г. Владивосток |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А51-8108/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни
апелляционное производство N 05АП-6628/2012
на решение от 21.06.2012 г.
судьи Номоконовой Е.Н.
по делу N А51-8108/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "НТК" (ИНН 2536213558, ОГРН 1092536001326)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НТК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Находкинской таможни (таможенный орган, таможня), выразившиеся в невыдаче паспорта транспортного средства на мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446, и возложении на таможню обязанности выдать паспорт транспортного средства.
Решением от 21.06.2012 заявление удовлетворено. Суд признал незаконными бездействия должностных лиц таможни, выразившиеся в невыдаче паспорта транспортного средства на мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446, как не соответствующие Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказ МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011), и обязал должностных лиц таможни выдать паспорт транспортного средства на мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446. Суд пришел к выводу, что согласно экспертному заключению Приморской торгово-промышленной палаты от 24.04.2012 N 0202800013 ввезенное обществом транспортное средство возможно эксплуатировать на дорогах общего пользования, и таможенным органом не представлено доказательств несоответствия ввезенного транспортного средства Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, также как и невозможность использования транспортного средства на дорогах общего пользования. При этом суд посчитал, что в рассматриваемом случае положения письма Федеральной таможенной службы России от 15.03.2010 N14-42/11529 "О товарных знаках YAMAHA MOTOR CO., LTD" не могут применяться, поскольку указанное письмо не является нормативным актом и не содержит положений, обязательных к исполнению как участниками внешнеэкономической деятельности, так и органами государственной власти. Также судом по ходатайству заявителя, по результатам рассмотрения дела, взыскано с таможни в пользу общества 20000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 21.06.2012, Находкинская таможня просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование заявленных требований таможня указывает на то, что согласно информации производителя, опубликованной на официальном сайте Yamaha-motor.ru, спорная модель мотоцикла относится к категории соревновательных мотоциклов (томокросс, эндуро) и не предназначена для движения по дорогам общего пользования. Эти же сведения подтверждаются актом таможенного досмотра вышеназванных мотоциклов, проведенного в процессе таможенного оформления. Указанный вывод следует и из письма ФТС России N 14-42/11529 от 15.03.2010. В связи с этим таможенный орган считает, что на спорные мотоциклы ПТС не выдаются.
Находкинская таможня, ООО "НТК", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В марте 2012 обществом по контракту DIF-NK-12/01 от 20.03.2012 на таможенную территорию РФ ввезен товар, в том числе: мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446, задекларированный в декларации на товары N 10714060/270312/0001197 под номером 5.
Декларирование осуществлялось представителем декларанта ЗАО "Давос", действующим на основании договора на оказание услуг по таможенному оформлению N 200/2011 от 27.12.2011.
02.04.2012 спорный товар выпущен в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой без оформления паспорта транспортного средства.
03.04.2012 ООО "НТК" обратилось в таможенный орган за разъяснениями по факту невыдачи ПТС на мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446.
17.04.2012 письмом N 02a-12/00519 таможня со ссылкой на письмо ФТС РФ N14-42/11529 от 15.03.2010 уведомила общество о том, что выдача паспорта транспортного средства на ввезенный мотоцикл не предусмотрена ввиду того, что данное транспортное средство не предназначено для движения по дорогам общего пользования.
Не согласившись с бездействием таможенного органа, выразившегося в невыдаче паспорта транспортного средства на мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое заявителем бездействие должностных лиц таможни незаконным, суд исходил из того, что в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказ МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011), свидетельством о безопасности конструкций транспортного средства NA-JP.AB61.A.03107 от 27.03.2012, экспертным заключением Приморской торгово-промышленной палаты от 24.04.2012 N0202800013 возможно использование указанного мотоцикла на дорогах общего пользования. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ таможенным органом не представлено доказательств несоответствия ввезенного транспортного средства Положению о ПТС, а также невозможность использования транспортного средства на дорогах общего пользования.
Коллегия апелляционной инстанции указанные выводы суда первой инстанции считает ошибочными в силу следующего:
Порядок выдачи паспортов транспортных средств установлен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказами МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (далее- Положение о ПТС).
В соответствии с пунктом 2 Положения о ПТС паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением.
Согласно свидетельству о безопасности конструкций транспортного средства N A-JP.AB61.A.03107 от 27.03.2012 ввезенный мотоцикл укомплектован двигателем объемом 449 куб.см, относится к транспортной категории L3.
Из представленного в материалы дела экспертного заключения Приморской торгово-промышленной палаты от 24.04.2012 N 0202800013 следует, что ввезенное транспортное средство: укомплектовано согласно техническим характеристикам производителя; является полнокомплектным транспортным средством, и его возможно эксплуатировать на дорогах общего пользования.
Пунктом 6 названного Положения о ПТС предусмотрено, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.
Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые в том числе в товарной позиции 8711 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации - мотоциклы с колясками или без них и другие мототранспортные средства, соответствующие пункту 2 настоящего Положения. (пункт 55 Положения о ПТС).
К товарной позиции 8711 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации для целей применения Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказами МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005, спорные мотоциклы не относятся.
Признавая спорные мотоциклы транспортными средствами, на которые подлежат выдаче ПТС, суд первой инстанции исходил из того, что согласно свидетельству о безопасности конструкций транспортного средства N A-JP.AB61.A.03107 от 27.03.2012 ввезенный мотоцикл укомплектован двигателем объемом 449 куб.см и относится к транспортной категории L3, а также сослался на экспертное заключение Приморской торгово-промышленной палаты от 4.04.2012 N 0202800013
Между тем, из представленного в материалы дела экспертного заключения Приморской торгово-промышленной палаты от 24.04.2012 N 0202800013 только следует, что ввезенное транспортное средство укомплектовано согласно техническим характеристикам производителя и является полнокомплектным транспортным средством.
При этом указанный в экспертном заключении Приморской торгово-промышленной палаты от 24.04.2012 N 0202800013 (л.д. 34) вывод о том, что ввезенное обществом транспортное средство возможно эксплуатировать на дорогах общего пользования, сам по себе не может являться основание для признания спорного мотоцикла, предназначенным для проезда по дорогам общего пользования.
Из содержания Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" следует, что регистрация автомототранспортных средств на территории РФ осуществляется в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 кв/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Соответственно, обязательными требованиями для проезда по дорогам общего пользования является наличие у транспортного средства соответствующих обязательных атрибутов, позволяющих ему передвигаться на автомобильных дорогах общего пользования.
Между тем, согласно акта таможенного досмотра на спорном мотоциклах отсутствуют указатели поворота, а также штатные места, электропроводка и переключатели для их крепления и подсоединения, штатное место для крепления регистрационного знака, зеркала заднего вида.
Кроме того, согласно информации производителя, опубликованной на официальном сайте Yamaha-motor.ru, указанная модель мотоцикла относится к категории соревновательных мотоциклов (томокросс, эндуро) и не предназначено для движения по дорогам общего пользования.
Указанный вывод следует также из письма ФТС России N 14-42/11529 от 15.03.2010, которое хоть и не является нормативным правовым актом, но косвенно подтверждает указанные выше обстоятельства, и является документом, которым в том числе руководствуется таможенный орган в ходе мероприятий таможенного контроля. В письме ФТС России N14-42/11529 от 15.03.2010 разъяснено, что мотоцикл модели WR 450 FA не предназначен для движения по дорогам общего пользования и не подлежит обязательному подтверждению соответствия в виде Одобрения Типа Транспортного средства.
С учетом вышеизложенного, исследовав и оценив изложенные выше обстоятельства в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, коллегия приходит к выводу, что материалами дела, представленными в деле доказательствами и пояснениями сторон, с учетом бремени доказывания, возложенного по данной категории дела согласно части 5 статьи 200 АПК РФ на таможенный орган, подтверждается, что спорные мотоциклы относятся исключительно к спортивным мотоциклам, необходимыми атрибутами с точки зрения безопасности движения на дорогах для проезда по дорогам общего пользования не отвечают и паспорта транспортного средства в отношении них не выдаются.
В связи с этим коллегия не усматривает незаконного бездействия таможни, оспариваемого заявителем, относительно невыдачи паспорта транспортного средства на мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446.
Таким образом, основания для признания незаконным бездействия таможни по невыдаче паспорта транспортного средства на мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446 в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отсутствуют и, соответственно, нет оснований для применения положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене, а апелляционная жалоба заявителя удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21 июня 2012 года по делу N А51-8108/2012 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "НТК" о признании незаконным бездействия должностных лиц Находкинской таможни, выразившиеся в невыдаче паспорта транспортного средства на мотоцикл YAMAHA WR 450 FA, VIN JYACJ 13Y5BA005446 и возложении на Находкинскую таможню обязанности выдать паспорт транспортного средства отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8108/2012
Истец: ООО НТК
Ответчик: Находкинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6280/12
16.01.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6628/12
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17998/12
10.09.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6628/12
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-8108/12