Закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
(с учетом последних изменений)
Деятельность всех некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Закон "О некоммерческих организациях" устанавливает правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 1 Закона N 7-ФЗ).
Нормы указанного закона применимы ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, независимо от целей их создания и вида деятельности, если иное не установлено другими законодательными актами Российской Федерации.
При этом требования и нормы Закона N 7-ФЗ не распространяются на потребительские кооперативы. Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами.
В соответствии со ст. 2 некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Целями создания некоммерческих организаций могут быть социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие цели. Кроме того, они могут быть созданы в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческие организации могут иметь различные организационно-правовые формы. В том числе некоммерческие организации могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, некоммерческая организация может быть создана иностранными участниками. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы (п. 4 ст. 2 Закона N 7-ФЗ). Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.
Следует отметить, что некоммерческая организация является юридическим лицом, а, следовательно, в соответствии с действующим гражданским законодательством подлежит государственной регистрации. В связи с этим некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Кроме того, она как юридическое лицо имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ).
Также следует отметить, что некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
Кроме того, некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (п. 3 ст. 3 Закона N 7-ФЗ).
Следует отметить, что учредителями некоммерческой организации могут быть физические и (или) юридические лица, если действующим законодательством не предусмотрено иное. Кроме того, учредителями некоммерческой организации также могут быть государственные органы власти, но создающие ее только в форме публичного учреждения.
Как уже было сказано, учредителями могут также выступать иностранные юридические и (или) физические лица.
Прежде чем проводить государственную регистрацию некоммерческой организации, ее учредители должны провести собрание учредителей, на котором должны быть определены основные цели данной некоммерческой организации, ее правовой статус и правомочия. Данные положения должны быть закреплены Уставом некоммерческой организации.
Некоммерческая организация, как и любая другая организация, имеет свой устав. При этом устав некоммерческой организации должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование некоммерческой организации;
2) цель и предмет деятельности;
3) место нахождения;
4) имена, фамилии, места жительства, даты рождения, гражданство и другие сведения из удостоверений личности учредителей;
5) условия и порядок вступления в НКО, выхода и исключения из членства;
6) порядок формирования имущества;
7) взносы учредителей и членские взносы;
8) порядок назначения и отзыва членов органов;
9) порядок образования и ликвидации филиалов;
10) порядок и условия реорганизации;
11) порядок ликвидации и предназначение имущества.
Также следует отметить, что Устав некоммерческой организации должен закреплять срок действия данной некоммерческой организации, так как он может быть срочным или бессрочным. Это связано с тем, что некоммерческая организация может создаваться на определенный срок или бессрочно. Данное положение зависит от целей данной некоммерческой организации.
Кроме того, Устав должен закреплять свой штамп и зарегистрированную в установленном законом порядке эмблему, отражающие специфику деятельности данной некоммерческой организации и идентифицирующие и выделяющие ее среди других некоммерческих организаций.
Как уже было сказано, некоммерческие организации могут быть созданы в различных формах. Так, например, ст. 6 Закона N 7-ФЗ закрепляет общие положения некоммерческих организаций, созданных в форме общественных и религиозных организаций (объединений). При этом деятельность общественных объединений регламентирована также Федеральным законом от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии со ст. 6 Закона N 7-ФЗ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 6 Закона N 7-ФЗ). Однако необходимо заметить, что общественные и религиозные организации (объединения) наделены правом осуществления предпринимательской деятельности, соответствующей целям, для достижения которых они созданы.
Согласно Закону N 82-ФЗ общественные объединения создаются по инициативе их учредителей, число которых не может быть менее трех физических лиц. При этом количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений устанавливается отдельными специальными законами о соответствующих видах общественных объединений (ст. 18 Закона N 82-ФЗ).
В состав учредителей общественных и религиозных учреждений и организаций наряду с физическими лицами могут также входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, т.е. имеющим право осуществления своей уставной деятельности, приобретения прав, за исключением прав юридического лица, и принятия на себя обязанностей, предусмотренных законодательством.
Однако правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента его государственной регистрации.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм (ст. 7 Закона N 82-ФЗ):
1) общественная организация;
2) общественное движение;
3) общественный фонд;
4) общественное учреждение;
5) орган общественной самодеятельности;
6) политическая партия.
В свою очередь общественная организация представляет собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Закона N 82-ФЗ).
Членами общественной организации согласно ее уставу могут выступать как физические лица, так и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено действующим законодательством об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации признается съезд (конференция) или общее собрание. При этом постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
По мере государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган принимает на себя права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественным движением признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Закона N 82-ФЗ).
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. При государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляющих собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (ст. 10 Закона N 82-ФЗ).
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
При государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) регламентируются соответствующим законом о фондах.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11 Закона N 82-ФЗ). Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). При государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Органом общественной самодеятельности признается не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона N 82-ФЗ).
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Следует отметить, что деятельность политических партий, как вида общественных организаций и объединений, регламентируется отдельным законодательством - Федеральным законом от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях". В соответствии с пунктом 1 статьи 36 указанного закона политической партией признается единственный вид общественного объединения, который обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
При этом политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Закона N 95-ФЗ).
Следует отметить, что общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации (ст. 13 Закона N 82-ФЗ).
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Следует отметить, что участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не могут сохранять прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 6 Закона N 7-ФЗ).
Как уже отмечалось, некоммерческая организация может быть создана в форме фонда. В соответствии с п. 1 ст. 7 фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Следует отметить, что фонд имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, указанным в Уставе, и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 7 Закона N 7-ФЗ). При этом для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
При этом фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства (п. 3 ст. 7 Закона N 7-ФЗ). При этом попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Некоммерческая организация также может быть создана в форме государственной корпорации. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона (п. 1 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ).
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п. 2 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ).
Государственная корпорация также обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Некоммерческая организация также может быть создана в форме некоммерческого партнерства. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ (п. 1 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (п. 2 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
Кроме того, члены некоммерческого партнерства имеют право:
1) участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
2) получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
3) по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
4) если иное не установлено Федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
5) получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено Федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Следует отметить, что член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства (п. 4 ст. 8 Закона N 7-ФЗ). При этом член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем 5 п. 3 ст. 8 Закона N 7-ФЗ.
Кроме того, члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального Закона от 3.11.2006 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" в ст. 9 Закона N 7-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения частных учреждений. В новой редакции Закона N 7-ФЗ учреждения получили статус частных учреждений.
Данные изменения были вызваны появлением нового типа государственных (муниципальных) учреждений - автономных учреждений. В соответствии со ст. 2 Закона от 3.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.
При этом автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. В свою очередь автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, установленных законодательством (п. 7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
При этом доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об автономных учреждениях". Однако собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (п. 9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Наряду с другими некоммерческими организациями автономное учреждение ежегодно обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.
Кроме того, автономное учреждение наряду с другими организациями и учреждениями обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 11 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Автономное учреждение также должно предоставлять информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
Автономное учреждение также должно обеспечивать открытость и доступность следующих документов:
1) устав автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения;
2) свидетельство о государственной регистрации автономного учреждения;
3) решение учредителя о создании автономного учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя автономного учреждения;
5) положения о филиалах, представительствах автономного учреждения;
6) документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
7) план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
8) годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения;
9) аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения.
Таким образом, в соответствии с новой редакцией ст. 9 Закона N 7-ФЗ частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 Закона N 7-ФЗ).
Следует отметить, что имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения его деятельности и права на имущество, закрепленное за частным учреждением его собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, частные учреждения являются единственными учреждениями среди некоммерческих организаций, которые не являются собственником своего имущества.
Участие частных учреждений в гражданско-правовых отношениях обеспечивается их учредителями, являющихся собственниками имущества учреждений. В связи с тем, что имущество частного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления, то оно (учреждение) осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством, и в соответствии с целями деятельности учреждения, а также заданиями собственника и назначением имущества.
При этом собственник имущества, т.е. учредитель учреждения имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
В свою очередь частное учреждение не имеет права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. При этом согласно учредительным документам частному учреждению может быть предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. Прибылью от такой деятельности и приобретенным за ее счет имуществом частное учреждение распоряжается самостоятельно и учитывает на отдельном балансе.
К некоммерческим организациям также относятся автономные некоммерческие организации. В соответствии со ст. 10 Закона N 7-ФЗ под автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. В свою очередь учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Они также не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
При этом автономная некоммерческая организация имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей целям, для достижения которых она была создана (п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).
Контроль за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляется учредителями автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Следует отметить, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Закона N 7-ФЗ коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
При этом некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
Следует отметить, что члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица (п. 3 ст. 11 Закона N 7-ФЗ). Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз".
Таким образом, в состав ассоциации (союза) могут включаться как коммерческие, так и некоммерческие организации. При этом сами ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями. Однако цели у коммерческих и некоммерческих организаций при создании ассоциаций (союзов) различные. Как следует из Закона N 7-ФЗ и практики экономической деятельности коммерческие организации создают ассоциации (союзы) с целью координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. При этом целью создания ассоциаций (союзов) некоммерческими организациями является представление и защита их общих интересов, обусловленных специальной правоспособностью некоммерческих организаций.
Ассоциации (союзы) создаются на добровольной основе и не имеют права осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. В связи с этим члены ассоциации (союза) полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц.
Следует отметить, что одно и то же юридическое лицо, являясь полностью самостоятельным, одновременно может выступать членом в нескольких ассоциациях и союзах (в том числе однородных по характеру деятельности). Ассоциации и союзы создаются на основе договора между их участниками.
При этом следует отметить, что учредители ассоциаций (союзов) не связаны между собой ни вещными, ни обязательственными, ни членскими отношениями.
Кроме того, для создания ассоциации (союза) необходим устав, в котором оговариваются все основные вопросы по деятельности данной ассоциации, выборам органов управления, решения тех или иных вопросов, финансирование и др. Кроме того, устав определяет статус ассоциации (союза) в его взаимоотношениях с третьими лицами.
Изначально имущество ассоциации (союза) состоит из вступительных и членских взносов участников, а также из добровольных взносов (пожертвований), и становится собственностью ассоциации (союза). При этом учредители (участники) ассоциации (союза) не приобретают на переданное ассоциации (союзу) имущество никаких прав.
Имущество ассоциации (союза) предназначено только для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами. При этом в случае недостатка имущества ассоциации (союза) для покрытия обязательств перед кредиторами участники несут ограниченную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) закрепляется уставом ассоциации (союза) и составляет важную особенность ее гражданско-правового статуса.
Исходя из этого, участники ассоциации несут субсидиарную ответственность по долгам и обязательствам ассоциации (союза), то такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом. Остаток имущества ассоциации (союза), образовавшийся после ее ликвидации, передается для использования на цели, определенные уставом, или на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между его учредителями (членами).
В соответствии с Законом N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации (п. 1 ст. 13 Закона N 7-ФЗ). При этом создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Как уже отмечалось, наряду с коммерческими организациями некоммерческая организация также подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ). Государственная регистрация некоммерческой организации осуществляется в целях контроля государства за интересами всех участников имущественного оборота и законностью создания некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.
С целью государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы (п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ):
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
7) при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
Необходимо отметить, что при государственной регистрации некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 9 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).
Учредительными документами некоммерческих организаций являются (ст. 14 Закона N 7-ФЗ):
1) устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
2) учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.
Следует отметить, что Федеральным законом от 3.11.2006 г. N 175-ФЗ в ст. 14 Закона N 7-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми из состава учредительных документов было исключено решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций имеют право заключить учредительный договор.
В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Следует отметить, что учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать информацию о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства. Кроме того, в учредительных документах некоммерческой организации также могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения.
В устав некоммерческой организации могут быть внесены изменения. Однако эти изменения могут быть внесены по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке (п. 4 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).
В случае если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.
В соответствии со ст. 15 Закона N 7-ФЗ учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.
При этом иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами (п. 1.1 ст. 15 Закона N 7-ФЗ).
В состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации не могут быть включены следующие категории (п. 1.2 ст. 15 Закона N 7-ФЗ):
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.
Следует отметить, что число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 17 Закона N 7-ФЗ некоммерческое партнерство имеет право на преобразование в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
Следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом от 3.11.2006 г. N 175-ФЗ в связи с появлением нового вида некоммерческих организаций - автономных учреждений, новая редакция ст. 17 Закона N 7-ФЗ предусматривает, что частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Кроме того, автономная некоммерческая организация также имеет право преобразоваться в фонд. Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.
Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) - всеми членами, заключившими договор о ее создании (п. 5 ст. 17 Закона N 7-ФЗ).
Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником. Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.
При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом (п. 6 ст. 17 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 18 Закона N 7-ФЗ).
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
4) в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с п. 2.1 ст. 18 Закона N 7-ФЗ отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:
1) в случае ликвидации соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации;
2) в случае непредставления сведений, указанных в п. 4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ;
3) в случае если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, а также представленным в соответствии с п. 4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ сведениям.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
При этом законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.
Следует отметить, что отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
Кроме того, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, но только если это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
При этом законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. При этом некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума" в Закон N 7-ФЗ внесены изменения в части ограничения отдельных видов деятельности. Закон N 274-ФЗ дополнил ст. 25 п. 3.1, в соответствии с которой законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Кроме того, некоммерческая организация может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки (п. 1 ст. 25 Закона N 7-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 25 Закона N 7-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2006 г. N 276-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (п. 1 ст. 2 Закона N 276-ФЗ), ст. 25 Закона N 7-ФЗ была дополнена положением, согласно которому Федеральным законом может быть установлено право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.
При этом некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание (п. 2 ст. 25 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 26 источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;
4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
5) доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
6) другие не запрещенные законом поступления.
При этом законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.
Источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена Федеральным законом.
Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации наряду с другими поступлениями являются основным источником ее финансирования, а также обеспечения уставной деятельности.
Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все без исключения хозяйственные операции должны быть документально подтверждены, т.е. должны быть оформлены первичными документами, на основании которых осуществляется ведение бухгалтерского учета. Данное положение применяется и некоммерческими организациями.
При этом полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации (п. 3 ст. 25 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными Федеральными законами.
При этом в соответствии с изменениями, внесенными Законом от 30.12.2006 г. N 276-ФЗ, иными федеральными законами может предусматриваться формирование органов управления некоммерческой организацией, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются (п. 1 ст. 29 Закона N 7-ФЗ):
1) коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
2) общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
Порядок управления фондом определяется его уставом.
Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях).
Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана (п. 2 ст. 29 Закона N 7-ФЗ).
В компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией является решение следующих вопросов (п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ):
1) изменение устава некоммерческой организации;
2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
5) утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
6) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
7) участие в других организациях;
8) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к компетенции которого относится ряд вышеуказанных вопросов.
Следует отметить, что для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией (п. 5 ст. 29 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Кроме того, в аппарат управления некоммерческой организации входит исполнительный орган, который может быть коллегиальным и (или) единоличным (п. 1 ст. 30 Закона N 7-ФЗ). Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.
Исполнительный орган некоммерческой организации занимается решением вопросов, не относящихся к исключительной компетенции других органов управления некоммерческой организацией (п. 2 ст. 30 Закона N 7-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3.11.2006 г. N 175-ФЗ (ст. 4 Закона N 175-ФЗ) в связи с появлением новой формы некоммерческих организаций - автономных учреждений - органы государственной власти и органы местного самоуправления больше не могут создавать государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также осуществлять их полное или частичное финансирование. Деятельность автономных учреждений регламентируется отдельным законодательством.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе (п. 1 ст. 31 Закона N 7-ФЗ):
1) предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
2) предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
3) размещение среди некоммерческих организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственных и муниципальных социальных заказов;
4) предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
При этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку (п. 2 ст. 31 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.
При этом структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).
Е.В. Бехтерева
"Горячая линия бухгалтера", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.