом 8.1.3.6 договора N ДД-01-09 стороны определили, что заказчик обязан предоставить места для размещения отходов: геля, проппанта и других продуктов промывки скважин, принадлежащих заказчику.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства применительно к настоящему спору, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Мамонтовский КРС" не является собственником вышеперечисленных отходов, в процессе производства работ по ремонту скважин гель и проппант не использует.
Право собственности ООО "Мамонтовский КРС" на отходы от их собственника, равно как и полномочий по размещению и сбору технологических отходов со стороны собственника к заинтересованному лицу не переходило.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы настоящего дела не содержат.
Более того, то обстоятельство, что собственником извлеченных отходов, ответственным за их сбор и захоронение, является именно ООО "РН-Юганскнефтегаз" (заказчик) установлено вступившим в законную силу решением от 16.07.2012 по делу N А75-4502/2012, в котором участвовали те же лица. В связи с этим указанное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
В заявлении о привлечении к административной ответственности, поданном в суд первой инстанции, Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре заключает вывод о том, что отходы являются продуктом, сопутствующим деятельности по добыче нефти.
Однако административным органом не учтено, что ООО "Мамонтовский КРС" не осуществляет деятельность по добыче нефти, в связи с чем, не образует такие отходы как гель, проппант.
Как уже было отмечено выше, частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)
В подпункте 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" даны понятия следующих терминов:
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Из содержания данной правовой нормы следует, что деятельность по сбору отходов связана непосредственно с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
В настоящем конкретном случае деятельность Общества связана исключительно с выполнением работ по текущему и капитальному ремонту скважин, в рамках которых ООО "Мамонтовский КРС" извлекает отходы из места их образования - скважины - в технологическую емкость для последующего их транспортирования специализированной организацией в место для сборов отходов, отведенное ООО "РН-Юганскнефтегаз" для утилизации отходов.
Транспортировку отходов осуществляет ООО "Юганскавтотранс-1" (исполнитель) на основании договора N РД-30-10 на оказание транспортных услуг от 01.04.2010, заключенного с ООО "Мамонтовский КРС" (т. 3 л.д. 22-38).
Таким образом, суд апелляционной инстанции, проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, приходит к выводу о том, что в нарушение процессуальной обязанности доказывания Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре не представило надлежащих доказательств, подтверждающих, что Общество осуществляло деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов I-IV класса опасности без наличия на то соответствующей лицензии.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.06.2012 по делу N А75-3567/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мамонтовский КРС" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3567/2012
Истец: управление Росприроднадзор, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Ответчик: ООО "Мамонтовский КРС"
Третье лицо: ООО "РН-Юганскнефтегаз", ООО "Юганскавтотранс-1"