г. Владимир |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А79-5161/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.09.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.05.2012 по делу N А79-5161/2012, принятое судьей Щетинкиным А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "АБС ЗЭиМ Автоматизация" (ОГРН 1022101130314, ИНН 2128006240) о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 01.02.2012 по делу N 32-12-13/пн.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В ходе рассмотрения Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее по тексту - Отделение) обращения акционера открытого акционерного общества "АБС ЗЭиМ Автоматизация" (далее по тексту - Общество) Мозжухина И.Г., выявлено нарушение Обществом пункта 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, выразившееся в раскрытие ежеквартального отчета за 1 квартал 2011 г., не содержащего следующих сведений: сведений о размере вознаграждения, выплаченного Обществом аудитору по итогам каждого из пяти последних завершенных финансовых лет, за которые аудитором проводилась проверка; сведений о сроках кредитов (займов) и сроках их погашения; сведения о возможных действиях Общества по уменьшению влияния факторов, которые могут негативного повлиять на сбыт Обществом своей продукции.
На основании выявленного факта уполномоченным должностным лицом Отделения 21.12.2011 в отношении Общества составлен протокол N 11-405/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материала об административном правонарушении Отделение постановлением от 01.02.2012 привлекло Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 31.05.2012 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Отделение ссылается на несоответствие выводов суд обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение её доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей её нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признаётся информация, в отношении которой проведены действия по её раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признаётся информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" Открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённого приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (действовавшего на момент размещения сведений), обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчёта в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется: а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путём открытой подписки или путём закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утверждённым в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.
Пунктом 5.5 вышеуказанного Положения установлено, что ежеквартальный отчёт должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к настоящему Положению.
В соответствии с Приложением 10: в пункте 1.3 ежеквартального отчёта указывается в том числе, фактический размер вознаграждения, выплаченного эмитентом аудитору по итогам каждого из пяти последних завершенных финансовых лет, за которые аудитором проводилась независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента; в пункте 2.3.2 ежеквартального отчёта описывается исполнение эмитентом обязательств по действовавшим в течение 5 последних завершённых финансовых лет либо за каждый завершённый финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее 5 лет, и действующим на дату окончания отчётного квартала кредитным договорам и/или договорам займа, сумма основного долга по которым составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов эмитента на дату окончания последнего завершённого отчётного квартала, предшествующего заключению соответствующего договора, а также иным кредитным договорам и/или договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными; в пункте 3.2.4 ежеквартального отчёта описываются возможные факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции (работ, услуг), и возможные действия эмитента по уменьшению такого влияния.
Как видно из материалов дела, 15.08.2011 Общество раскрыло на странице в сети Интернет, на которой Общество осуществляет раскрытие информации, текст ежеквартального отчета за 1 квартал 2011 года, не содержащий сведений о размере вознаграждения, выплаченного Обществом аудитору по итогам каждого из пяти последних завершенных финансовых лет, за которые аудитором проводилась проверка; сведений о сроках кредитов (займов) и сроках их погашения; сведения о возможных действиях Общества по уменьшению влияния факторов, которые могут негативного повлиять на сбыт Обществом своей продукции. Данный факт Обществом не оспаривается. В настоящее время нарушение устранено, ежеквартальный отчет дополнен недостающей информацией.
Таким образом, факт нарушения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия общедоступной информации на рынке ценных бумаг установлен и подтверждается материалами дела.
Между тем, в силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа, о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 10, 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 21.12.2011 составлен в отсутствии представителя Общества. При этом административный орган не представил суду доказательств извещения Общества о времени и месте составления протокола. Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено Обществу телеграммой от 17.12.2011. Данная телеграмма получена Захаровой Н.И., которая работником Общества не является. Данное обстоятельство установлено Арбитражным судом Чувашской Республики в решении от 05.05.2012 по делу N А79-5151/2012, в котором участвовали Общество и Отделение.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Несоблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, и взыскание не может быть применено независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.05.2012 по делу N А79-5161/2012 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5161/2012
Истец: ОАО "АБС Автоматизация", ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе
Третье лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе