г. Владивосток |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А51-764/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
при участии:
от ДНТ "Полесье": Архипова Я.Ю., представитель по доверенности от 01.06.2012, сроком действия один год, без права передоверия, паспорт;
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - извещены, представителей не направили;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Дачного некоммерческого товарищества "Полесье"
апелляционные производства N 05АП-4426/2012, 05АП-4550/2012, 05АП-4551/2012
на решение от 20.04.2012
судьи Д.А. Самофал по делу N А51-764/2012 Арбитражного суда Приморского края по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Полесье" (ИНН 2540165096, ОГРН 1102540005952, зарегистрировано в качестве юридического лица 14.09.2010, место нахождения: г. Владивосток, ул. Фокина, 23) к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, зарегистрировано в качестве юридического лица 21.06.2007, местонахождение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12) третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Полесье" (далее - заявитель, товарищество, ДНТ "Полесье") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент земельных отношений, ответчик) от 25.10.2011 N 29/06/02-14/19587 об отказе в предоставлении ДНТ "Полесье" в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:318, расположенного в районе ул. Яхтовая, 2 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, и о понуждении ответчика принять решение о предоставлении товариществу земельного участка площадью 7 га, расположенного в районе ул. Яхтовая, 2 в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.
Решением суда от 20.04.2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, ДНТ "Полесье" считает его незаконным и подлежащим изменению в части обязания департамента в двухнедельный срок после вступления в законную силу решения рассмотреть обращение товарищества о предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства. Заявитель жалобы полагает, что суду необходимо обязать департамент не рассмотреть заявление товарищества, а принять решение о предоставлении товариществу в аренду земельный участок для целей ведения дачного хозяйства.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, обжалуя в апелляционном порядке решение суда от 20.04.2012, считают его незаконным и подлежащим отмене. Заявители жалоб указывают на принадлежность спорного земельного участка федеральной собственности и, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и расположен в санитарной охраны курортной зоне. Также полагают, что суд не дал правовую оценку доводам ответчика о том, что предоставление земельного участка для дачного хозяйства возможно только из земель сельскохозяйственного назначения, а также из фонда перераспределения земель.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных сторон.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
ДНТ "Полесье" 11.10.2010 обратилось в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 70 000 кв.м. в районе ул. Яхтовая, 2 в г. Владивостоке в аренду для ведения дачного хозяйства.
Департамент земельных отношений письмом от 25.10.2011 N 29/06/02-14/19587 отказал товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в для ведения дачного хозяйства, указав, что он расположен на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем департамент земельных отношений не является органом, полномочным распоряжаться испрашиваемыми земельными участками.
Кроме того, в тексте решения указано на то, что к заявлению приложена не заверенная в установленном порядке копия устава товарищества, а также товариществом не соблюдена процедура обращения за предоставлением земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, оно обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (п. 1 ст. 29 Земельного кодекса РФ).
Спорный земельный участок ориентировочной площадью 7 га в районе ул. Яхтовая, 2 в г. Владивостоке испрашивался ДНТ для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
Положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В рассматриваемом случае основанием для отказа департамента в предоставлении испрашиваемого ДНТ участка явилось нахождение испрашиваемого земельного участка на территории Седанского участкового лесничества.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
Таким образом, при принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно фрагменту Правил землепользования и застройки на территории г. Владивостока (л.д.47) испрашиваемый ДНТ участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населённых пунктов.
Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, в деле не имеется, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьей 85 ЗК РФ.
Таким образом, при отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу расположения на землях лесного фонда, у департамента и управления отсутствовали основания считать, что спорные отношения регулируются нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, Пятый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материалами дела не подтверждаются сведения о том, что земельный участок в районе улицы Яхтовая, 2 в г. Владивостоке входит в границы Седанкинского участкового лесничества Владивостокского лесничества и является землями лесного фонда.
Также коллегия считает необоснованным довод департамента, изложенный в отказе от 25.10.2011, относительно непредоставления ДНТ документов, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку, исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", такая обязанность членов ДНТ не предусмотрена.
Остальные доводы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку они не были положены в основу оспариваемого отказа.
Установив отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, а также наличия права федеральной собственности на данный участок, учитывая, что при подаче заявления в Департамент ДНТ "Полесье" представило полный пакет документов, предусмотренный пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, учитывая отсутствие в деле доказательств того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте либо изъят из оборота, оснований для отказа в его предоставлении у Департамента не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Довод товарищества о том, что суду необходимо обязать департамент не рассмотреть заявление товарищества, а принять решение о предоставлении товариществу в аренду земельный участок для целей ведения дачного хозяйства, Пятый арбитражный апелляционный суд отклоняется в силу следующего.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с наличием дополнительного основания, а именно нахождение спорного участка в зоне Ж-1, обозначенного департаментом при рассмотрении настоящего дела, препятствующего предоставлению товариществу в аренду земельного участка, которое не отражено в решении от 25.10.2011 N 29/06/02-14/19587, суд апелляционной инстанции считает, что адекватной мерой, способствующей восстановлению нарушенного права заявителя, будет являться возложение на Департамент обязанности в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу рассмотреть обращение дачного некоммерческого товарищества "Полесье" о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе ул. Яхтовая, 2 в г. Владивостоке, для ведения дачного хозяйства, Кроме того, что данная мера соразмерна требованиям и соответствует закону (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2012 года по делу N А51-764/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-764/2012
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Полесье"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством Приморскому краю