г. Ессентуки |
|
06 сентября 2012 г. |
Дело N А63-12321/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2012 по делу N А63-12321/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", г. Пятигорск, ОГРН 1052600222927,
к южному межрегиональному территориальному управлению (ЮМТУ Росстандарта) в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю южного межрегионального территориального управления Росстандарта, г. Ставрополь, ОГРН 1046163010244,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,: ОАО "Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго", г. Пятигорск, ОГРН 1062632029778,
о признании недействительными предписаний от 08.11.2011 N 08-37/59, N 08-37/60, N 08-37/61, (судья Алиева А.К.)
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Ставропольэнергосбыт": Чебулаева В.М. по доверенности N 01-10/173 от 20.06.12.;
от ЮМТУ Росстандарта в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю южного межрегионального территориального управления Росстандарта: Захарченко Я.О. по доверенности N 29 от 17.08.12., Карданова Е.С. по доверенности N 32 от 10.01.12.;
от ОАО "Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго": явки нет, извещены.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ставропольэнергосбыт", г. Пятигорск (далее -заявитель, общество, ОАО "Ставропольэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к южному межрегиональному территориальному управлению (ЮМТУ Росстандарта) в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю южного межрегионального территориального управления Госстандарта, г. Ставрополь (далее - заинтересованное лицо, управление, ЮМТУ Госстандарта), третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго", г. Пятигорск (далее - третье лицо, ОАО "МРСК Северного Кавказа) о признании недействительными предписаний от 08.11.2011 N 08-37/59, N 08-37/60, N 0837/61.
Решением суда от 26 июня 2012 года заявление открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", г. Пятигорск, ОГРН 1052600222927, удовлетворено частично, признаны недействительными предписания территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю южного межрегионального территориального управления Росстандарта от 08.11.2011 N 08-37/59, N 08-37/60.
В удовлетворении остальной части заявления отказано. Решение суда в части отказа в удовлетворении заявления общества мотивировано тем, что предписание N 0837/61 является правомерным и исполнимым.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Ставропольэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в признании предписания N 08-37/61, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого судебного акта в этой части. Заявитель указывает, что Российским законодательством не установлено императивных требований к энергоснабжающим организациям по оформлению сертификатов, указанных в оспариваемом предписании. Сетевая организация своих обязанностей по предоставлению необходимых данных и сведений не исполнила, что в свою очередь препятствует исполнению предписания. Кроме того оспариваемое предписание не содержит сведений о способе исполнения его требований, в связи с чем оно не исполнимо.
В судебном заседании представитель ОАО "Ставропольэнергосбыт", Чебулаева В.М. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ЮМТУ Росстандарта по Ставропольскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представители ЮМТУ Росстандарта по Ставропольскому краю: Захарченко Я.О. п Карданова Е.С. в судебном заседании доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержали.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании объявлялся перерыв, информация размещена на сайте.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом согласия на это сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2012 по делу N А63-12321/2011 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 10.08.2011 в управление поступила жалоба гражданина Муслимова Ш.Т. на качество поставляемой электрической энергии.
04.07.2006 между гражданином Муслимовым Ш.Т. и ОАО "Ставропольэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N 1044, согласно которому энергосбытовая организация обязалась подавать абоненту электрическую энергию, соответствующую требованиям ГОСТ 13109-97.
Между ОАО "Ставропольэнергосбыт" (заказчик) и ОАО "Ставропольэнерго" (исполнитель) заключен договор N 131 от 10.01.2008, в соответствии с которым исполнитель обязался обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть и (или) в сеть ТСО от точек приема до точек поставки; качество электроэнергии должно соответствовать требованиям ГОСТ.
Качество электроэнергии подтверждено сертификатом соответствия N РОСС ЯИ.АА 11.В00067, сроком действия с 30.12.2008 г. по 29.12.2001 г.
На основании распоряжения N 01-30/1708 от 04.10.2011 заместителя руководителя управления поручено провести внеплановую выездную проверку в отношении общества с участием представителей экспертной организации ФБУ Ставропольский ЦСМ.
Проверке подлежало соблюдение обществом обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов. Задачами проверки являлись оценка соответствия продукции или связанными с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации обязательным требованиям технических регламентов (стандартов). Сроки проведения проверки были определены с 24.10.2011 по 21.11.2011.
В ходе проверки в присутствии начальника Грачевского участка Ставропольского межрайонного отделения общества Еременко В.А., действующего на основании доверенности, были отобраны образцы электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного тока частотой 50 Гц, реализуемой потребителям по договору энергоснабжения для проверки на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения в точке общего присоединения: Грачевский район, с. Кугульта, ул. Красная, 44 0,4 кВ, ТП-3/110, ф-1 Центр питания ПС "Кугульта" Ф-110, о чем был составлен акт отбора образцов от 24.10.2011.
24.10.2011 образцы направлены в аккредитованную испытательную лабораторию по качеству электроэнергии ФГУ "Ставропольский ЦСМ".
24.10.2011 составлен протокол технического осмотра.
По результатам испытаний, составлен протокол испытаний электрической энергии N 42 от 03.11.2011 согласно которому электрическая энергия в пункте контроля не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97, а именно: не соответствует предельно допускаемым значениям (пункт 5.2 ГОСТ 13109-97) по установившемуся отклонению напряжения; не соответствует предельно допускаемым значениям (пункт 5.4.1 ГОСТ 1310997) по коэффициенту искажения синусоидальной кривой напряжения; не соответствует предельно допускаемым значениям по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения (пункт 5.4.2 ГОСТ 13109-97); не соответствует предельно допускаемым значениям (пункт 5.5.1 ГОСТ 13109-97) по коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности; не соответствует предельно допустимым значениям (пункт 5.5.2 ГОСТ 13109-97) по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 08-36/456 от 08.11.2011..
Обществу выдано предписание 08-37/61 от 08.11.2011 об устранении выявленных нарушений.
Согласно предписанию от 08.11.2011 г. N 08-38/61 ОАО "Ставропольэнергосбыт" надлежит устранить нарушения требований главы 4 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О Техническом регулировании", Постановления Правительства "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" N 982 от 01.12.2009.
Оспаривая предписания от 08.11.2011 N 08-37/59, N 08-37/60, N 08-37/61 ОАО "Ставропольэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой электрической энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами, иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу статей 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Согласно Перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации", электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 16.07.1999 N 36 утверждены "Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии" (далее - Правила). Они устанавливают процедуру и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электроэнергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Статья 37 Закона об электроэнергетике предусматривает заключение между поставщиком и потребителем договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. При этом из абзаца 12 статьи 3 Закона об электроэнергетике следует, что энергосбытовой является организация, которая осуществляет продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии в качестве основного вида деятельности.
Общество является сбытовой организацией, реализующей электрическую энергию населению без сертификата соответствия ее качества установленным требованиям.
По смыслу названных правовых норм сбытовая организация обязана иметь сертификат соответствия реализуемой населению энергии требованиям ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего пользования".
В силу приведенных положений законодательства общество должно осуществлять реализацию электрической энергии, соответствующей установленным требованиям.
Осуществление обществом передачи электроэнергии в отсутствие сертификата соответствия установлено судом, подтверждается материалами дела и по существу самим обществом не оспаривается.
В статье 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"" (далее - Закон N 36-ФЗ) установлено, что в целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики.
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано обществу после завершения переходного периода, установленного Законом N 36-ФЗ, следовательно, отсутствие сертификата на отпускаемую потребителям электроэнергию является нарушением требований об обязательной сертификации и подлежит устранению, на что указано в обжалуемом предписании.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество лишено возможности сертифицировать реализуемую электроэнергию ввиду отсутствия в собственности распределительных сетей, законодательством не установлено императивных требований к энергоснабжающим организациям по оформлению сертификатов, указанных в оспариваемом предписании является необоснованным.
Госстандартом Российской Федерации принято постановления от 16.07.1999 N 36 "О правилах проведения сертификации электрооборудования", которым утверждены Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии (далее - правила сертификации). Согласно пунктам 8.1, 8.2 и 8.3 правил сертификации проводится сертификация электрической энергии, поставляемой потребителям, из распределительных электрических сетей (центров питания). По тексту правил сертификации получение сертификата не ставиться в зависимость от принадлежности электрических сетей. В пункте 8.5 правил сертификации предусмотрены формы оформления заявок организаций, которым не принадлежат центры питания распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии.
В предписании не содержится прямого указания обществу оформить сертификат. Вместе с тем, общество, как энергоснабжающая организация, обязана иметь документы, подтверждающие качество электроэнергии, и предъявлять их потребителям, а также контролирующим органам.
На момент проверки у сетевой организации уже имелся сертификат о качестве электроэнергии в сетях, но энергоснабжающая организация не предъявила его проверяющим.
Довод апелляционной жалобы о том, что сетевая организация своих обязанностей по предоставлению необходимых данных и сведений не исполнила, что в свою очередь препятствует исполнению предписания - отклоняется, так как материалы дела свидетельствуют о наличии на момент проверки сертификата у сетевой организации. Кроме того в материалах дела отсутствуют сведения о принятии заявителем всех необходимых мер по получению сертификатов от сетевой организации.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание не содержит сведений о способе исполнения его требований, в связи с чем оно не исполнимо - отклоняется по следующим основаниям:
В оспариваемом предписании обществу указано на необходимость устранить нарушения обязательных требования государственных стандартов по сертификации реализуемой электроэнергии. При этом суды не установили, это подтверждается и текстом предписания, что управление предопределило конкретные действия, которые общество обязано было совершить в указанных целях.
Предпринятые обществом действия по включению в договор с сетевой организацией обязательств энергоснабжающей организации по качеству передаваемой потребителям энергии и утверждению графиков проведения обязательной сертификации и графиков контроля качества электроэнергии по центрам питания, непредставление сертификатов сетевой организацией, невозможность прекратить поставку электрической энергии потребителям, не свидетельствуют о законности действий по реализации несертифицированного товара.
Сертификат на один из центров питания общество получило у сетевой организации на основании и во исполнение предписания, что само по себе свидетельствует об исполнимости выданного обществу предписания.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2012 года по делу N А63-8648/2011.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2012 по делу N А63-12321/2011.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2012 по делу N А63-12321/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12321/2011
Истец: ОАО "Ставропольэнергосбыт"
Ответчик: Территориальный отдел государственного надзора по Ставропольскому краю южного межрегионального территориального управления Росстандарта, Южное межрегиональное территориальное управление, Территориальный отдел государственного надзора по СК
Третье лицо: ОАО "МРСК Северного Кавказа" филиал ОАО "МРСК Северного кавказа" - "Ставропольэнерго", Филиал ОАО "МРСК Северного Кавказа"-"Ставропольэнерго", Территориальный отдел государственного надзора по Ставропольскому краю южного межрегионального территориального управления Росстандарта