г. Вологда |
|
07 сентября 2012 г. |
Дело N А05-3005/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Шадриной А.Н.,
судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие" Куракиной М.А. по доверенности от 05.03.2012, от Министерства финансов Российской Федерации Некрасовой Л.В. по доверенности от 07.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 июня 2012 года по делу N А05-3005/2012 (судья Макаревич И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1052905019342; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; далее - Минфин РФ) и Министерству финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; далее - Минфин Архангельской области) о взыскании 1 617 363 руб. 94 коп. убытков, связанных с предоставлением в 2009 году льгот по перевозке пассажиров по социальным проездным билетам автомобильным транспортом общего пользования на городских, пригородных маршрутах.
В качестве третьих лиц в исковом заявлении указаны муниципальное образование "Город Коряжма" Архангельской области (далее - МО "Город Коряжма"), муниципальное учреждение "Организатор перевозок" (далее - МУ "Организатор перевозок").
Определением суда от 03 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и связи Архангельской области.
Решением суда от 07 июня 2012 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 277 198 руб. 75 коп. убытков. С Архангельской области в лице Минфина Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу Общества взыскано 1 340 165 руб. 19 коп. убытков.
Минфин РФ не согласился с решением суда в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации убытков в размере 277 198 руб. 75 коп., в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, просит решение в указанной части отменить и принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Минфина РФ. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации. Предоставление финансовой помощи в форме субсидий не сопряжено с переходом расходного обязательства от субъекта Российской Федерации или муниципального образования к Российской Федерации. Минфин РФ полагает, что истцом необоснованно в состав убытков, взыскиваемых в рамках настоящего дела с Российской Федерации, включены суммы, предъявляемые в отношении инвалидов, числящихся в федеральном регистре. Российская Федерация в полном объеме выполнила свои обязательства по финансированию бюджета Архангельской области по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта. Департамент транспорта и связи Архангельской области, МУ "Организатор перевозок" и Общество не уполномочены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности от имени Российской Федерации, в том числе заключать от имени Российской Федерации соглашение от 17.12.2008 и договор от 01.04.2009. В связи с этим на Российскую Федерацию не может быть возложена ответственность за ненадлежащее исполнение сторонами условий указанного соглашения и договора. Истцом не представлены документы, подтверждающие правомерность предоставления льгот гражданам, отсутствуют акты оказанных услуг с указанием конкретных пассажиров, которым были предоставлены льготы, первичные доказательства фактически понесенных расходов: корешки билетов, ведомости, путевые листы. Также не доказан факт предоставления льгот гражданам.
Минфин Архангельской области также не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований к казне Архангельской области отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Апеллянт полагает, что истцом не представлено доказательств совершения Минфином Архангельской области виновных действий либо бездействия, в результате которых у Общества возникли убытки. Установленный Законом Архангельской области механизм сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан не предполагает предоставление льготного проезда граждан на городском и пригородном транспорте, вместе с тем определяя право каждого конкретного получателя ежемесячной денежной выплаты распоряжаться предоставляемой суммой компенсации по своему собственному усмотрению. Апеллянт полагает, что при установлении стоимости социального проездного билета органам местного самоуправления необходимо исходить из размера средств, предусмотренных муниципальному образованию на обеспечение равной транспортной доступности из вышестоящих бюджетов. Учитывая, что субвенции муниципальным образованиям предоставляются в размере, определенном федеральным и областным законами, на осуществление определенных целевых расходов и выделены на обеспечение равной доступности транспортных услуг, Минфин Архангельской области считает, что основания для удовлетворения требований за счет средств казны Архангельской области отсутствуют.
Представитель Минфина РФ в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании просят апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Минфин Архангельской области и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей Минфина РФ и Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, Общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусным транспортом в городском и пригородном сообщении на платной основе.
В соответствии с договором от 01.04.2009, заключенным Обществом с МО "Город Коряжма" и МУ "Организатор перевозок", Общество осуществляло перевозку на льготных условиях отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.
Выпадающие доходы Общества, связанные с предоставлением в период с апреля по декабрь 2009 года мер социальной поддержки, составили по федеральному регистру льготников - 277 198 руб. 75 коп., по региональному регистру - 1 340 165 руб. 19 коп.
В связи с тем что расходы на предоставление льгот не были возмещены, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Федеральным законом от 23.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" были предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в общей сумме 2 472 925,6 тыс. руб. с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 19 к закону о бюджете в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802.
Пунктом 1 указанных Правил определено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта.
Законом Архангельской области от 03.12.2008 N 637-32-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" утвержден Порядок предоставления и расходования межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан за счет средств областного и федерального бюджетов (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1.1 и 2.1 Порядка межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Архангельской области (далее - межбюджетные трансферты), предоставляются в случае заключения органами местного самоуправления с департаментом транспорта и связи Архангельской области (далее - департамент транспорта и связи) соглашений об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в межмуниципальном (междугородном и пригородном) сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Архангельской области. Между муниципальным образованием "Город Коряжма" и департаментом транспорта и связи такое соглашение заключено 17.12.2008.
Органы местного самоуправления направляют межбюджетные трансферты на расчеты с перевозчиками за предоставление социальных проездных билетов, возмещение убытков перевозчиков при предоставлении мер социальной поддержки по оплате проезда на общественном транспорте, погашение текущей задолженности перед перевозчиками по расчетам за предоставленные меры социальной поддержки по оплате проезда на общественном транспорте (пункты 1.5, 2.5 Порядка).
Судом установлено, что Архангельской области на 2009 год были выделены субвенции в размере 17 749 тыс. руб.
Областным законом от 03.12.2008 N 637-32-ОЗ (приложение N 18) утверждено распределение средств федерального бюджета, выделенных в порядке межбюджетного трансферта на обеспечение равной доступности к услугам общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Архангельской области, между бюджетами муниципальных образований в 2009 году (приложение N 22).
Для муниципального образования "Город Коряжма" предусмотрено перечисление 726,4 тыс. руб., выделенных из федерального бюджета.
Областным законом от 03.12.2008 N 637-32-ОЗ также предусмотрено предоставление муниципальным образованиям из средств областного бюджета межбюджетных трансфертов на обеспечение равной доступности для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Архангельской области.
В соответствии с приложением N 18 к названному Закону из средств областного бюджета на обеспечение равной доступности для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Архангельской области, для муниципального образования "Город Коряжма" предусмотрено выделить 2564,3 тыс. руб.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что распределенный муниципальному образованию "Город Коряжма" трансферт из федерального бюджета в размере 726,4 тыс. руб. перечислен для возмещения льгот лицам, включенным в федеральный регистр, в полном объеме.
Денежные средства областного бюджета, запланированные для муниципального образования "Город Коряжма" в размере 2564,3 руб., были перечислены в качестве межбюджетного трансферта также в полном объеме.
Из них на счета транспортных организаций в порядке и на условиях, предусмотренных договорами о предоставлении мер социальной поддержки, муниципальное образование "Город Коряжма" перечислило 714 090 руб. 10 коп. средств федерального бюджета и 2 514 174 руб. 80 коп. средств областного бюджета.
Остальные денежные средства были возвращены в федеральный (12 309 руб. 90 коп.) и областной (50 125 руб. 20 коп.) бюджеты в связи с несвоевременным предоставлением транспортными организациями документов на возмещение выпадающих доходов (т.2, л.87).
Однако, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, денежных средств, выделенных из федерального и областного бюджетов, предоставленных в качестве межбюджетного трансферта МО "Город Коряжма" и перечисленных последним истцу, оказалось недостаточно для компенсации истцу льгот, предоставленных путем продажи социальных проездных документов лицам, включенным в федеральный и региональный регистры, в сумме 277 198 руб. 75 коп. и 1 340 363 руб. 94 коп. соответственно.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В случае недостаточного выделения денежных средств из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на эти цели соответствующие расходы транспортных организаций подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. В связи с этим требование истца о взыскании 277 198 руб. 75 коп. убытков правомерно удовлетворено судом первой инстанции за счет казны Российской Федерации.
Судом также установлено, что при формировании бюджета Архангельской области в областном бюджете были предусмотрены денежные средства Архангельской области для финансирования мер по обеспечению равной транспортной доступности категориям граждан, включенным в областной регистр лиц, имеющих право на получение социальной поддержки. Таким образом, требование истца о взыскании 1 340 165 руб. 19 коп. убытков правомерно удовлетворено судом за счет казны Архангельской области.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, компенсация льгот, предоставленных лицам, включенным в федеральный регистр льготников, осуществлялась за счет средств федерального бюджета, выделенных Архангельской области на обеспечение равной транспортной доступности, компенсация льгот, предоставленных лицам, включенным в областной регистр льготников, осуществлялась за счет средств областного бюджета.
Исходя из конкретных материалов дела, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований за счет средств бюджета Российской Федерации и за счет средств бюджета Архангельской области.
Размер заявленных требований проверен судом и признан обоснованным.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 июня 2012 года по делу N А05-3005/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3005/2012
Истец: ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Министерство финансов Архангельской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Архангельской области
Третье лицо: Министерство энергетики и связи Архангельской области, Муниципальное образование "Город Коряжма", Муниципальное учреждение "Организатор перевозок"