г. Красноярск |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А69-213/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" сентября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя: Тульчеевой А.Р., представителя по доверенности от 26.03.2012, индивидуального предпринимателя Тульчеева А.В., предъявившего паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тульчеева Александра Валентиновича
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "18" апреля 2012 года по делу N А69-213/2012, принятое судьей Хертек А.В.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тульчеев Александр Валентинович (ОГРН 304170107700141) (далее по тексту - индивидуальный предприниматель Тульчеев А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (ОГРН 1041700531739) (далее по тексту - Управление Росреестра по Республике Тыва) о приостановлении государственной регистрации права собственности от 20.01.2012 N 01/242/2011-169 недействительным и обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 20176 кв.м. из категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов рекреационного назначения, разрешенное использование под базу отдыха, кадастровый номер 17:05:1402001:12, расположенный по адресу: Республика Тыва, Кызылский кожуун, местечко Каменный вдоль реки Ээрбек до грунтовой дороги, в установленный законом срок.
Определениями Арбитражного суда Республики Тыва от 10.02.2012 и от 06.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, государственное казенное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва".
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18 апреля 2012 года по делу N А69-213/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Тульчеев А.В. обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- поскольку пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, что в отношении спорного земельного участка ответчиком не доказано, то ответчик неправомерно приостановил по нему регистрационные действия;
- судом первой инстанции не принято во внимание, что ранее спорный участок длительное время находился в аренде у предпринимателя, а также прошел согласование без замечаний, в том числе и с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, по кадастровому учету разрешенное использование спорного земельного участка указано как: для строительства базы отдыха;
- испрашиваемый земельный участок не находится в пределах водоохраной зоны и береговой полосы;
- спорный земельный участок находится на расстоянии около 9 км от уреза воды притока р. Ээрбек - руч. Каменный, что соответствует требованиям о длине береговой полосы, предусмотренным частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, доказательства того, что спорный земельный участок входит в состав береговой линии притока р. Ээрбек - руч. Каменный ответчиком не представлено.
Управлением Росреестра по Республике Тыва представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя изложила доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Росреестра по Республике Тыва, администрация муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, государственное казенное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва", уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 02.07.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 04.07.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Управления Росреестра по Республике Тыва, администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, государственного казенного учреждения "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Тульчеев Александр Валентинович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Кызыла 21 апреля 1995 года, что подтверждается свидетельством, выданным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва серии 17 N 000069920.
Постановлением председателя администрации муниципального района "Кызылский кожуун" от 06.11.2007 N 602 индивидуальному предпринимателю Тульчееву Александру Валентиновичу предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения под кадастровым номером 17:05:1402001:0012 в местечке Каменный вдоль реки Ээрбек до грунтовой дороги общей площадью 20176 кв.м. пастбищ для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 10 лет.
Указанным постановлением Тульчееву А.В. предложено обеспечить перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, а именно: в земли рекреационного назначения согласно Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании указанного постановления 06.11.2007 между администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" и Тульчеевым А.В. подписан договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка N 115, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает земельный участок под кадастровым номером 17:05:1402001:0012 из земель сельскохозяйственного назначения (Ээрбек), находящийся по адресу: Кызылский кожуун, Ээрбек, местечко ручей Каменный, вдоль р. Ээрбек до грунтовой дороги для использования в целях: для ведения личного подсобного хозяйства в границах, указанных в план-схеме или кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, площадью 20176 кв.м. Пунктом 2.1 установлен срок аренды земельного участка с 06.11.2007 - 10 лет (л.д. 52, 53).
Согласно приложению N 2 к договору аренды от 06.11.2007 N 115 между администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" и Тульчеевым А.В, подписан акт приема - передачи земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 20176 кв.м. пастбищ, расположенного: Кызылский кожуун, Ээрбек, местечко ручей Каменный, вдоль р. Ээрбек до грунтовой дороги, для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 31.05.2008 N 336 утверждено Положение о государственном природном заказнике республиканского значения Республики Тыва "Ээрбекский".
Согласно разделу III указанного Положения заказник "Ээрбекский" расположен на землях государственного лесного фонда и на землях муниципального образования "Кызылский кожуун Республики Тыва". Граница заказника начинается по водоразделу реки Арзак и реки Правый Ээрбек, охватывает все притоки рек Правый и Левый Ээрбек до водораздела рек Оюн-Шиви и Левый Ээрбек. Проходит по водоразделу рек Оюн-Шиви - Левый Ээрбек, идет на восток по разделу реки Левый Ээрбек, охватывая все его притоки до вершины ключа Магой, через водораздел на юго-восток до вершины Бан-Кол. Далее по водоразделу до вершины ключа Экки-Оттуг выходит на вершину ключа Шивит-Хем и по правому берегу спускается до реки Ээрбек, пересекает ее и по правому водоразделу ключа Каменный поднимается до главного водораздела реки Ээрбек.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 23 июня 2008 года N 385 земельный участок с кадастровым номером 17:05:1402001:0012 из категории земель сельскохозяйственного назначения был переведен в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, а именно: в земли рекреационного назначения.
Постановлением администрации муниципального района "Кызылский кожуун" от 23.07.2008 N 466 индивидуальному предпринимателю Тульчееву Александру Валентиновичу предоставлен в аренду земельный участок из категории земель особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения под кадастровым номером 17:05:1402001:0012 в местечке Каменный вдоль реки Ээрбек до грунтовой дороги общей площадью 20176 кв.м. пастбищ для организации отдыха граждан, сроком на 1 год.
На основании указанного постановления между администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" и Тульчеевым А.В. 05.08.2008 заключен договор аренды земельного участка N 24, данный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва за N 17-17-01/088/2008-428. Соглашением от 01.09.2010 к договору аренды от 05.08.2008 N 24 срок действия договора аренды увеличен до 5 лет.
Согласно свидетельству от 16.05.2011 серии 17-АВ N 082197 Тульчееву А.В. принадлежит на праве собственности здание базы отдыха "Ээрбек", общей площадью 28,1 кв.м. расположенное по адресу: Кызылский кожуун, местечко Каменный вдоль реки Ээрбек до грунтовой дороги.
07.12.2011 между администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" и индивидуальным предпринимателем Тульчеевым А.В. подписан договор купли - продажи земельного участка N 126/11-кп, согласно пункту 1.1 которого продавец передает в собственность, а покупатель принимает и оплачивает по цене и на условиях договора земельный участок из категории земель особо охраняемых природных территорий под кадастровым номером 17:05:1402001:0012 в местечке Каменный вдоль реки Ээрбек до грунтовой дороги общей площадью 20176 кв.м., для использования под базу отдыха. 07.12.2011 между администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва и индивидуальным предпринимателем Тульчеевым А.В. подписан акт приема - передачи земельного участка с кадастровым номером 17:05:1402001:12.
Тульчеев А.В. 22.12.2011 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, представив документы на регистрацию права собственности на земельный участок.
Уведомлением от 20.01.2012 N 01/242/2011-169 Управление Росреестра по Республике Тыва сообщило Тульчееву А.В. о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 20 февраля 2012 года, на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится в составе особо охраняемых природных территорий и не подлежит отчуждению в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Предпринимателю предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие наличия оснований для проведения государственной регистрации.
Считая действия по приостановлению государственной регистрации права собственности на земельный участок несоответствующим нормам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающими права и законные интересы заявителя, как собственника объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое индивидуальным предпринимателем Тульчеевым А.В. уведомление о приостановлении государственной регистрации права на испрашиваемый земельный участок не противоречит требования действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы предпринимателя, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 52 названного Кодекса и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.
Пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат приватизации земельные участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте (в пределах особо охраняемых природных территорий и объектов, в пределах береговой полосы).
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе: земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рекреационного назначения.
Пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Статьей 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Пункт 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает запрет на приватизацию земель в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной.
Пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Тыва от 09.12.1996 N 645 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва" предусмотрено, что решение об образовании особо охраняемых природных территорий республиканского значения принимает Правительство Республики Тыва по согласованию с органами местного самоуправления.
Пунктом 6 статья 3 Закона Республики Тыва 09.12.1996 N 645 "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что особо охраняемые территории республиканского значения, образованные с изъятием (или без изъятия) в установленном порядке земельных участков (акваторий) у их владельцев и пользователей, являются государственной собственностью Республики Тыва.
Пунктом 8 указанной статьи установлено, что земельные участки и другие природные ресурсы, в границах особо охраняемых природных территорий, здания, сооружения, помещения приватизации не подлежат. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в состав особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, кроме как по решению органов государственной власти Республики Тыва в соответствии с Федеральным законом.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что земли государственного заказника являются особо охраняемой природной территорией и ограничены в обороте, а, следовательно, приватизация земель государственных заказников (особо охраняемой природной территории) не допускается.
Как следует из Положения о государственном природном заказнике республиканского значения Республики Тыва "Ээрбекский", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 31.05.2008 N 336, названный заказник организован постановлением Совета Министров Тувинской АССР от 11.10.1985 N 305 "Об организации государственных комплексных охотничьих заказчиков местного значения и управлении заказников по окончании сроков их действия".
Разделом IV названного Положения предусмотрено, что строительство дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, отвод земельных участков и строительство зданий и сооружений постоянного или временного типа без экологической экспертизы и без согласования с РГУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва" на территории заказника запрещается.
Материалами дела (в том числе, картой-схемой государственного природного заказника "Ээрбекский" (л.д. 31)) подтверждается и не оспаривается индивидуальным предпринимателем Тульчеевым А.В., что земельный участок под базой отдыха, принадлежащий Тульчееву А.В., расположен на территории государственного природного заказника республиканского значения на берегу реки Ээрбек. Следовательно, в силу изложенных выше норм испрашиваемый индивидуальным предпринимателем Тульчеевым А.В. земельный участок не может быть представлен в собственность предпринимателю.
Ссылка предпринимателя на постановление Правительства Республики Тыва от 23 июня 2008 года N 385 о переводе земельного участка с кадастровым номером 17:05:1402001:0012 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, а именно: в земли рекреационного назначения, на договор купли-продажи от 07.12.2011 N 126/11-кп, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции.
Материалами дела подтверждается, что на момент принятия постановления от 23.06.2008 N 385 и заключения договора купли-продажи от 07.12.2011 N 126/11-кп территория, на которой находится испрашиваемый индивидуальным предпринимателем Тульчеевым А.В. земельный участок, определена постановлением Правительства Республики Тыва от 31.05.2008 N 336 как государственный природный заказник, который организован постановлением Совета Министров Тувинской АССР от 11.10.1985 N 305.
Следовательно, поскольку пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, что в отношении спорного земельного участка, его частей Управлением Росреестра по Республике Тыва доказано, Управление Росреестра по Республике Тыва правомерно уведомлением от 20.01.2012 N 01/242/2011-169 приостановило государственную регистрацию права на испрашиваемый земельный участок по указанному в нем основанию.
Довод индивидуального предпринимателя о том, что судом первой инстанции не принято во внимание, что ранее спорный участок длительное время находился в аренде у предпринимателя, а также прошел согласование без замечаний, в том числе и с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, по кадастровому учету разрешенное использование спорного земельного участка указано как: для строительства базы отдыха, не принимается судом апелляционной инстанции.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность индивидуальному предпринимателю Тульчееву А.В. и не влияют на правомерность выводов, изложенных в оспариваемом уведомлении.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Из материалов дела следует, что 06.11.2007 между администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" и Тульчеевым А.В. подписан договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка N 115, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает земельный участок по кадастровым номером 17:05:1402001:0012 из земель сельскохозяйственного назначения (Ээрбек), находящийся по адресу: Кызылский кожуун, Ээрбек, местечко ручей Каменный, вдоль р. Ээрбек до грунтовой дороги для использования в целях: для ведения личного подсобного хозяйства в границах, указанных в план-схеме или кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, площадью 20176 кв.м. Пунктом 2.1 установлен срок аренды земельного участка с 06.11.2007 - 10 лет.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации договора, в установленном действующим законодательством порядке.
Доводы индивидуального предпринимателя Тульчеева А.В. о том, что испрашиваемый земельный участок не находится в пределах водоохраной зоны и береговой полосы; спорный земельный участок находится на расстоянии около 9 км от уреза воды притока р. Ээрбек - руч. Каменный, что соответствует требованиям о длине береговой полосы, предусмотренным частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, доказательства того, что спорный земельный участок входит в состав береговой линии притока р. Ээрбек - руч. Каменный ответчиком не представлено, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не указаны в оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации права на испрашиваемый земельный участок в качестве основания для приостановления государственной регистрации права.
Более того, при доказанности факта нахождения испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах государственного заказника, факт нахождения (ненахождения) указанного земельного участка в пределах водоохраной зоны и береговой полосы, не имеет значения для правильного разрешения спора по настоящему делу.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое в рассматриваемом деле уведомление Управления Росреестра по Республике Тыва о приостановлении государственной регистрации права на испрашиваемый земельный участок прав заявителя не нарушает; предпринимателем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренные частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Республике Тыва недействительным.
Следовательно, решение суда первой инстанции 18.04.2012 об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным; оснований в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса для его изменения или отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "18" апреля 2012 года по делу N А69-213/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-213/2012
Истец: ИП Тульчеев А. В.
Ответчик: Управление Росреестра по Республике Тыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ
Третье лицо: Администрация муниципального района "Кызылский кожуун" РТ, ГКУ "Дирекция по ООПТ" РТ, ГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям РТ"