Тула |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А62-2772/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Заикиной Н.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Концевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения "Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.06.2012 по делу N А62-2772/2012 (судья Иванов А.В.), принятое по иску областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" (ОГРН 1026701422175) к государственному учреждению "Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (ОГРН 1026701424287, ИНН 7736056647), третьи лица: муниципальное образование "город Смоленск", Управление федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области, - о взыскании 888 000 рублей, при участии от истца - Саврацкого Д.Ю. (доверенность от 10.09.2012); Стасевой О.В. (доверенность от 22.04.2012); от ответчика - Булыкиной Т.Л. (доверенность от 15.05.2012); Хибина А.В. (доверенность от 12.05.2012), в отсутствие третьих лиц, установил следующее.
Областное государственное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" (далее - центр) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к Государственному учреждению "Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - фонд) о взыскании задолженности в сумме 888 000 рублей (т. 1, л. д. 5-7). Исковые требования мотивированы оказанием центром в период с 13.10.2011 по 31.12.2011 услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности.
Определением суда от 14.05.2012, принятым в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "город Смоленск" и Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области (далее - управление) (т. 2, л. д. 80-82).
Решением суда от 21.06.2012 исковые требования удовлетворены (т. 2, л. д. 97-103). Суд установил, что в период действия договора N 027 от 21.01.2011, ожидая выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности, центр оказал услуги по медицинскому обслуживанию беременных женщин. Ввиду этого суд счел необоснованным отказ в возмещении стоимости услуг. Суд указал, что центр не вправе был отказать в оплате медицинских услуг, поскольку это повлекло бы нарушение конституционных прав граждан на получение медицинской помощи.
В апелляционной жалобе фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование своих доводов ссылается на то, что обязательным условием для оплаты медицинских услуг является наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Указывает на то, что срок действия лицензии истца истек 12.10.2011, новая лицензия получена не была. Обращает внимание на то, что между сторонами был подписан акт приема-сдачи выполненных работ от 17.02.2012, в соответствии с которым центром полностью выполнены условия договора, а Фондом полностью оплачены услуги по медицинской помощи.
Муниципальное образование "город Смоленск" в отзыве просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители истца возражали против позиции заявителя. Пояснили, что задержка в получении лицензии была обусловлена несвоевременным оформлением уполномоченными органами власти прав на занимаемые центром помещения, которые находились в муниципальной собственности. В подтверждение этого представили письма департамента Смоленской области по здравоохранению от 01.12.2011 и администрации Смоленской области от 25.11.2011 и от 12.12.2011. Указали, что центр является медицинским учреждением, оказывавшим услуги в крупном районе г. Смоленска, и отказ в них повлек бы негативные последствия для жизни и здоровья граждан. Отметили, что все специалисты, оказывавшие услуги, обладают необходимым медицинским образованием и квалификацией.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили.
В отзыве муниципального образования "город Смоленск" содержится ходатайство о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.
С учетом мнений представителей сторон указанное ходатайство удовлетворено судом на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца и третьих лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, между сторонами заключен договор N 027 от 21.01.2011 "Об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (т. 1, л. д. 9-10).
По условиям договора центр принял на себя обязательства по оказанию услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, а фонд принял на себя обязательство по оплате медицинской помощи и оказанных услуг по медицинской помощи, предусмотренных договором, в соответствии с порядком и условиями, установленными Правительством Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Срок действия договора был определен сторонами с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Центр в установленные сроки представил в Фонд для оплаты оказанных медицинских услуг за период с 13.10.2011 по 31.12.2011 надлежащим образом оформленные талоны родовых сертификатов (т. 1, л. д. 109-150, т. 2, л. д. 1-57) и реестры этих талонов (т. 1, л. д. 13-20).
Ссылаясь на то, что в нарушение условий договора ответчик не оплатил истцу оказанные медицинские услуги, центр обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавших в спорный период, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статьей 23 этих же Основ предусматривалось, что каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 N 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, согласно которой медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы, в том числе медицинская помощь при беременности, родах, в послеродовой период.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1233 утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее - Правила).
Названными Правилами предусмотрено, что в целях вышеуказанного финансового обеспечения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ежемесячно перечисляет средства межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на основании заявок ФСС РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации в свою очередь ежемесячно распределяет средства, поступившие из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, между своими территориальными органами с учетом представляемых ими ежемесячно заявок.
Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на основании заключенного договора перечисляет средства на оплату услуг медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности и оказывающей медицинскую помощь женщинам в период беременности; женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период; по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.
Оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата, выдаваемого медицинской организацией, оказывающей помощь женщинам в период беременности.
Для получения средств на оплату услуг медицинские организации ежемесячно, до 10-го числа, представляют в территориальные органы ФСС РФ счета на оплату услуг с приложением надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и реестров этих талонов.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа, производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, путем перечисления средств на их лицевые счета (на расчетные счета, открытые медицинским организациям в кредитных организациях).
Суд установил, что медицинское учреждение, оказав вышеуказанную медицинскую помощь в период с 13.10.2011 по 31.12.2011, в соответствии с требованиями Правил направило в отделение Фонда счета на оплату спорной суммы с приложением надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и их реестров.
Дав оценку доказательствам по делу и мотивам отказа ответчика в оплате медицинскому учреждению расходов на оказание соответствующей медицинской помощи, суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности отказа центру в оплате спорной суммы.
Из материалов дела следует, что в связи с принятием медицинского лечебно-профилактического учреждения "Клинический родильный дом" и его имущества в государственную собственность Смоленской области названное учреждение было переименовано в Смоленское областное государственное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" (т. 1, л. д. 65, 67).
Распоряжением администрации г. Смоленска от 03.03.2011 N 302-р/адм (т.1, л. д. 61) СОГУЗ "Перинатальный центр" переименовано в областное государственное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр".
Согласно приказу департамента Смоленской области по здравоохранению от 26.04.2011 N 463 в состав центра вошло структурное подразделение "Женская консультация", ранее входившее в ОГБУЗ ""Клиническая больница скорой медицинской помощи". Данное обстоятельство подтверждено ответчиком в его письме от 15.02.2012 N 06-10/06-735 (т. 1, л. д. 53). Срок действия лицензии ФС-67-01-000484, на основании которой женская консультация осуществляла медицинскую деятельность, истек 12.10.2011, на что указано ответчиком в названном письме (т. 1, л. д. 53) и что не оспаривается истцом.
Новая лицензия была выдана центру 07.02.2012 (т. 1, л. д. 83).
Признавая необоснованным отказ ответчика в оплате медицинских услуг, суд первой инстанции правильно указал на то, что в период с 13.10.2011 по 31.12.2011 центр находился в ожидании получения лицензии, отказать в оказании медицинских услуг беременным женщинам он был не вправе.
При наличии у истца необходимых специалистов и обязанности в силу закона оказывать соответствующую медицинскую помощь гражданам, обратившимся за такой помощью, а также при отсутствии на территории нахождения истца иных медицинских учреждений, обладающих возможностью оказывать аналогичную медицинскую помощь, у истца в период ожидания лицензии отсутствовала возможность отказать обратившимся гражданам в предоставлении медицинской помощи. Более того, истец не имел права отказывать в оказании медицинской помощи, поскольку такой отказ влечет реальную угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, охрана которых гарантирована Конституцией Российской Федерации.
Отсутствие у истца лицензии в период с 13.10.2011 по 31.12.2011 являлось формальным обстоятельством, поскольку было связано с процедурой оформления прав на помещения, занимаемые центром и ранее находившиеся в муниципальной собственности в связи с их передачей в собственность Смоленской области. Наличие прав на помещение являлось необходимым условием для выдачи лицензии (пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, действовавшего в спорный период).
В подтверждение факта оформления прав на помещения истцом в апелляционную инстанцию представлены письмо администрации Смоленской области в адрес администрации г. Смоленска от 25.11.2011 о передаче недвижимого имущества; гарантийное письмо департамента Смоленской области по здравоохранению от 01.12.2011 об обеспечении закрепления и регистрации за центром на праве оперативного управления фактически используемых им помещений. Факт переоформления прав на недвижимое имущество ответчиком не отрицается.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства несоответствия истца в спорный период и до выдачи лицензии требованиям Положения о лицензировании медицинской деятельности (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, действовало в спорный период), то отсутствие у истца лицензии на оказание медицинских услуг не могло являться основанием для отказа в возмещении ему понесенных расходов за фактические оказанные медицинские услуги.
Произведенный истцом расчет на сумму 888 000 руб. за оказанную медицинскую помощь подтвержден представленными в дело доказательствами, которые исследованы судом и оценены в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В данном случае порядок расчета урегулирован сторонами в разделе 1 договора N 027 от 21.01.2011, согласно которому должен осуществляться в соответствии с порядком и условиями, установленными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из расчета, определенного пунктом 5 "Правил финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни".
Пунктом 4 "Правил финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233, установлено, что территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляет на основании заключенного договора средства на оплату услуг медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по следующим специальностям:
"акушерство и гинекология" - оплата услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности;
"акушерство и гинекология", "педиатрия" и (или) "неонатология" - оплата услуг по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;
"педиатрия", "неврология", "детская хирургия", "стоматология детская", "травматология-ортопедия", "оториноларингология", "офтальмология", "лабораторная диагностика", "функциональная диагностика", "ультразвуковая диагностика" - оплата услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.
Договор заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Правил территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют медицинским организациям средства на оплату счетов за оказанные услуги, исходя из следующего расчета:
3 тыс. рублей - за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;
6 тыс. рублей - за каждую женщину при оказании ей и новорожденному соответствующей услуги в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;
1 тыс. рублей - за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет и получившего в течение первых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей диспансерное (профилактическое) наблюдение детей;
1 тыс. рублей - за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет и получившего в течение вторых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка.
Оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата, выдаваемого медицинской организацией, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более.
Для получения средств, выделяемых на оплату услуг, медицинские организации ежемесячно, до 10-го числа, представляют в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации счета на оплату услуг с приложением надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и реестров этих талонов.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа, производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, путем перечисления средств на их лицевые счета (на расчетные счета, открытые медицинским организациям в кредитных организациях).
В данном случае договор N 027 от 21.01.2011, заключенный между сторонами, соответствует типовой форме, утвержденной Правительством РФ, факт оказания истцом медицинских услуг в период с 13.10.2011 по 31.12.2011 подтверждается талонами N 1 родовых сертификатов (т. 1, л. д. 109-150, т.2, л.д.1-57), представленными центром в фонд для оплаты оказанных услуг в установленные законодательством сроки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязанность ответчика оплатить оказанные медицинские услуги возникает в силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий договора, заключенного между сторонами.
С учетом того, что в период с 13.10.2011 по 31.12.2011 граждане получали медицинскую помощь в Центре, некачественность услуг не доказана, ответчик не вправе отказать в оплате медицинских услуг, оказанных истцом в спорный период.
Подписание истцом акта приема-сдачи выполненных работ от 17.02.2012 не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт оказания истцом медицинских услуг в спорный период подтверждается материалами дела и их неоплата не оспаривается ответчиком.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - ответчиком по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.06.2012 по делу N А62-2772/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2772/2012
Истец: Областное государственное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр"
Ответчик: ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: МО "город Смоленск", МО "город Смоленск" в лице Администрации города Смоленска, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области