Коллегия Росздравнадзора: начало положено
На обсуждение коллегии Росздравнадзора вынесены три важнейших вопроса: клинические исследования ЛС, переход отечественных фармпредприятий на стандарты GMP и организация сбора и анализа информации о побочных эффектах применения ЛС.
Клинические исследования ЛС
В последнее время тема исследования лекарственных препаратов, главным образом для детей, привлекает к себе все больше внимания. Связано это с недавним вступлением в силу Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС N 1901/2006, упраздняющего старую схему исследований, когда изучение свойств препаратов у детей было возможным только после завершения исследований у взрослых. В одном из последних номеров "РА" мы уже обращались к этой проблеме.
Принятие нового европейского документа влечет за собой необходимость гармонизации российского законодательства, регулирующего клинические исследования ЛС, с одной стороны, и неизбежное увеличение их числа - с другой. Пока что, по словам руководителя отдела государственного контроля доклинических и клинических исследований ЛС Росздравнадзора Сергея Филюнина, только 4,4% всего объема клинических исследований, проведенных в России за последние 3 года, ставили своей целью изучить эффективность и безопасность применения лекарств у детей.
В соответствии с решением коллегии, до 1 января 2008 г. Росздравнадзор должен разработать предложения, позволяющие привести нормативную базу в соответствие с международными нормами.
О переходе отечественной фармотрасли на стандарты GMP
О переходе российских фармпредприятий на международные стандарты надлежащей производственной практики (GMP) говорят уже не первый год. Не единожды отраслевым министерством назначались и столь же благополучно не исполнялись сроки перехода. И не удивительно. Для того чтобы полностью изменить систему требований к производственным помещениям, оборудованию, персоналу, ведению документации и производственным отношениям, доведя их до международного стандарта, нужно вложить немалые средства.
В настоящее время в нашей стране зарегистрировано 525 российских предприятий, получивших лицензию на выпуск лекарственных препаратов, и 1264 иностранные компании, имеющие свои производственные площадки в России. Как следует из доклада зам. руководителя Росздравнадзора Андрея Младенцева, только 47 отечественных фирм соответствуют стандартам GMP. (По мнению некоторых экспертов, их вообще не более 10.) На 120 предприятиях по международному стандарту работают отдельные производственные участки; еще 100 предприятий способны модернизировать свои производственные мощности, а в 258 предприятиях программа модернизации отсутствует вовсе. В основном это малые и средние фирмы, имеющие небольшую капитализацию и, соответственно, недостаточный потенциал для технического перевооружения и внедрения современных высокотехнологических процессов. Для них модернизация обернется полной перестройкой предприятия стоимостью как минимум в 10 млн. долл. Получается, что дешевле и быстрее возвести предприятие с нуля, чем подогнать его под международный стандарт производства.
В целом затраты российской фармотрасли по техническому перевооружению, обучению персонала, валидации производственных систем могут составить 1,5-2,0 млрд. долл. По словам А.Л. Младенцева, "выравнивание условий ведения бизнеса в Российской Федерации позволит отрасли изыскать эти средства в условиях рыночных отношений". Иными словами, рассчитывать на государственную поддержку в виде субсидий, кредитных или налоговых льгот нашим предприятиям не приходится. Тем более что программа Правительства по мерам стимулирования отечественной фармотрасли в России до сих пор не создана.
Между тем внедрение международных стандартов GMP, гарантирующее качество ЛС, выгодно и государству, как гаранту прав его граждан (пациентов), и самой фармпромышленности, как ресурс повышения конкурентоспособности отрасли на внутреннем и внешнем рынках. Сегодня присутствие на российском фармрынке недоброкачественных и фальсифицированных лекарств не только ведет к повышению уровня смертности и инвалидности россиян, но и наносит прямой ущерб законным экономическим интересам добросовестных производителей, формирует неблагоприятный образ России в системе международных отношений. Только в 2006 г. Росздравнадзором было изъято 988 серий отечественных лекарств, что составляет 13% от общего числа проверенных серий, или 0,6% от общего числа серий выпущенных в обращение лекарств. Заметим, что цифра эта не является абсолютной, поскольку речь идет только о числе проверенных серий.
Для создания более эффективной системы контроля, выявления и изъятия некачественной лекарственной продукции Росздравнадзору нужно "не так уж много - всего лишь 407 дополнительных штатных сотрудников и соответствующее финансирование в размере 822 млн. 460 тыс. руб." (рис. 1). Плюс к этому в дополнение к существующим лабораториям контроля качества ЛС (рис. 2) в каждом из 7 федеральных округов нужно создать федеральную лабораторию. Стоимость каждой лаборатории - 60 млн. руб., без учета ежегодных затрат на обеспечение их деятельности.
Росздравнадзор предложил свой план последовательного перехода фармпредприятий на стандарты GMP. Согласно этому плану до середины 2008 г. необходимо разработать и принять соответствующие законодательные поправки и нормативные правовые акты, а для предприятий установить некий переходный период: II квартал 2009 г. для производителей нестерильных и 31 декабря 2009 г. - для производителей стерильных ЛС. Таким образом, с 1 января 2010 г. все фармпредприятия должны начать работать в полном соответствии с международными стандартами надлежащей производственной практики. Те, кто не смог это сделать, лишатся лицензии, т.е. будут попросту закрыты.
Однако неожиданно для всех за них вступился Михаил Зурабов. Он попытался выяснить у докладчика, какое время потребуется производителю, не работающему сегодня по GMP, чтобы внести изменения в проектную документацию, на основе которой функционирует предприятие, провести локальную реконструкцию, заказать необходимое оборудование, поставить его, наладить, запустить, сертифицировать, чтобы соответствовать современным требованиям? По мнению бывшего министра, значительно больше, чем предусмотрено планом. "Только на подготовку любого крупного проекта лично у меня уходит как минимум 1,5 года, на согласование - еще минимум год. И это при достаточно солидном административном ресурсе", - поделился опытом Михаил Юрьевич. "Вы на этих предприятиях ставите крест?" - задал он вопрос Андрею Младенцеву, заметив также, что "шарахнуть по промышленности", конечно, можно, но закрытие фармпредприятий в регионах способно вызвать немалые социальные последствия.
В соответствии с протоколом коллегии, поэтапный план перехода отрасли на международные стандарты производства и контроля качества ЛС Росздравнадзор представит в Минздравсоцразвития РФ до 19 октября этого года. Впрочем, оценивать реальность указанных сроков предстоит уже новому министру отрасли.
О сборе информации о побочных эффектах применения ЛС
Казалось бы, за 10-15 лет разработки препарата, предшествующих его одобрению, можно оценить его безопасность. Тем не менее серьезные и редкие нежелательные реакции многих медикаментов, внедряемых в клиническую практику, выявляют только во время их широкого клинического применения. Это лишний раз подтверждает незыблемость положения о том, что мониторинг безопасности ЛС следует проводить в течение всего их жизненного цикла.
Во всех развитых странах фармаконадзору уделяют самое пристальное внимание, стараясь максимально учитывать все нежелательные побочные реакции (НПР) на применение лекарств. В России, несмотря на все попытки, пока что так и не удалось создать национальную централизованную постоянно действующую систему учета НПР. Такое положение дел не может устраивать Росздравнадзор, поскольку в настоящее время работа по мониторингу безопасности ЛС возложена на подведомственное ему учреждение - ФГУ "Научный центр экспертизы средств медицинского применения" (НЦ ЭСМП). Поэтому включение этого вопроса в повестку дня коллегии вполне оправдано.
И.о. гендиректора НЦ ЭСМП Сергей Буданов доложил составу коллегии, что в ближайшее время приступит к работе Центр по мониторингу данных о побочных действиях ЛС при НЦ ЭСМП, который и станет ядром системы фармаконадзора в России.
С 1968 г. в рамках ВОЗ действует Международная программа мониторинга лекарств, в которой в настоящее время участвуют 86 стран, в т.ч. Россия. Эти страны регулярно посылают свои сообщения о нежелательных реакциях на ЛС в Сотрудничающий центр ВОЗ, который находится в Швеции. В настоящее время в общей базе данных Центра насчитывается более 3,1 млн. таких сообщений - это самый полный источник международной информации об осложнениях лекарственной терапии. Но если через эту базу данных мы имеем возможность получить информацию о побочных действия ЛС зарубежного производства, то данные о нежелательных реакциях в связи с использованием отечественных препаратов чрезвычайно скудны. Так, за весь период участия в Международной программе мониторинга лекарств в Сотрудничающий центр ВОЗ Россией было направлено всего лишь 87 сообщений о неблагополучных побочных реакциях на ЛС (для сравнения: за последние 20 лет Великобритания представила в ВОЗ более полумиллиона сообщений).
Решением коллегии специалистам Росздравнадзора и подведомственных учреждений поручено разработать методологию сбора и проверки информации о побочных эффектах и доказательства их связи с применением ЛС, внедрить необходимое программное обеспечение и проработать нормативную базу.
Подводя итог коллегии, руководитель Росздравнадзора Николай Юргель заявил, что отныне подобные заседания коллегии будут проходить ежемесячно.
Рисунок 1
Предварительный расчет необходимого ресурса проведения проверок
по месту осуществления деятельности
Субъект конт- роля |
Количество | Периодич- ность про- верок, год |
Количество проверок в год |
Проверки на 1 проверяю- щего в год |
Количество персонала |
Стоимость проверки, руб. |
Суммарные затраты, руб. |
Российское производство |
525 | 2 | 263 | 40 | 7 | 70 000 | 18 410 000 |
Зарубежные производители |
630 | 2 | 315 | 40 | 8 | 70 000 | 22 050 000 |
Оптовая тор- говля |
1 100 | 2 | 550 | 40 | 14 | 45 000 | 24 750 000 |
Аптеки | 22 500 | 2 | 11 250 | 80 | 141 | 30 000 | 337 500 000 |
Киоски, пункты | 35 000 | 4 | 8 750 | 160 | 109 | 13 000 | 113 750 000 |
Больницы | 10 200 | 2 | 5 100 | 40 | 128 | 60 000 | 306 000 000 |
Итого: 26 228 407 822 460 000 |
О. Федотова
"Российские аптеки", N 20, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Российские аптеки"
Отраслевое издание федерального масштаба, ориентированное на профессионалов аптечного дела: руководителей аптек, фармацевтов, провизоров.
Журнал издается в России с 1999 г. Выходит 24 номера в год.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "РЕМЕДИУМ"
Среди авторов журнала - руководители органов здравоохранения, дистрибьюторских и производственных фирм, общественных организаций, а также ведущие специалисты в области медицины, маркетинга и менеджмента фармрынка.
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр.10
Тел./: факс: 780-34-25/26/27
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
Подписка:
Каталог "Роспечать" - индекс 47227 - для организаций, 47727 - для индивидуальных подписчиков
Объединенный каталог "Пресса России" - индекс 43043 для организаций, 29679 для индивидуальных подписчиков
По редакционной подписке e-mail: рodpiska@remedium.ru